РОМАН «ХЛЕБ» – НЕСТАРЕЮЩЕЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ Д.Н. МАМИНА-СИБИРЯКА
Произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка, несмотря на преклонный возраст, и сейчас в XXI веке остаются актуальными и востребованными. В чем же их секрет?
П. Метелин в статье «Его время пришло» в журнале «Новый мир» за 1938 год писал: «Д.Н. Мамин-Сибиряк – автор замечательных художественных и публицистических произведений, рассказывающих о быте дореволюционного Урала. Для произведений Мамина-Сибиряка характерно стремление к точности фактов и изображений событий, как привило, взятых из реальной жизни, хронологических и топографических описаний отдельных объектов… Мамин-Сибиряк был крупным художником-реалистом. Творческий материал он черпал всегда из жизни, заботился, прежде всего, о жизненной правде своих произведений. <…> В центре своего творческого внимания ставил он не личность, а крупнейшие исторические движения и сдвиги в общественной жизни и, главным образом, в широкой жизни народных масс».
Именно поэтому творчество Мамина-Сибиряка представляет интерес не только художественный, но исторический, экономический и даже политический! Одним из таких нестареющих произведений является роман «Хлеб», опубликованный в журнале «Русская мысль» в 1895 году. Это последний роман Мамина-Сибиряка на уральскую тему стал источником изучения разных аспектов социально-экономической жизни общества, актуальных и на сегодняшний день.
Роман «Хлеб», опубликованный в журнале «Русская мысль». 1895 г.
Уже в начале литературной деятельности Мамин проявляет интерес к истории родного края, изучению которого он посвятил многие годы, что в последствие сформировало глубокий историзм его публицистического и художественного мышления.
Материал для романа «Хлеб» писатель собирал больше десяти лет. Замысел он объяснял в письме А. Пыпину от 21 октября 1891 года: «…Сама по себе эта тема сейчас является самой подходящей. Зауралье представляет собой хлебное золотое дно, и его разорение последовательно шло с водворением в этом крае капиталистической крупной хлебной торговли, пустившей в оборот миллионные капиталы и выдувшей все запасы у крестьян, которые в форме денег ушли на ситцы, самовары и в кабак, – с водворением целой сети винокуренных заводов, производящих выкурку сотен миллионов ведер спирта, – с проведением железной дороги, открывшей сбыт хлеба в Россию, и т. д. Все эти причины действовали совместно и довели золотое дно до периодических голодовок систематически. Интересно проследить, как раньше крестьянин оборачивался всем своим и в деньгах нуждался только для податей; а от этого зависело то, что у него сохранялись хлебные запасы, которыми и покрывались случавшиеся недороды. Когда запасы были распроданы – все хозяйство держится одним годом. Интересно также проследить операции мелкой хлебной торговли и быстрое разорение среднего купца крупными фирмами, поставившими хлебное дело, как своего рода азартную игру. Одним словом, тема интереснейшая и единственная в своем роде».
В 1891 году многие районы России охватил голод. Одними из основных причин разорения и отсталости сельского хозяйства в России XIX века, по мнению историков, стали: малоземелье крестьян, большая многодетность крестьянских семей, которая влияла на малоземелье, ограниченные права крестьян. Возникает необходимость «беспрепятственного развития буржуазных отношений». В романе «Хлеб» действие разворачивается в Зауралье, в котором в силу исторических причин не было этих явлений. Писатель показывает, что именно процесс проникновения капитализма во все сферы жизни деревни в этом регионе становится причиной города и разорения крестьян и купечества.
В основу важнейших событий романа легли подлинные факты и реальные люди. Так один из важнейших эпизодов романа – конкурентная борьба между Прохоровым и Стабровским, прототипом которого стал известный в то время на Урале монополист-виноторговец Альфонс Фомич Козелл-Поклевский, организовавший своеобразный «синдикат» винокуренных заводчиков. Прототипом Михея Зотыча Колобова стал талантливый самородок Климент Ушков, биографию которого автор тщательно изучил.
Писатель остро чувствовал движение времени, связь прошедшего и настоящего. Именно в связи с этими событиями возникло у Мамина намерение написать роман «Хлеб», который представляет интерес, прежде всего, как исторический источник.
Интересен роман и как источник изучения развития экономики России во второй половине XIX века, которое неравномерно проходило в разных регионах огромного государства. Елена Чиркова, кандидат экономических наук, писатель и журналист пишет: «Для нас, экономистов, литература – это удивительная штука. Порой в художественном произведении можно обнаружить такое потрясающее описание экономических реалий и процессов, какого не встретишь и в научном тексте. Какие только книги не оказываются на поверку экономическими!».
В книге «История капитала от «Синдбада-морехода» до «Вишневого сада». Экономический путеводитель по мировой литературе» Е. Чиркова на примере литературных произведений рассматривает важнейшие экономические концепции и понятия, ключевые эпизоды мировой экономической и финансовой истории, финансовые схемы. Творчеству Мамина-Сибиряка посвящена глава «Хищнический капитализм по-русски в романах «Приваловские миллионы» и «Хлеб» Д.Н. Мамина-Сибиряка»: «В экономическом смысле роман «Хлеб» мне показался интересен двумя аспектами. Во-первых, в нем хорошо прорисована роль кредита в «развитии капитализма», и Мамин-Сибиряк понимает его двойственную сущность – без кредита не выжить, а если взять, то можно оказаться в кабале. Мелкий предприниматель «попадает» и так, и эдак. Во-вторых, ярко показано, как происходит возникновение монополий, а также какими приемами – демпингом, например, – пользуются, чтобы захватить рынок». Согласитесь, звучит актуально и для наших дней?
Многие исследователи фольклора обращались и обращаются к произведениям Мамина.
В статье «Концепт «Хлеб» в структуре одноименного романа Д.Н. Мамина-Сибиряка» Л.М. Митрофанова пишет о формах организации времени. Весь календарный год на Руси был расписан и подчинялся вековой необходимости – вырастить хлеб, тем самым сохранив жизнь. Именно поэтому народный календарь становится основной формой организации художественного времени в романе: «Хлеб» – это, безусловно, одно из ярчайших проявлений фольклоризма в поздней уральской прозе Д. Н. Мамина-Сибиряка».
К данной теме обращается и О.С. Коноплёва, кандидат филологических наук в своей диссертации «Фольклоризм «Уральских рассказов» Д.Н. Мамина-Сибиряка»: «Мамин-Сибиряк был близок к народу, поэтому практически во всех своих произведениях он обращается к разным фольклорным мотивам: пословицам, поговоркам, загадкам, песням. Используя их, поэт создает образы людей из народа, показывает их духовный мир и внутренние качества. Фольклорные мотивы искусно впаяны в текстовую ткань произведений»:
– Пословицы, поговорки из романа «Хлеб»: «Владеют городом, а помирают голодом», «Суди на волка, суди и по волку», «У хлеба не без крох», муж пьет – крыша горит, жена запила – весь дом, «У хорошего мужа и жена хороша», «Милости просим через забор шляпой щей хлебать», «Хлеб за брюхом не ходит», «И пес перед хлебом смиряется» и другие.
– Загадки: «Сам гол, а рубашка за пазухой», «Стоит голубятня, летят голуби со всех сторон, клюют зерно, а сами худеют».
Исследование романа «Хлеб» Д. Мамина-Сибиряка с позиции фольклоризма позволяет выявить степень его мастерства и самобытности, более глубоко проникнуть в художественную ткань произведения и осмыслить его содержательность.
Лариса Соболева в статье «Природные стихии в романе Д.Н. Мамина-Сибиряка «Хлеб» раскрывая философскую, мировоззренческую подоплеку романа, показывает, насколько существенны были образы воды, земли, огня для воплощения идейной основы произведения. Причины катастрофы писатель видит, по мнению автора, не только в природных катаклизмах, сколько в равнодушии людей, необоснованных амбициях, отсутствии милосердия, безответственности власти и предпринимательском авантюризме. Благодатная земля, утопически прекрасная в начале романа, превращается в холодную пустыню в конце повествования.
Живительная сила преобразуется в смертельную угрозу. Река Ключевая, щедро дарившая свои воды и бывшая главной артерией края, становится могилой для главного героя Галактиона Колобова. Огонь обрушивается на город, уничтожая его, подобно небесной силе, наказующей грешников. Стихии, будучи неотъемлемой частью природных условий, в романе обретают символическую природу, открывая читателю ужасающие последствия человеческого нравственного падения.
Обращение к изображению стихий дает роману необходимый вселенский масштаб, события провинциального города становятся воплощением общечеловеческой трагедии в результате утраты подлинных жизненных ценностей. Мамин-Сибиряк предчувствует грядущие катастрофы XX века и в своем романе не только анализирует случившиеся губительные последствия, но и предупреждает читателя о возможном углублении кризиса, оставляет его на перепутье, заставляя думать о выборе пути и способах спасения отечества.
Роман «Хлеб» на венгерском языке.
Ценным источником роман «Хлеб» стал и для правоведов. Волгоградская областная библиотека для молодежи совместно с Волгоградским институтом управления – филиалом РАНХиГС в рамках проекта по правовой грамотности «Право? Знать!» на своем сайте ведут рубрику «Изучаем право по произведениям художественной литературы» https://vobm.ru/prof/tpost/7ye7z7n931-dmitrii-mamin-sibiryak-hleb
Таким произведением стал и роман «Хлеб». Например, исходя из контекста романа, рассматривается вопрос, что представляет собой залог с точки зрения российского гражданского права, да и другие правовые казусы со страниц романа.
По мнению организаторов рубрики, школьникам это поможет лучше освоить обществознание, а студентам углубить свои знания в юриспруденции. Учителям и преподавателям данная рубрика может быть полезной для проведения занятий по обществознанию и праву.
Союз борьбы за народную трезвость РФ, который является соучредителем и входит в Российское общественное движение «Трезвая Россия», обращается к роману «Хлеб» как источнику изучения движения за трезвость в России: «Как это происходило прекрасно запечатлено в романе «Хлеб». Роман «Хлеб» читается легко, невозможно оторваться от него...
Именно этот динамизм общественной жизни так талантливо и изобразил в романе «Хлеб» певец Урала – Мамин-Сибиряк. После отмены крепостного права в 1861 году, а этим закончился первый этап трезвенного движения России, в котором приняло участие 23 губернии центра, севера и юга России. Откупную систему заменили на акцизную и в России стало свыше 500 тысяч кабаков. Как это происходило прекрасно запечатлено в романе «Хлеб». Роман «Хлеб» читается легко, невозможно оторваться от него. После его прочтения, становится понятным, почему царские власти вынуждены были в мае 1885 года разрешать жителям посредством решений сельских сходов закрывать кабаки – так рождалось право местного запрета в России. Именно этим и был ознаменован второй этап трезвенного движения в России, положивший начало замечательному явлению русской жизни истории местных запретов, которую мы к сожалению забыли и которое спасет в итоге Россию.
Артур Байдулетов в статье «Реализм в творчестве Мамина-Сибиряка» дал оценку творчеству писателя: «Благодаря работам Мамина-Сибиряка, благодаря его точному отображению эпохи, прямо сейчас мы можем понять, как жили люди того времени. Мы можем погрузиться в мир и переживания людей, живших в то время. <…> Благодаря ему, мы сохраняем связь с прошлым. Поэтому мы можем понять, как сегодняшний мир сформировался и развивался. Они раскрывают причины и последствия событий, обстоятельства, влиявшие на формирование общественных, политических и экономических систем. Понимание исторического контекста помогает нам объяснить текущие явления, проблемы и тренды. Прошлые опыты и неудачи дают нам возможность понять, какие решения были успешными, а какие – нет».
Роман «Хлеб» является ярким подтверждением этих слов.
Н.А. Волкова,
зав. Литературно-мемориальным музеем Д.Н. Мамина-Сибиряка