ДОМ, В КОТОРОМ ЖИВЕТ ВРЕМЯ
Нижнетагильский заводской поселок, возникший в XVII веке, постепенно рос и развивался, превращаясь в город. За три с лишним века множество архитектурных стилей запечатлелось в его зданиях. Одним из них стал так называемый «сталинский ампир», или «сталианс». Наиболее яркие его представители расположены в самом центре города. Однако черты, присущие «сталиансу», сохранили постройки других районов и улиц. Например, по улице Носова можно увидеть комплекс зданий, возведенных в послевоенное время и несущих характерные черты той эпохи.
Улица Носова расположена в Ленинском районе города и тесно связано с его историей. Она расположилась в одной из старейших частей Нижнетагильска – в Ключах. До 1964 года улица именовалась Старобазарной, поскольку на рубеже XVIII-XIX веков вела к первой Базарной площади Нижнетагильского заводского поселка. В период с 1930-х до начала 1960-х годов на этой улице работал деревянный клуб ВЖР, ставший своеобразным культурным центром. Рядом с клубом находилось горнопромышленное училище, где впоследствии разместилась школа №29. Во время Отечественной войны сюда перенесли школу ФЗО №56, в послевоенные годы – детскую инфекционную больницу, а затем здесь был филиал «Уралобуви».
Здание под номером 83 было построено в 1949 году для размещения в нем общежития, которое просуществовало вплоть до 1980-ых годов. А затем в нем поселился Дом культуры «Горняк».
1 февраля 1995 года была основана централизованная клубная система, которая в 2011 году преобразована в Досуговый центр «Урал». Одним из первых в состав Досугового центра вошел клуб «Горняк». Сегодня клуб по-прежнему работает, в нем действуют кружки декоративно-прикладного творчества, танцевальный, фольклорный, театральный, клубы по интересам для людей разного возраста. Кроме клуба здесь работает и участковый пункт полиции.
Несмотря на трудности послевоенного времени, в Нижнем Тагиле в конце 1940-х годов разворачиваются масштабные работы по планировке и застройке жилых районов города, в которых участвуют более двадцати проектных организаций: из Москвы, Ленинграда, Свердловска. Собственной проектной организации в Нижнем Тагиле пока еще не было. В связи с небольшой масштабностью постройки, можно предположить, что проект здания общежития был разработан Горстройпроектом и потому является типовым, который прошел привязку к местности.
К этому стоит добавить, что в послевоенные годы недолговременным явлением в советском зодчестве стало обращение к малоэтажному строительству жилых и общественных зданий на два или три этажа – это было обосновано, прежде всего, экономическими причинами. А источником вдохновения для архитекторов ХХ века стали досоветские особняки и усадебные дома.
Улица Носова, д. 83. Главный фасад.
Улица Носова, д. 83. Общий вид.
Интересно, что на противоположной стороне улицы Носова находится брат-близнец нашего здания – дом №80, построенный в аналогичном стиле. Чем все-таки они так примечательны?
Улица Носова, д. 80. 1970-1980-е гг.
Улица Носова, д. 80. 2024 г.
Особенностью района Ключей является то, что в советские годы он практически не застраивался многоквартирными высотками, и сегодня застроен преимущественно частными деревянными домами. Поэтому два малоэтажных каменных дома обращают на себя внимание. Оба они построены примерно в одно время, и, конечно, интересны своим убранством.
Так, дом под номером 83 двухэтажный и кирпичный, в плане похож на усеченную букву Г, поскольку расположен на углу улицы Носова. Его корпуса объединены диагонально-заглубленной прямой вставкой, образующей на главном фасаде полунишу, а на дворовом фасаде – простенок внутреннего угла. Этот интересный архитектурный прием нечасто можно встретить среди тагильских построек. По словам сотрудников Дома культуры, на месте простенка находилось большое окно, но позднее оно было заложено.
Каждый из фасадов имеет свой четкий ритм, который подчеркнут равномерно расположенными оконными осями. В соответствии с традициями стиля, главные угловые фасады имеют декор, которого лишена дворовая часть дома.
Северо-западный фасад.
Северо-восточный фасад.
Северо-западный и северо-восточный фасады подчеркнуты выдвинутыми ризалитами. Фасадный декор представлен круглыми розетками, рустованными пилястрами, поднимающимися до второго этажа и увенчанные тосканским ордером, редкими надоконными сандриками и наличниками простого профиля, а также межэтажным и венчающим профилированными карнизами.
Декоративные элементы.
Крыльцо главного входа центральной части оформлено металлическим козырьком на волютообразных кронштейнах, а вход акцентирован фланкирующими пилястрами (плоскими колоннами).
Главный вход.
Благородный внешний вид здания подчеркивает классическое сочетание цветов – охра и белый.
Очевидно, что архитектором был задуман целый квартал таких домов. Об этом свидетельствуют сохранившиеся фрагменты проездов, расположенных с западной и восточной стороны здания. Они должны были сформировать внутренний двор квартала, по периметру которого должны были быть аналогичные малоэтажные жилые дома.
Фрагмент проездов со стороны западного фасада.
Несмотря на скромный, по меркам «сталианса», внешний вид, авторы проекта смогли добавить малоэтажной постройке монументальности, а с помощью классических элементов усилить зрелищность и торжественность архитектуры. Это объясняется особенностью исторического периода. Послевоенные «сталинки» старались делать без особых излишеств, поскольку надо было разместить как можно больше человек, оставшихся без жилья в военные годы. И тем не менее, по канону времени, даже простые, обыденные вещи должны были отвечать требованиям эстетики и функционализма.
Попадая внутрь, мы переносимся на несколько десятков лет назад. Несмотря на частичную современную отделку, в помещениях ощущается особая атмосфера прошедшей эпохи. В фойе сохранился широкий, отделанный профилем, арочный проем, на полу – миниатюрная метлахская плитка, знакомая нам из детства. Масштабность интерьеров задают трапециевидная лестница и огромные, высокие потолки, характерные для сталинской архитектуры. В длинных коридорах оставлены еще с советского времени деревянные двери, только теперь в них не жилые комнаты, а учебные классы.
Фойе.
Арочный проем.
Внутренний простенок (заложенное окно).
Трапециевидная лестница.
Коридор.
Деревянные двери.
Здание клуба «Горняк» – не памятник. Но в каждой такой старинной постройке есть свои уникальные черты и детали. Несмотря на неказистый вид, этот дом дает то непередаваемое ощущение минувшей эпохи, которое связывает нас с воспоминаниями – о детстве, родителях, о чем-то очень родном.
И, конечно, ценность старинных зданий заключается еще и в том, что они воплощают дух определенной эпохи, зримо запечатлевая следы времени.
Таких теперь уже не строят. В городе множество серых безликих построек. И только здания прошедших эпох дают возможность усталому глазу зацепиться за кусочек классики, придуманный архитекторами и возведенный строителями с любовью к родному городу.
Яна Алексеевна Татаринова,
научный сотрудник отдела по объектам культурного наследия и землепользования