Aa Aa Aa
Aa Aa Aa
Aa Aa Aa
Обычная версия
Научная деятельность

РОМАН «ХЛЕБ» – НЕСТАРЕЮЩЕЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ Д.Н. МАМИНА-СИБИРЯКА

Произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка, несмотря на преклонный возраст, и сейчас в XXI веке остаются актуальными и востребованными. В чем же их секрет?

П. Метелин в статье «Его время пришло» в журнале «Новый мир» за 1938 год писал: «Д.Н. Мамин-Сибиряк – автор замечательных художественных и публицистических произведений, рассказывающих о быте дореволюционного Урала. Для произведений Мамина-Сибиряка характерно стремление к точности фактов и изображений событий, как привило, взятых из реальной жизни, хронологических и топографических описаний отдельных объектов… Мамин-Сибиряк был крупным художником-реалистом. Творческий материал он черпал всегда из жизни, заботился, прежде всего, о жизненной правде своих произведений. <…> В центре своего творческого внимания ставил он не личность, а крупнейшие исторические движения и сдвиги в общественной жизни и, главным образом, в широкой жизни народных масс».

Именно поэтому творчество Мамина-Сибиряка представляет интерес не только художественный, но исторический, экономический и даже политический! Одним из таких нестареющих произведений является роман «Хлеб», опубликованный в журнале «Русская мысль» в 1895 году. Это последний роман Мамина-Сибиряка на уральскую тему стал источником изучения разных аспектов социально-экономической жизни общества, актуальных и на сегодняшний день.




1. Журнал Русская мысль титульный лист.jpg


2. Журнал Русская мысль Роман Хлеб.jpg
Роман «Хлеб», опубликованный в журнале «Русская мысль». 1895 г.



Уже в начале литературной деятельности Мамин проявляет интерес к истории родного края, изучению которого он посвятил многие годы, что в последствие сформировало глубокий историзм его публицистического и художественного мышления.
Материал для романа «Хлеб» писатель собирал больше десяти лет. Замысел он объяснял в письме А. Пыпину от 21 октября 1891 года: «…Сама по себе эта тема сейчас является самой подходящей. Зауралье представляет собой хлебное золотое дно, и его разорение последовательно шло с водворением в этом крае капиталистической крупной хлебной торговли, пустившей в оборот миллионные капиталы и выдувшей все запасы у крестьян, которые в форме денег ушли на ситцы, самовары и в кабак, – с водворением целой сети винокуренных заводов, производящих выкурку сотен миллионов ведер спирта, – с проведением железной дороги, открывшей сбыт хлеба в Россию, и т. д. Все эти причины действовали совместно и довели золотое дно до периодических голодовок систематически. Интересно проследить, как раньше крестьянин оборачивался всем своим и в деньгах нуждался только для податей; а от этого зависело то, что у него сохранялись хлебные запасы, которыми и покрывались случавшиеся недороды. Когда запасы были распроданы – все хозяйство держится одним годом. Интересно также проследить операции мелкой хлебной торговли и быстрое разорение среднего купца крупными фирмами, поставившими хлебное дело, как своего рода азартную игру. Одним словом, тема интереснейшая и единственная в своем роде».

В 1891 году многие районы России охватил голод. Одними из основных причин разорения и отсталости сельского хозяйства в России XIX века, по мнению историков, стали: малоземелье крестьян, большая многодетность крестьянских семей, которая влияла на малоземелье, ограниченные права крестьян. Возникает необходимость «беспрепятственного развития буржуазных отношений». В романе «Хлеб» действие разворачивается в Зауралье, в котором в силу исторических причин не было этих явлений. Писатель показывает, что именно процесс проникновения капитализма во все сферы жизни деревни в этом регионе становится причиной города и разорения крестьян и купечества.

В основу важнейших событий романа легли подлинные факты и реальные люди. Так один из важнейших эпизодов романа – конкурентная борьба между Прохоровым и Стабровским, прототипом которого стал известный в то время на Урале монополист-виноторговец Альфонс Фомич Козелл-Поклевский, организовавший своеобразный «синдикат» винокуренных заводчиков. Прототипом Михея Зотыча Колобова стал талантливый самородок Климент Ушков, биографию которого автор тщательно изучил.

Писатель остро чувствовал движение времени, связь прошедшего и настоящего. Именно в связи с этими событиями возникло у Мамина намерение написать роман «Хлеб», который представляет интерес, прежде всего, как исторический источник.

Интересен роман и как источник изучения развития экономики России во второй половине XIX века, которое неравномерно проходило в разных регионах огромного государства. Елена Чиркова, кандидат экономических наук, писатель и журналист пишет: «Для нас, экономистов, литература – это удивительная штука. Порой в художественном произведении можно обнаружить такое потрясающее описание экономических реалий и процессов, какого не встретишь и в научном тексте. Какие только книги не оказываются на поверку экономическими!».

В книге «История капитала от «Синдбада-морехода» до «Вишневого сада». Экономический путеводитель по мировой литературе» Е. Чиркова на примере литературных произведений рассматривает важнейшие экономические концепции и понятия, ключевые эпизоды мировой экономической и финансовой истории, финансовые схемы. Творчеству Мамина-Сибиряка посвящена глава «Хищнический капитализм по-русски в романах «Приваловские миллионы» и «Хлеб» Д.Н. Мамина-Сибиряка»: «В экономическом смысле роман «Хлеб» мне показался интересен двумя аспектами. Во-первых, в нем хорошо прорисована роль кредита в «развитии капитализма», и Мамин-Сибиряк понимает его двойственную сущность – без кредита не выжить, а если взять, то можно оказаться в кабале. Мелкий предприниматель «попадает» и так, и эдак. Во-вторых, ярко показано, как происходит возникновение монополий, а также какими приемами – демпингом, например, – пользуются, чтобы захватить рынок». Согласитесь, звучит актуально и для наших дней?

Многие исследователи фольклора обращались и обращаются к произведениям Мамина.

В статье «Концепт «Хлеб» в структуре одноименного романа Д.Н. Мамина-Сибиряка» Л.М. Митрофанова пишет о формах организации времени. Весь календарный год на Руси был расписан и подчинялся вековой необходимости – вырастить хлеб, тем самым сохранив жизнь. Именно поэтому народный календарь становится основной формой организации художественного времени в романе: «Хлеб» – это, безусловно, одно из ярчайших проявлений фольклоризма в поздней уральской прозе Д. Н. Мамина-Сибиряка».

К данной теме обращается и О.С. Коноплёва, кандидат филологических наук в своей диссертации «Фольклоризм «Уральских рассказов» Д.Н. Мамина-Сибиряка»: «Мамин-Сибиряк был близок к народу, поэтому практически во всех своих произведениях он обращается к разным фольклорным мотивам: пословицам, поговоркам, загадкам, песням. Используя их, поэт создает образы людей из народа, показывает их духовный мир и внутренние качества. Фольклорные мотивы искусно впаяны в текстовую ткань произведений»:

– Пословицы, поговорки из романа «Хлеб»: «Владеют городом, а помирают голодом», «Суди на волка, суди и по волку», «У хлеба не без крох», муж пьет – крыша горит, жена запила – весь дом, «У хорошего мужа и жена хороша», «Милости просим через забор шляпой щей хлебать», «Хлеб за брюхом не ходит», «И пес перед хлебом смиряется» и другие.

– Загадки: «Сам гол, а рубашка за пазухой», «Стоит голубятня, летят голуби со всех сторон, клюют зерно, а сами худеют».

Исследование романа «Хлеб» Д. Мамина-Сибиряка с позиции фольклоризма позволяет выявить степень его мастерства и самобытности, более глубоко проникнуть в художественную ткань произведения и осмыслить его содержательность.

Лариса Соболева в статье «Природные стихии в романе Д.Н. Мамина-Сибиряка «Хлеб» раскрывая философскую, мировоззренческую подоплеку романа, показывает, насколько существенны были образы воды, земли, огня для воплощения идейной основы произведения. Причины катастрофы писатель видит, по мнению автора, не только в природных катаклизмах, сколько в равнодушии людей, необоснованных амбициях, отсутствии милосердия, безответственности власти и предпринимательском авантюризме. Благодатная земля, утопически прекрасная в начале романа, превращается в холодную пустыню в конце повествования.

Живительная сила преобразуется в смертельную угрозу. Река Ключевая, щедро дарившая свои воды и бывшая главной артерией края, становится могилой для главного героя Галактиона Колобова. Огонь обрушивается на город, уничтожая его, подобно небесной силе, наказующей грешников. Стихии, будучи неотъемлемой частью природных условий, в романе обретают символическую природу, открывая читателю ужасающие последствия человеческого нравственного падения.

Обращение к изображению стихий дает роману необходимый вселенский масштаб, события провинциального города становятся воплощением общечеловеческой трагедии в результате утраты подлинных жизненных ценностей. Мамин-Сибиряк предчувствует грядущие катастрофы XX века и в своем романе не только анализирует случившиеся губительные последствия, но и предупреждает читателя о возможном углублении кризиса, оставляет его на перепутье, заставляя думать о выборе пути и способах спасения отечества.



3. Роман Хлеб на венгерском языке.jpg

4. Роман Хлеб на венгерском языке с.3.jpg

5. Роман Хлеб на венгерском языке с.16.jpg

6. Роман Хлеб на венгерском языке с.248.jpg
Роман «Хлеб» на венгерском языке.



Ценным источником роман «Хлеб» стал и для правоведов. Волгоградская областная библиотека для молодежи совместно с Волгоградским институтом управления – филиалом РАНХиГС в рамках проекта по правовой грамотности «Право? Знать!» на своем сайте ведут рубрику «Изучаем право по произведениям художественной литературы» https://vobm.ru/prof/tpost/7ye7z7n931-dmitrii-mamin-sibiryak-hleb


Таким произведением стал и роман «Хлеб». Например, исходя из контекста романа, рассматривается вопрос, что представляет собой залог с точки зрения российского гражданского права, да и другие правовые казусы со страниц романа.

По мнению организаторов рубрики, школьникам это поможет лучше освоить обществознание, а студентам углубить свои знания в юриспруденции. Учителям и преподавателям данная рубрика может быть полезной для проведения занятий по обществознанию и праву.

Союз борьбы за народную трезвость РФ, который является соучредителем и входит в Российское общественное движение «Трезвая Россия», обращается к роману «Хлеб» как источнику изучения движения за трезвость в России: «Как это происходило прекрасно запечатлено в романе «Хлеб». Роман «Хлеб» читается легко, невозможно оторваться от него...

Именно этот динамизм общественной жизни так талантливо и изобразил в романе «Хлеб» певец Урала – Мамин-Сибиряк. После отмены крепостного права в 1861 году, а этим закончился первый этап трезвенного движения России, в котором приняло участие 23 губернии центра, севера и юга России. Откупную систему заменили на акцизную и в России стало свыше 500 тысяч кабаков. Как это происходило прекрасно запечатлено в романе «Хлеб». Роман «Хлеб» читается легко, невозможно оторваться от него. После его прочтения, становится понятным, почему царские власти вынуждены были в мае 1885 года разрешать жителям посредством решений сельских сходов закрывать кабаки – так рождалось право местного запрета в России. Именно этим и был ознаменован второй этап трезвенного движения в России, положивший начало замечательному явлению русской жизни истории местных запретов, которую мы к сожалению забыли и которое спасет в итоге Россию.

Артур Байдулетов в статье «Реализм в творчестве Мамина-Сибиряка» дал оценку творчеству писателя: «Благодаря работам Мамина-Сибиряка, благодаря его точному отображению эпохи, прямо сейчас мы можем понять, как жили люди того времени. Мы можем погрузиться в мир и переживания людей, живших в то время. <…> Благодаря ему, мы сохраняем связь с прошлым. Поэтому мы можем понять, как сегодняшний мир сформировался и развивался. Они раскрывают причины и последствия событий, обстоятельства, влиявшие на формирование общественных, политических и экономических систем. Понимание исторического контекста помогает нам объяснить текущие явления, проблемы и тренды. Прошлые опыты и неудачи дают нам возможность понять, какие решения были успешными, а какие – нет».

Роман «Хлеб» является ярким подтверждением этих слов.



Н.А. Волкова,
зав. Литературно-мемориальным музеем Д.Н. Мамина-Сибиряка