Aa Aa Aa
Aa Aa Aa
Aa Aa Aa
Обычная версия
Научная деятельность

ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА

В Нижнетагильском музее-заповеднике хранятся дымковские игрушки, подаренные музею министром культуры РСФСР Юрием Серафимовичем Мелентьевым.

Юрий Серафимович Мелентьев (1932–1997 гг.) – тагильчанин, Почётный гражданин города Нижнего Тагила, министр культуры Российской Федерации (1974–1990 гг.), председатель Правления Всероссийской ассоциации международных культурных и гуманитарных связей, один из сопредседателей Демидовского фонда, Почётный член Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, академик международной Академии информатизации. Его деятельность отмечена правительственными наградами: Орденом Трудового Красного Знамени, Орденом Знак Почёта, Орденом Дружбы народов, Орденом Октябрьской революции, орденом Русской Православной Церкви «Святого благоверного князя Даниила Московского» III степени, а также государственными знаками отличия Болгарии, Польши, Венгрии, Монголии.




ТМ-23902 (18) ГК-31966641 Мелентьев Ю.С. 1975 г..JPG
 Мелентьев Ю.С. 1975 г. Фото из коллекции Нижнетагильского музея-заповедника



В 1989 году Юрий Серафимович Мелентьев через Российский Фонд культуры передал в дар Нижнетагильскому музею-заповеднику коллекцию из четырёхсот предметов художественной керамики из 23 стран и всех республик СССР.

После смерти Ю.С. Мелентьева его вдова Наталия Ивановна передала в дар музею-заповеднику экспонаты из керамики. Эти работы экспонировались на выставке «Керамика народов мира» в 2017 году в Выставочных залах Нижнетагильского музея-заповедника.



ТМ-21434 (102) К-1005.jpg

Дымковская игрушка из коллекции Нижнетагильского музея-заповедника.



Когда же стали изготавливать керамические игрушки?

Происхождение керамических игрушек уходит вглубь веков. Об этом свидетельствуют археологические находки. В прошлом игрушка имела культовый смысл. Женские фигуры символизировали мать – природу, а скульптуры птиц и коней связывались с образами воздуха и солнца. Зарождение этого промысла связывают с древним, народным праздником «Свистунья», к которому в течение всей зимы мастерицы готовили разнообразные свистульки в виде коней, всадников, коров, птиц. Весенний праздник сопровождался бойкой торговлей свистульками. Их яркая роспись соответствовала общему радостному весеннему настроению.

Каждый из районов производства игрушек имеет свои особенности, выражающиеся в характере форм, технике исполнения, сюжетах, приемах декорирования.

Керамическую игрушку изготавливают только вручную. Особой популярностью пользуются игрушки из села Дымково, которое находится недалеко от города Кирова. Местные мастера создают уникальные глиняные изделия, которые получили название «дымковские игрушки».

Хотя мастера и утверждают, что нет двух абсолютно одинаковых фигурок, можно выделить пять основных типовых групп:

Женские образы (барышни и барыни, няньки-кормилицы с ребенком на руках, водоноски). У дам – корсеты и кринолины, зонтики в руках, модные шляпки и наряды; кормилицы в кокошниках, широких юбках, передниках с оборками. Статичные фигурки, исполненные величественности и достоинства.



ТМ-23200 (9) К-1904.jpg
Дымковская игрушка из коллекции Нижнетагильского музея-заповедника.




Кавалеры. Часто изображаются верхом в профиль. По сравнению с женскими образами меньше по размеру и выглядят проще.




ТМ-21434 (107).jpg
Дымковская игрушка из коллекции Нижнетагильского музея-заповедника.




Животные. Изначально создавались игрушки, изображающие тотемных зверей: барана, козла, оленя, медведя, постепенно добавились и образы разных домашних животных.
Отличительный признак этого типа: вскинутая голова и короткие ножки, широко расставленные. Часто фигурки «наряжают» в яркие красочные костюмы музыкантов с инструментами в руках.



ТМ-21434 (104) К-1898.jpg
Дымковская игрушка из коллекции Нижнетагильского музея-заповедника.



Птицы (петухи, индюки, утки). У уток – пышные пелерины, у петухов и индюков – яркие фигурные хвосты.

Композиции. В их составе могут быть как люди, так и животные.

Представляют разнообразные сцены из русской городской и деревенской жизни: чаепитие, народное гулянье, катание на санях и многие другие.




ТМ-21434 (106) К-1903.jpg
Дымковская игрушка из коллекции Нижнетагильского музея-заповедника.




Как же изготавливают дымковскую игрушку?

Сначала игрушку лепят на глаз, по частям, из простой красной глины. Из глиняного теста делается торс фигурки, потом к нему с помощью жидкой глины прилепляются остальные мелкие детали. Стыки на местах скрепления деталей заглаживаются влажной тряпкой. Игрушка выравнивается мокрыми пальцами.

Если нужно сделать, к примеру, барыню, то первым делом вылепливается ее конусообразная юбка, к которой затем прилепляется туловище с вытянутой шеей. Из шарика, закрепленного на шее, получается голова. Ниже из глиняной колбаски формируются руки. Потом наступает время деталей: у барыни появляется прическа из завитков, на ней – модная шляпка или кокошник, на плечах – расписная шаль, в руках – маленькая сумочка или младенец. Перед обжигом игрушку обязательно нужно высушить.

В давние времена игрушки обжигали в русской печи, установив их на железном противне прямо над дровами. Из печей шел дым, поэтому поселок назвали «Дымково». Сегодня обжиг производится с помощью специального электрического оборудования. В процессе обжига глиняная игрушка приобретает красно-коричневый цвет. Перед нанесением орнаментов фигурку требуется побелить. Ее покрывают толченым мелом, разведенным в молоке. Когда молоко скисает, раствор становится твердым, покрывая всю поверхность фигурки равномерным слоем. После обжига и сушки фигурку расписывают. Раньше мастера делали роспись не кисточками, а деревянной палочкой, обмотанной льняными лоскутками. В наше время при росписи пользуются кистями из волоса хорька или колонка. В росписи игрушек традиционно используются яркие цвета: синяя, красная, оранжевая, желтая, малиновая, голубая, изумрудная, зеленая и в очень небольшом количестве коричневый и черный.

Первоначально дымковская игрушка была свистулькой, на которой можно было воспроизвести несложную мелодию. Позже свистульки постепенно уступили место простой, но очень яркой игрушке, изготавливаемой на продажу. Из обыкновенной игрушки-свистульки она превращается в произведение искусства, дошедшее к нам из «старины глубокой».

Сегодня дымковская игрушка – это часть богатого наследия русской народной культуры.



Алена Владимировна Гильчина,
научный сотрудник Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал»