Aa Aa Aa
Aa Aa Aa
Aa Aa Aa
Обычная версия
Научная деятельность

ЭМИЛИЯ НИКОЛАЕВНА ШОРИНА – ХУДОЖНИК, СКУЛЬПТОР, ЭКСПОЗИЦИОНЕР



Среди тагильских музейщиков 1930-х гг. Эмилия Николаевна Шорина (1898–1981) была одной из самых талантливых, самых творческих.


ТМ-16118. Шорина Э.Н. 1900 г. Фото Е. Шестакова..jpg
Шорина Э.Н. 1900 г. Фото Е. Шестакова.


ТМ-16100. Анна Александровна Шорина жена Н.Д. Шорина с дочерью Эмилией. 1899-1900 г. Фото Е.А. Шестакова..jpg
Анна Александровна Шорина, жена Н.Д. Шорина, с дочерью Эмилией. 1899-1900 г. Фото Е.А. Шестакова.



Художник, скульптор, член Союза художников СССР (1940), в 1918 году она окончила Павло-Анатольевскую женскую гимназию в Нижнем Тагиле, получила звание домашней учительницы словесности.


После окончания Уральского художественно-практического института в 1923 году, Эмилия Шорина с 1923 по 1927 гг. обучалась на факультете скульптуры в Высшем Художественно-техническом институте города Ленинграда (в настоящее время Санкт-Петербургская Академия Художеств), где ее учителями были известные скульпторы, профессора Академии А.Т. Матвеев, В.В. Лишев, Р.Р. Бах.



ТМ-16110. Выпуск скульптурного факультета Ленинградской Академии художеств 1927 г. Шорина Э.Н..jpg
Выпуск скульптурного факультета Ленинградской Академии художеств, 1927 г. Шорина Э.Н.



С 1935 года Эмилия Николаевна руководила художественным отделом тагильского музея краеведения. После переезда в Пермь (Молотов) в 1939 году работала заведующей отделом скульптуры в Пермской художественной галерее.

Дед Эмилии Николаевны – Дмитрий Петрович Шорин был главным кассиром Нижнетагильских заводов, известным краеведом, археологом, этнографом, минералогом, организатором строительства в Нижнем Тагиле храма во имя Святого благоверного великого князя Александра Невского. Д.Н. Мамин-Сибиряк назвал Дмитрия Петровича «живой летописью Тагила». Отец Эмилии – Николай Дмитриевич Шорин, служил инженером, заведовал механическим цехом Нижнетагильского завода.



ТМ-16119. Семья Н.Д. Шорина с сестрами и братьями. 1902 г...jpg
Семья Н.Д. Шорина с сестрами и братьями. 1902 г.



Работая в музее, Э.Н. Шорина выезжала в командировки, где знакомилась с экспозициями живописи и скульптуры в центральных музеях Москвы и Ленинграда. Ею были выявлены имена художников – авторов экспонатов Нижнетагильского музея: Г.Х. Гроот – портрет Акинфия Демидова и Ж.Д. Рашет – бюст Прокопия Демидова. Впервые в Нижнетагильском музее появился человек с высшим художественным образованием. В 1936 году Шорина отстояла художественную коллекцию Нижнетагильского музея от передачи в Свердловскую Областную картинную галерею.
В своей докладной записке в Нижнетагильский Городской Совет Э.Н. Шорина писала: «Нижний Тагил имеет право и культурную потребность иметь у себя самостоятельную художественную галерею». В 1937 году к 20-й годовщине Октябрьской революции Э.Н. Шориной был организован и открыт новый раздел художественного отдела «Советское искусство».

В 1935 году при художественном отделе Нижнетагильского музея краеведения был создана студия изобразительного искусства, где молодые (и не очень) дарования изучали рисунок, живопись, скульптуру. Студией руководила заведующая художественным отделом Эмилия Николаевна Шорина, дипломированный художник и скульптор. В задачи кружка входили: выявление талантливых художников-самоучек из среды рабочих, служащих и «других трудящихся»; обучение их основам грамотности в изобразительном искусстве и консультации для направления на профессиональную учебу в художественные учебные заведения; помощь художникам-самоучкам, работающим уже в качестве художников в культурных учреждениях (клубах, кинотеатрах), преподавателям в школах; воспитание «кадров проводников художественной культуры в массы».

Учебная программа была рассчитана на три года обучения (достаточно длительное время) и построена на основе программы Всесоюзного Дома Народного Творчества имени Н.К. Крупской Всесоюзного Комитета по делам искусств при Совнаркоме. Программа была адаптирована к местным тагильским условиям с учетом степени подготовленности кружковцев, ограниченности отведенного времени (5 часов в шестидневку), наличия специального оборудования, материалов, а также квалификации руководителя-преподавателя.

Основы изобразительного искусства преподавались на хорошем профессиональном уровне. Необходимо отметить, что в художественной студии музея краеведения занимались не только дети, но и взрослые, в том числе и преподаватели школ, и самоучки, уже работающие художниками.
Всего было в студии три кружка:

1. Художники-профессионалы (преимущественно клубные работники).

2. Самодеятельные художники (рабочие, служащие, кустари).

3. Учащиеся (школьники и студенты).



НВ-1289. Художественная студия при краеведческом музее. 1930-е гг..jpg
Художественная студия при краеведческом музее. 1930-е гг.



Эмилия Николаевна преподавала рисование, живопись, пластическую анатомию. Также регулярно для студийцев проводились лекции по истории искусства и экскурсии по художественному отделу, теоретические и практические занятия. За 1937 год было проведено 67 занятий по рисунку и 53 занятия – по живописи. В 1938 году – 217 часов по живописи, 142 часа – по рисованию. Занятия с художниками-профессионалами Эмилия Николаевна проводила вне рабочего времени.

В апреле 1937 году она организовала выставку народного творчества самодеятельных художников. Экспонаты были переданы на областную выставку в Свердловскую картинную галерею. Оттуда работы студийцев были отправлены в Москву на Всесоюзную выставку и несколько человек были премированы бесплатной поездкой в Москву для встречи с московскими художниками и посещения художественных музеев. Они побывали в мастерской заслуженного художника Герасимова.

В октябре была проведена еще одна выставка тагильских самодеятельных художников. Экспонаты были переданы на Свердловскую областную выставку к 20-й годовщине Октябрьской революции.
Несомненно, после окончания учебы в студии были и такие, кто получал рекомендацию на продолжение образования – уже в профессиональном образовательном учреждении. Жаль, что студия действовала недолго – в 1939 году Э.Н. Шорина уехала на постоянное местожительство в Пермь, и студия прекратила свое существование.

Когда в 1936 году был утвержден план работы Нижнетагильского музея с колхозами, Э.Н. Шориной было поручено организовать участие детей колхозников в выставке детского художественного творчества.

29 декабря 1937 году на методическом совещании при директоре А.А. Саматовой был утвержден план работы музея с детьми на период школьных каникул с 1 по 15 января 1938 г. Одним из пунктов значилось, что за «консультации детям-художникам по работе карандашом и кистью» отвечает товарищ Шорина».
Э.Н. Шорина была в первом составе тагильского краеведческого кружка, созданного в ноябре 1938 г. и плодотворно работала над темой «Творчество тагильских крепостных художников». Ею были выявлены имена художников Худояровых, даты их биографии, составлена родословная Худояровых, обнаружен дневник художника Худоярова, установлены, какие картины этих художников имеются в тагильском музее. Также Эмилия Николаевна занималась атрибуцией картин художников Шорина, Перезолова, Топорковых, Дмитриева, Федосеева, находящихся в музейной коллекции.


В тагильском районном музее – первом в Свердловской области – была открыта «школьная комната», где строились выставки по тематике школьных программ. Первой была открыта выставка-иллюстрация «Древний Египет, Ассирия и Вавилония», автором ее была Э.Н. Шорина. Экспозиция размещалась в особо выделенной и специально оборудованной «школьной комнате» и являлась иллюстрацией к школьной программе. Выставка стала значительным явлением в жизни музея, города и района.

Сотрудники музея отправляли «письма-объявления» (своеобразная реклама того времени) в деревенские школы и колхозы Тагильского района об организации школьной комнаты в Нижнетагильском музее краеведения и с приглашением учащихся 4, 5, 6 и 7 классов на выставку «Древний Египет, Ассирия и Вавилония»: «Директорам школ Тагильск.(ого) района. Н.(ижне)-Тагильский музей краеведения ставит Вас в известность, что им организована школьная комната, в которой в настоящее время открыта выставка по истории Древнего Востока на тему «Египет и Ассирия и Вавилония». Выставка организована в помощь школе для проработки программного материала для IV классов. Музей просит сообщить во все школы Вашего сельсовета, чтобы последние организовали экскурсии с целью закрепления пройденного материала на наглядных пособиях. Выставка будет открыта по февраль месяц 1937 г.».




ФТМ-772 Выставка Древний Египет Ассирия и Вавилония. Н.Тагил 1937 г..jpg

ФТМ-772 Выставка Древний Египет Ассирия и Вавилония. Н.Тагил 1937 г..jpg
Выставка «Древний Египет, Ассирия и Вавилония». Н.Тагил, 1937 г.




Оформляла экспозицию выставки и создавала копии произведений изобразительного искусства Эмилия Николаевна Шорина, заведующая художественным отделом. На выставке был представлен только копийный материал, но благодаря творчеству Шориной, выставка стала значимым событием в культурной жизни Нижнего Тагила. Экспозицию раздела выставки «Древний Египет» украшали «художественные зарисовки» картин с видами Нила, пирамид, сфинкса, были изображены классы общества Древнего Египта и восстание рабов. На выставке были представлены портреты Тутмоса III и Рамзеса II, картины – война с хеттами, храмовое хозяйство. Культура Египта представлена скульптурой (копии с подлинников, хранящихся в Эрмитаже и других музеях Ленинграда и Москвы). Экспозиция раздела «Ассирия и Вавилония» также была оформлена скульптурой (копии с подлинников) и «художественно-иллюстрированными» рисунками работы Э.Н. Шориной. В экспозиции помещены в увеличенном виде исторические карты «Древний Египет», «Древний Восток», «Персидское государство» и географическая карта полушарий. Были представлены на выставке и портреты Энгельса, Маркса, Ленина, Сталина, обязательные для любой экспозиции того времени, как и высказывания вождей революции. Выставка «Египет, Ассирия и Вавилония» в Нижнетагильском музее краеведения шла под лозунгом «История всех предшествующих времен – есть история классов» (К. Маркс).
На выставке учащиеся могли получить конспект по теме «Древний Египет», «Ассирия и Вавилония», а также контрольные вопросы для фиксации пройденного материала. Структура экспозиции была тщательно проработана. Посетители выставки действительно могли пополнить свой багаж знаний. Если учесть огромный (с современной точки зрения) недостаток информации в то время, ведь не было современных медиа-средств – Интернета, ТВ, видео, аудио, эти выставки-иллюстрации помогали школьникам 1930-х гг. наглядно усвоить пройденный материал и были действительно необходимы. Но создание таких иллюстративных выставок было в то время делом трудоемким, так как не было множительной и копировальной техники, а Э.Н. Шорина делала рисунки сама.

Интересно, что после того как Эмилия Николаевна в 1939 г. уехала из Нижнего Тагила в документах Административного архива музея-заповедника довоенного периода не сохранилось более сведений о выставках такого направления. Фотографии экспонатов и эскизы выставки по истории Древнего Востока хранятся в фонде Э.Н. Шориной в Государственном архиве Пермской области.

В тагильском музее к весенним каникулам учащихся в 1937 г. в «Школьной комнате» была открыта уже новая выставка «Уголок школьника», посвященная Дню птиц, где были представлены коллекции насекомых, чучела птиц и животных. По выставке проводились тематические беседы.

В 1930-х гг. музейное дело было окончательно поставлено государством себе на службу, постановления партии и правительства беспрекословно выполнялись. Огромным плюсом можно считать тесное взаимодействие музея и школы в этот период, хотя в каждой бочке меда есть своя ложка дегтя. Партийно-правительственные постановления о начальной и средней школе 1930-х гг. стимулировали контакты школы и музея, указывали на необходимость усиления в обучении принципа историзма, повышения наглядности обучения, введения краеведческого материала, но с другой стороны, они ставили деятельность музеев в прямую зависимость от задач школы. Сформировалась концепция «музея-учебника», призванного служить лишь иллюстрацией к школьной программе. Уже во второй половине 1930-х гг. были выработаны сохраняющиеся и ныне основные принципы и формы музейной работы, методы построения экспозиции. К сожалению, в музейных экспозициях второй половины 1930-х гг. преобладал показ общероссийской истории на копийном иллюстративном материале, ярким примером подобной подачи материала и может служить, безусловно, очень талантливая экспозиция выставки по истории Древнего Востока, построенная креативным художником, скульптором, экспозиционером Эмилией Николаевной Шориной.

В 1939 г. Эмилия Николаевна возвратилась в Пермь, работала в Пермской художественной галерее, а затем перешла на преподавательскую работу в художественное училище. Э.Н. Шорина была членом Союза художников и постоянным участником областных и зональных выставок. В конце 1950-х гг. из-за тяжелой болезни была вынуждена оставить занятия скульптурой. Умерла Эмилия Николаевна в 1981 г. в Перми.



ТМ-16107. ФТМ-10247. Шорина Э.Н. 1974 г. г. Пермь..jpg
Шорина Э.Н. 1974 г. Пермь.



Несмотря на непродолжительное время работы в Нижнетагильском музее, Э.Н. Шорина внесла вклад в создание и сохранение художественной коллекции. Ей был организован и открыт новый раздел художественного отдела «Советское искусство», заложены основы атрибуции музейных предметов. Эмилия Николаевна стояла у истоков развития художественной жизни Нижнего Тагила: была инициатором создания художественного кружка при музее, занималась организацией выставочной деятельности, как профессиональных художников, так и художников-любителей. Подготовка тагильских художников, развитие их творческих способностей, создание возможностей профессионального роста – все это заслуга Эмилии Николаевны Шориной, которая щедро делилась своим талантом с юными и взрослыми тагильчанами, посетителями Нижнетагильского музея краеведения.



Татьяна Владимировна Смирнова,
научный сотрудник Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал»