Архитектурные тайны школы № 49
Нижнетагильский музей-заповедник продолжает рассказ о городской архитектуре.
Сегодня мы расскажем о постройке, которая находится не в исторической части города, но в районе, имеющим свою не менее важную историю.
Школа № 49 расположена в Тагилстроевском районе по адресу ул. Гвардейская, д. 58. История школы, как и самого района, неразрывно связана с важнейшими преобразованиями, проходившими в Советском государстве в ХХ веке.
Тагилстрой ведёт свою историю с 1934 года. И за эти 90 лет облик района кардинально изменился. Первоначальная застройка представляла собой неблагоустроенные барачные посёлки для рабочих и строителей Новотагильского металлургического комбината. Возведение этого «завода-гиганта» во многом определило развитие и характер нового района города. Уже к 1939 году был разработан масштабный план капитального жилищного строительства в Тагилстроевском районе, приступить к которому планировали в 1941 году. Однако реализация проекта в 1940-е годы не состоялась, так как все силы были брошены на достижение победы в Великой Отечественной войне.
Лишь в послевоенное время Тагилстрой стал приобретать особенные черты, которые определили облик района. В тот период доминирующим архитектурным направлением являлся «сталинский ампир» – «стиль победителей», призванный отражать масштабные достижения Советского государства во всех сферах жизни. Поэтому многие жилые и общественные здания нашего города сохраняют черты этого стиля, которому были присущи монументальность, использование советской символики и декоративных элементов классической архитектуры. Именно такой получилась застройка улицы Гвардейской, где среди малоэтажных жилых домов возвышается здание школы № 49.
Вид школы № 49. 1962 год. НТГИА. Коллекция фотодокументов
Школа открыла свои двери для учеников 1 сентября 1957 года. Первым директором стал Карл Германович Фридрихсен. А уже в 1961 году стены школы покинул первый выпуск одиннадцатиклассников, который назывался «гагаринским».
Фотография первого выпуска школы № 49. 1961 г.
Силами директоров, педагогического состава и самих учеников были заложены славные традиции школы, сохраняемые и поддерживаемые до сих пор. На протяжении многих лет «сорок девятая» оставалась лучшей в Тагилстрое, а по некоторым показателям – в городе.
В 1970-80-е гг. в школе работал кружок «Автодело», где учащиеся получали навыки вождения. Помимо этого, были созданы школьный живой уголок, ансамбли «Герундий», «Мечта» и «Ухо, горло, нос». В актовом зале при творческой поддержке тагильских художников была открыта «Малая Третьяковка».
Существовали в школе также и Гайдаровская комната, и комната Бажова, где старшеклассники под руководством учителей русского языка и литературы проводили лекции для учащихся младших классов, беседы и конкурсы.
О всех знаковых моментах школьной жизни мы узнали из альбомов, составленных учениками разных выпусков и бережно хранимых в кабинете истории в качестве настоящей реликвий.
Школьный альбом, повествующий о знаковых событиях школы № 49
За долгие годы работы школа оставила тёплые воспоминания у многих поколений выпускников. И на сегодняшний день ученикам и педагогам есть чем гордиться – школа оборудована согласно современным стандартам и может считаться образцовой в этом отношении.
Образцовым можно назвать и облик самого здания школы. Расскажем и о нем.
В послевоенные годы проводилась образовательная реформа, которая затронула все сферы образовательного процесса. Изучались и вводились методики обучения и идеологического воспитания, издавались новые учебники и учебные пособия. Большая работа проделана в отношении разработки санитарно-гигиенических требований к школьным зданиям. Количество учебных классов и иных помещений, а также их размещение должно было соответствовать общему числу обучающихся. Согласно этим нормам подготавливались типовые проекты школ, по одному из которых построена школа № 49.
Проект разработан в 1952 году архитекторами «Гипрогражданстрой» А.К. Чалдымовым и В.И. Степановым. Четырёхэтажное, с подвалом, здание рассчитано на 880 учащихся. Интересной особенностью этого проекта является то, что одно из помещений первого этажа предназначалось для квартиры директора.
Проект школы на 880 учащихся. План 1-го и 2-го этажа. Иллюстрация из книги: Архитектура и конструкции школьных зданий, 1954 г.
Рамкой отмечена квартира директора
Помимо нашего города, по проекту А.К. Чалдымова и В.И. Степанова построены также школы в г. Златоусте (ул. Просвещения, 6, школа № 21), поселке Старокамышинске Копейского городского округа, в г. Челябинске (ул. Новороссийская, 27, школа № 32), в г. Казани (ул. Лево-Булачная, д. 14а, СОШ № 1 Вахитовского района). А в г. Снежнинске Челябинской области аналогичное здание школы входит в перечень выявленных объектов культурного наследия.
Здание школы № 49. 2024 г.
Итак, располагаясь среди жилых кварталов, здание школы № 49 выглядит выигрышно и, действительно, масштабно. Школа представляет собой п-образный объём, образующий внутренний дворик. Главным фасадом, выделенным ризалитом с фронтоном, здание обращено на ул. Балакинская.
Здание школы № 49. 2024 г.
Симметрия и ритмичность – это то, что отличает архитектурное решение зданий «сталинского ампира». Эти характеристики мы прослеживаем в композиционном и декоративном решении центрального фасада школы. По горизонтали фасад поделён подоконным профилированным карнизом в уровне третьего этажа. Таким образом, визуально выделяются два уровня здания: первого-второго и третьего-четвёртого этажей. Как правило, на первом уровне явный декор отсутствовал, но фасад мог быть обрустован. Именно таким образом было декорировано здание школы на момент его строительства, однако сегодня руст утрачен. Зато сохранился венчающий фасад карниз с модульонами.
Фасад школы № 49. 2024 г.
Вертикально фасад ризалита членится на пять световых осей. Акцентом центральной оси выступает широкий оконный проём с арочным завершением, а также расположенный под ним главный вход в здание. В период реконструкции над входом выполнен козырёк на колоннах круглого сечения, отсутствовавший в первоначальном проекте.
Фасадное пространство третьего и четвёртого этажа заполнено группой больших прямоугольных окон, фланкированных пилястрами коринфского ордера высотой в два этажа. Над оконными проёмами третьего этажа расположены треугольные сандрики.
Фасад школы № 49. 2024 г.
Боковые фасады основного объема здания решены идентично, но более скромно по отношению к центральному ризалиту. Единственным декором остаются сандрики над окнами, расположенные на боковых и дворовом фасадах.
Вид на фасад бокового корпуса
Вид из окна на фасады здания, образующие внутренний двор
Вид на дворовой фасад
Планировочное решение интерьеров также определяет принцип осевой симметрии. В боковых корпусах по коридорному принципу размещены классные комнаты, а в центральной части здания располагаются наиболее объёмные помещения: вестибюль, актовый и гимнастический залы.
Коридор четвёртого этажа. Справа – окна, выходящие во внутренний двор, слева – учебные кабинеты
Декоративное решение интерьеров согласно проекту также соответствовало архитектурным веяниям сталинской эпохи. Просторные коридоры, высокие потолки и большие окна – всё продиктовано не только нормами, но и доминирующим архитектурным направлением того времени. В ходе неоднократных реконструкций и ремонтов некоторые интересные и примечательные элементы были удалены по разным причинам. Например, пространство актового зала было отделено от коридора колоннадой, позднее промежутки между колоннами были закрыты и образованы ниши, в которых в настоящее время располагаются шкафы.
Актовый зал
Ниши актового зала, образованные колоннами
Тем не менее, на первом этаже сохранилась колоннада, отделяющая вестибюль и гардероб. Пространство между колоннами было закрыто простенками так, что взору открывается лишь половина колонны. В образованном коридоре сохранился потолочный карниз, рисунок которого «перекликается» с капителью колонны.
Колоннада, разделяющая вестибюль и гардероб
Капитель колонны с фрагментом потолочного карниза
Потолочный карниз
Внутренняя отделка выполнена из современных материалов, но отдельно сохранившиеся детали несут в себе частичку истории и раскрывают нам архитектурные тайны здания школы № 49, ведь не каждая школа в Нижнем Тагиле может похвастаться таким богатством декора.
Татьяна Дмитриевна Брусницына, научный сотрудник отдела по объектам культурного наследия Нижнетагильского музея-заповедника