Aa Aa Aa
Aa Aa Aa
Aa Aa Aa
Обычная версия
Научная деятельность

ТАГИЛЬСКИЙ КАПУСТНИК

Капустник – это не только процесс заготовки полезного овоща на зиму, но и старинный обряд, включавший в себя шуточные игрища, песни, хороводы, разные забавы и, конечно, дружеское застолье.


7. ТМ-6772. Художественная открытка. Надпи-си На Урале 139. Кыштым-ский завод. Капустка..jpg

Художественная открытка. 


Когда же на Руси появилась капуста?


Первые упоминания о ней относятся к IХ веку. Тогда она не была ещё так известна. Смоленский князь Ростислав Мстиславович как дорогой и особенный подарок преподнес своему другу целый огород капусты, который назывался тогда капустником. С ХVII столетия у капусты у православных на Руси появилась своя покровительница – Арина-рассадница. Крестьяне старались 18 мая, на Арину-рассадницу, высадить этот овощ, чтобы был хороший урожай. Капуста была самым любимым овощем на Руси, недаром её величали «первой барыней на деревне», а про меж собой сказывали: «Хлеб да капуста лиха не допустят», «Капусту на зиму рубить – всю зиму сытым быть!», «Квашеная капустка – и подать не стыдно, и съесть не жалко!».

Изобилие капусты на Руси удивляло даже видавших виды иностранцев. Так, в XIII веке некий Корнилий де Буин писал: «В Московии произрастает обыкновенная белая капуста, которой русские заготавливают большие запасы и которую простолюдины едят по два раза в день».

Что и говорить, хороша капустка и в наваристых щах, и ароматном борще, и в румяном пироге и просто в расписной плошке: ядреная, квашеная, заправленная душистым подсолнечным маслицем. А если еще отварить в мундире молодой картошечки да прихлебнуть забористым квасцом, то и вовсе из-за стола можно не выходить…


4. НВ-15969. Погрузка мешков с картошкой в огородной артели в Н. Тагиле. 1928 г..jpg
Погрузка мешков с картошкой в огородной артели в Н. Тагиле. 1928 г.



Картофель, репа, морковь, брюква («каляга») и особенно капуста не сходили со стола тагильских рабочих. В квашеном виде она заготовлялась семьями впрок и употреблялась не только в чистом виде, но и в традиционных для Тагила «простых щах» с квашеной капустой. Характерной чертой быта рабочих семей было то, что по составу кушаний и по способу их приготовления повседневная пища тагильских рабочих была близка к деревенской. Для неё было характерно полное отсутствие всяких приправ, соусов, гарниров, употребление мяса исключительно в вареном виде.


Капусту в Тагиле выращивали на приусадебного участке («усаде»), который составлял 18 сажен в поперечнике и 30 сажен в длину, что равняется примерно 24,5 соток. Приусадебный участок использовался в основном под огород, где возделывались картофель, овощи и в значительных количествах капуста, выращивание которой в Нижнем Тагиле было очень развито. Тагильская капуста высоко ценилась окрестными крестьянами, закупавшими ее в некоторых хозяйствах ещё в грядах. В тех же семьях, где капуста не выращивалась на заказ, с огорода почти ничего не продавалось, а расходовалось в собственном хозяйстве. В тех случаях, когда овощей со своего огорода не хватало, подкупали их грядами у соседей.

Обращая внимание на это обстоятельство, тагильский краевед Александр Федулович Кожевников в своих воспоминаниях о капустнике, хранящихся в архиве музея-заповедника «Горнозаводской Урал» сообщает: «Казалось бы? как мог дореволюционный Тагил кормить капустой близлежащие деревни и поселки? Между тем это так. В погожие дни, когда заканчивалось «бабье лето», вереницы колымаг устремлялись в Тагил из деревень Салка, Боброва, Шайтанка и других, за капустой. Домохозяйки с выйских улиц - Большевогульской, Маловогульской, Волковой и др., старательно выращивали тугую белокачанную капусту и продавали её приезжавшим покупателям. Явление должно быть обратное: заводскому населению следовало ехать в деревню, но все дело в том, что деревенское население в большинстве своем лето проводило на старательских работах на приисках, в артелях все – от мала до велика и ухаживать за капустой было некогда… Некоторые покупатели с осени заказывали определенное количество – две-три грядки капусты и, когда она поспевала, ехали за ней к своим знакомым. Кочаны бережно укладывали в колымаги, тщательно упаковывали её в чистые половики».


1. ТМ-21613 И-390.JPG Икона. Воздвижение Креста Господня с ангелом- хранителем и святым Иоанном на полях Нижний Тагил..JPG
Икона. «Воздвижение Креста Господня»



2. ТМ-22237.JPG Икона Поклонение иконе Богоматери Казанской с предстоящими святыми великомучеником Георгием Победоносцем и преподобным Сергием Радонежским.JPG
Икона Поклонение иконе Богоматери Казанской с предстоящими святыми великомучеником Георгием Победоносцем и преподобным Сергием Радонежским




С 27 сентября, праздника Воздвиженья Святого и Животворящего Креста Господнего или с 8 октября, дня Сергия Радонежского, получившего в народе название Сергия-капустника, женщины сообща, помогая друг другу, на протяжении целых двух недель начинали рубить капусту… Эти дни получили название «капустники», «капустницы», «капустные вечерки».


Молодёжь с нетерпением ожидала капустниц. Весело они проходили, с разговорами, шутками-прибаутками. Девушки ходили с песнями из дома в дом рубить капусту. Прежде всего, доставали с сарая большое корыто, длиною два - три метра и устанавливали его на скамье во дворе под навесом. Хозяйка заготавливала нужное количество соли, мыла и запаривала под капусту деревянные кадки, покупала гвоздику, а укроп и смородиновый лист брала со своего огорода. Затем чистили и сортировали кочаны. Для закваски выбирали капусту матово-белую с тонкими листьями и маленькой кочерыжкой. Лучшей считалась капуста сплюснутой формы, слегка прихваченная морозцем – становилась она словно сахарная, сочная-пресочная, аппетитно похрустывающая на изломе. Неслучайно тагильские ребятишки так и увивались вокруг матерей и сестер, ведь прежде, чем порубить сечками кочан, из него вырезалась «сахарная» кочерыжка! Любимое лакомство для детворы! Приглашались соседки и родственницы. Они несли свои тяпки/сечки с красивыми, точеными черешками. Приглашение на капустные вечерки были знаком расположения.


8. ТМ-633 (1).JPG Середина 19 в..JPG
Тяпка-сечка. Середина XIX века.


9. ТМ-4843.JPG Конец 19 в..JPG
Тяпка-сечка. Конец XIX века.


10. ТМ-19561.JPG конец 19 в..JPG
Тяпка-сечка. Конец XIX века.


Заботливое было это время, но и веселое – под перестук тяпок пели песни, сыпались шутки, искрился смех. Кадки во всех семьях доверху наполнялись мелко порубленной капустой. В каждом доме накрывались столы с закусками. Входя в дом, гости поздравляли хозяев с «божьим праздничком» -Воздвижением Креста Господнего, днем Сергия Радонежского и хорошим урожаем. Девушки наряжались на капустницы и старались показать своё трудолюбие, а хозяйки у которых дома были сыновья-женихи присматривались, которая невеста красивая, умелая да в работе удалая. В народе говорили: «Смекай, баба, капусту на Воздвиженьев день», или «У доброго мужика на Воздвиженьев день и пирог с капустой»...


Парни на капустники официально не приглашались, но могли заглянуть, словно бы случайно, ненароком, чтобы присмотреть себе невесту. В дом необходимо было взять хорошую и умелую хозяйку, будущую жену и мать, как правило, многодетного семейства. Поэтому, трудовые качества девушки ставились во главу угла. Неслучайно в Тагиле бытовала пословица «Выбирай жену не в хороводе, а в огороде», а на вопрос ребенка: «Где меня взяли?» ребенку отвечали: «В капусте нашли».

Самое время и нам, дорогие тагильчане, собраться всей семьей, достать бабушкины сечки и дедушкины доски-шинковки и заквасить капустки впрок на долгую студеную зиму!



А.В. Васенев,
научный сотрудник Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал