Aa Aa Aa
Aa Aa Aa
Aa Aa Aa
Обычная версия
Научная деятельность

Нижний Тагил и горбачевская антиалкогольная кампания

Продажа алкоголя приносит доход в бюджет государства. Но чем больше его потребление, тем серьезнее проблемы со здоровьем, общественным порядком, культурой труда. 24 июля 1990 года Постановлением Совета Министров СССР № 724 официально завершилась горбачевская антиалкогольная кампания. Обращаясь к ней многие задаются вопросом: что существеннее – положительные или отрицательные стороны торговли спиртным? Насколько ее проведение можно считать обоснованным, а итог успешным? Об этом мы расскажем через большие, всесоюзные и частные, нижнетагильские проявления и последствия горбачевского «сухого закона».

У многих, кто наблюдает за вредными последствиями употребления спиртных напитков, возникает мысль – может быть стоит запретить или серьезно ограничить его доступность? Такие попытки предпринимались не раз, в истории наиболее известны два так называемых «сухих закона» – в США 1917–1933 гг. и в Советском Союзе в 1985–1990 гг. О первом многие смотрели в кино и читали в книгах, второй старшее поколение застало лично, а молодые слышали от близких родственников.




Фото 1. Листовка.jpg
Листовка к отчетно-перевыборной компании советов «Под руководством Советов мы изживем темноту и невежество, пьянство и хулиганство». 1928 г.




Пьянство воспринималось как серьезная проблема и ранее. В 1914 году, после начала Первой мировой войны, вышел императорский указ «О запрещении производства и продажи всех видов алкогольной продукции на всей территории России». 8 ноября 1917 г. вышел приказ Петроградского Военно-революционного комитета «О воспрещении производства алкоголя». В советский период предпринималось несколько антиалкогольных кампаний. Последняя и самая известная началась с принятия 7 мая 1985 г. Постановления Совета Министров СССР «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма, искоренению самогоноварения».

Непосредственно до начала новой кампании основным документом, регулирующим вопрос, было Постановление 1972 г. № 361 «О мерах по усилению борьбы против пьянства и алкоголизма». В Нижнем Тагиле работала антиалкогольная комиссия при горкоме КПСС, участники которой координировали исполнение закона на местном уровне. Кроме того, активисты общества «Знание» читали лекции, создавались антиалкогольные комиссии в цехах, в городе работали медвытрезвители, куда помещали пьяных горожан до утра (за это брали штраф и передавали сведения по месту трудоустройства). За пьянство на работе снижали стимулирующие выплаты, сокращали отпуска в счет прогулов, понижали в должности, иногда даже могли сместить в очереди на квартиру или уволить. Тем не менее, принимаемых мер было недостаточно для решения проблемы. К середине 1980-х гг. уровень потребления только легального алкоголя в СССР увеличился с 3 до 10,5 л на душу населения, что составило исторический рекорд. Что привело к такому результату?



Фото 2. Душевое потребление.jpg
Душевое потребление легальной алкогольной продукции в России в 1980–2000-х гг., в литрах чистого алкоголя. Интернет источник



 

Пьянству нередко способствовали условия жизни и среда. Употребление алкоголя было частью многих традиций – никакие свадьбы, дни рождения, проводы в армию, повышения по должности нельзя было представить без спиртного. Те же, кто пить отказывался, чувствовали на себе давление коллектива. Проблема была отражена в советских фильмах, например, «Москва слезам не верит». Один из персонажей, Сергей Гурин, восходящая звезда хоккея, сначала отказывается от настойчивых предложений рюмки на застольях, затем его уговаривают на 100 граммов… И уже во второй части фильма перед нами обычный алкоголик. Таким образом, мало было просто ограничить продажу алкоголя, следовало изменять мышление общества, устоявшиеся привычки и стереотипы, а это уже более тонкая и сложная работа.



Фото 3. Плакат алкаша.JPG
Плакат «Жизнь алкаша...». Из собрания «Современный дармоед – собирательный портрет». Народный контроль. Сатирические плакаты. Выпуск 1 (49), 1988 г.





Постановление 1985 года предусматривало наступление на алкоголизм с самых разных сторон. Предписывалось активнее вовлекать в «общественно-политическую жизнь, научно-техническое творчество, пробуждать глубокий интерес к художественной самодеятельности, искусству, физкультуре и спорту». Также следовало «увеличить количество и улучшить качество изданий научно-популярной литературы и материалов по антиалкогольной пропаганде». Предусматривались дополнительные меры по увеличению поставок и расширению продажи слесарных и строительных материалов, авто- и мотозапчастей, кино-и фотоматериалов, других средств для технического и художественного творчества. В документе предстает комплексный подход к организации досуга, включающий и пропаганду полезных занятий, обеспечение технической литературой и соответствующими инструментами.

Не всем и не всегда хочется заниматься творчеством и общественно-политической деятельностью – нужно и просто отдыхать. Развивались сети кафе и чайных, открывались бары с безалкогольными напитками. Ставился вопрос об улучшении обслуживания, об удовлетворении запросов семейного отдыха. Появилась и специальная литература, содержащая нужные рецепты, например, книга 1987 года «Безалкогольные напитки» И.А. Богданова. Готовить автор предлагал непосредственно на застолье, возможно, даже гостям. Ниже приведены два рецепта из книги:

«Из плодов шиповника и меда. Воду вскипятить, охладить. Пюре из шиповника размешать с медом и охлажденной водой. Охлажденный напиток подавать в стаканах, положив в каждый по кусочку льда.
1 л воды, 2–3 столовые ложки пюре из шиповника, 4 столовые ложки меда.

Из ананаса и пюре шиповника. Воду вскипятить с сахаром и охладить. Готовое пюре из шиповника развести небольшим количеством холодной воды, а затем размешать с остальной водой. Перед подачей добавить ананас с соком и размешать. Подавать с кусочками пищевого льда в стаканах или в высоких бокалах.
3 стакана воды, 2–3 столовые ложки пюре из шиповника, 150 г сахарного песка, 1 стакан консервированного ананаса с соком».



Фото 4. Богданов И. А. Б.jpg
И.А. Богданов. Безалкогольные напитки. Обложка. 1987 г.



Заметную роль в кампании играла общественная инициатива. В Нижнем Тагиле еще в 1978 году был организован клуб трезвости «Исток». Это свидетельствует о том, что для части горожан проблема представлялась актуальной до горбачевской антиалкогольной кампании. С ее началом, в 1985 году, образованы «Всесоюзное общество борьбы за трезвость» («Всероссийское общество трезвости и здоровья» с 1991 г.), «Общество борьбы за народную трезвость». В Нижнем Тагиле при ДК им. Окунева было организовано общество трезвости «Прометей», в 1986-м открыт клуб «Трезвость» при ДК НТМК. Все сообщества сотрудничали между собой и обменивались опытом. Для активистов характерна большая радикальность: они были решительно против «культурного винопития» (то есть с точки зрения, что «немного выпить по праздникам – это нормально»), стремились к запрету продажи алкоголя, полагали, что причиной алкоголизма является доступность спиртного.



Фото 5. Общество трезвости.jpg
Собрание. Общество трезвости коллектива Уралхимпласт. 1985 г.




В городе проводились безалкогольные свадьбы, клубы устраивали безалкогольные встречи на Новый год, 8 марта и другие праздничные дни. Количество лекций о вреде алкоголя на предприятиях за год измерялось сотнями, за годы кампании – тысячами. Кинотеатры проводили месячники на антиалкогольную тему с показом соответствующих кинолент: «Наш враг – алкоголь», «За трезвый и здоровый быт» и других.



Фото 6. Свадьба.jpg
Комсомольско-молодежная безалкогольная свадьба молодоженов Виктора и Светланы Семячковых. Октябрь, 1985 г.




Антиалкогольная кампания повлияла и на пищевую промышленность. Советам министров и Центросоюзу поручено увеличить закупку в колхозах, совхозах и у населения излишков фруктов, винограда и ягод для дальнейшей продажи в свежем, сушеном и замороженном виде, переработки на варенье, компоты, джемы, соки и выпуск преимущественно в мелкой расфасовке. В Постановлении 1985 г. и последующих документах не написано о необходимости уничтожения виноградников. Исследователи отмечают, что в 1985 году помимо антиалкогольной кампании были и другие причины их вырубки и местами раскорчевки: холодная зима, от которой пострадали растения, поражение филлоксерой.

Кроме того, были приняты и некоторые запретительные и ограничительные меры. Запрещалась закупка алкоголя домашнего изготовления предприятиями (в том числе колхозами), что должно было препятствовать самогоноварению (и что косвенно говорит о том, что такая практика существовала). Запрещалась продажа алкоголя вблизи производственных предприятий и строек, учебных заведений, больниц, санаториев, вокзалов и т.д.



Фото 7. Проходная.jpg
Проходная завода пивобезалкогольных напитков. 1983 г.



Покупать спиртное можно было только с 14:00 в специализированных отделах или специально отведенных для этого магазинах. По этому поводу советские люди сочинили частушку:

В шесть утра поет петух, в восемь – Пугачева.

Магазин закрыт до двух, ключ – у Горбачева.

Также изменилось возрастное ограничение – приобретать и употреблять алкоголь, согласно новым установкам, могли только с 21 года. Это вызывало возмущение общественности, ведь в армию по-прежнему призывали с 18-ти, а средний возраст погибших среди рядовых на войне в Афганистане, согласно исследованиям – 20 лет.

Что делать, если остается категория граждан, отрезвлению которых эти меры не помогают? Такой аспект был в поле зрения организаторов кампании. В столицах союзных республик и административных центрах открывали дополнительные наркологические кабинеты и амбулатории, развертывали специальные отделения для принудительного лечения больных хроническим алкоголизмом с тяжелыми сопутствующими заболеваниями.

Материалы антиалкогольной комиссии позволяют следить за процессом борьбы с пьянством на производстве. Успехи достигались с разной скоростью: если на цементном заводе улучшение показателей отмечено уже в 1985 году, то на комбинате хлебопродуктов даже в начале 1986 года наблюдался рост числа прогулов работников по причине пьянства. В таких случаях предприятия ставились на особый контроль комиссии, который снимался при улучшении ситуации. Однако Лилия Ушакова, председатель клуба трезвости «Исток», отмечала, что исчезающее с производства пьянство переходит в семьи, а оттуда явление устранить гораздо сложнее.

Самогоноварение, борьба с которым была одной из задач кампании, только расширялось, отчасти покрывая недостаток легального алкоголя. С этим связан появившийся в то время дефицит сахара. По воспоминаниям, самодельные спиртные напитки готовили даже те, кто ранее этим не занимался. В худшем случае употребляли спиртосодержащие жидкости, гораздо более вредные для здоровья, например, одеколон.



Фото 8. Стоп самогонщик.JPG
Плакат «Стоп, самогонщик!» Из собрания «Перестройке дорогу!».
Народный контроль, сатирические плакаты. Выпуск 2, 1988 г.




В связи с недовольством населения и уроном, который понес бюджет, активная борьба с алкоголем сворачивается уже с 1988 года. Спиртное стало проще приобрести, в прессе начинают выходить противоположные по содержанию публикации. Статья «Во что обходится трезвость» журнала «Огонек» вызвала большой ажиотаж, так как в ней говорилось не только об уроне бюджету и очередях, но и предлагалось даже увеличить производство алкоголя. Уже в 1990-е гг. уровень потребления алкоголя поднялся в 2 раза – до 8 л в год. Согласно статистике, в Советском Союзе преступность на почве пьянства в 1985 году сократилась на 11,5 %, а в 1986 году – более чем на 20 %. Уровень преступности в РСФСР по причине пьянства за период антиалкогольной кампании упал на 26 %, убийств стало меньше на 45,9 %, убийств в состоянии алкогольного опьянения – на 40,6 %.


Фото 9..jpg
Душевое потребление легальной и нелегальной алкогольной продукции в России в 1980–2000-х гг., в литрах чистого алкоголя. Интернет источник




После фактического завершения кампании продолжали еще работать клубы и общества трезвости. Вплоть до 1991 года проходили всесоюзные съезды «Общества борьбы за народную трезвость», в 1990 году один из них состоялся в Нижнем Тагиле. Работали такие объединения, как и в ранний период кампании, прежде всего благодаря энтузиастам. Новые члены почти не появлялись, на мероприятиях часто присутствовали только активные участники. Ажиотаж наблюдался в начале кампании, но позже интерес простых граждан к клубам сменился равнодушием. Несмотря на то, что кампания была свернута, основатель «Истока» Лилия Ушакова продолжала свою деятельность: выступала на радио, писала в газеты о вреде алкоголя и ошибочности сворачивания кампании, приглашала в клуб трезвости «Прометей», где можно было пройти терапию по широко известному в то время методу кандидата биологических наук Г.А. Шичко.

В данной статье затронуты некоторые стороны и проявления антиалкогольной кампании в Советском Союзе и, в частности, в Нижнем Тагиле. К 1985 году пьянство и алкоголизм стали серьезной проблемой, которую больше нельзя было игнорировать и для купирования которой прежние меры не помогали. В основе последней в истории Советского Союза кампании было много правильных и интересных идей – комплексная организация досуга, производство варенья вместо вина, создание сети безалкогольных кафе. Однако резкое ограничение продаж алкоголя привело к большим очередям, озлоблению, активному самогоноварению. Впоследствии даже те государственные деятели, которые проводили кампанию (в частности, М.С. Горбачев, Е.К. Лигачев), признавали, что были допущены серьезные ошибки. Несмотря на улучшения некоторых важных показателей (снижение смертности и уровня преступности в первые годы кампании), для многих «сухой закон» остался в памяти как сугубо негативное явление. Как гласит народная мудрость «тише едешь – дальше будешь». Из-за резкого напора со стороны государства значительная часть граждан предпочла не менять устоявшиеся привычки, а обойти запреты. Если бы процесс шел более плавно и поступательно, то кампания могла иметь больше поддержки среди населения, не была бы свернута так скоро и осталась бы хорошим примером оздоровительной программы. Сегодня же, имея такой опыт, с одной стороны, возможно более здраво подходить к организации подобных акций, с другой – сохранять трезвую голову и беречь свое здоровье.


Никита Михайлович Ахтямов,
научный сотрудник музея-заповедника «Горнозаводской Урал»