Aa Aa Aa
Aa Aa Aa
Aa Aa Aa
Обычная версия
Научная деятельность

ДОЛЕТЕТЬ ДО БЕРЛИНА

В фондах Нижнетагильского музея-заповедника хранятся свыше 1 300 плакатов, и всего порядка 30 из них – рукописные.

Один из самых колоритных – плакат под заголовком «Загадочная история».



1 ТМ-4620-14 Пл.-24-2.JPG
Плакат «Загадочная история». 1941 г.


Под заголовком довольно обширный текст:

«Германское информбюро сообщило, что в ночь на 8-е августа нескольким английским самолетам удалось достигнуть Берлина и сбросить некоторое количество фугасных бомб. Бомбардировкой повреждены здания. Среди гражданского населения имеются жертвы… Германские ночные истребители и бомбардировщики сбили 6 самолетов противника.

Как передает агентство Рейтер, в Лондоне официально объявлено, что в ночь на 8 августа ни один английский самолет не производил налета на Берлин».

Далее следуют подписи:

«Рис. Кукрыниксы. Стихи С. Маршака».

И под изображением самолетов с красными звездами на крыльях, сбрасывающих авиабомбы на серые силуэты зданий под общей надписью «Берлин», двустишие:

«Седьмого несколько машин. Бомбили с воздуха Берлин».


Кукрыниксы – творческий псевдоним коллектива советских художников, графиков и живописцев, в который входили действительные члены Академии художеств СССР (1947 г.), народные художники СССР (1958 г.), Герои социалистического Труда Михаил Куприянов (1903–1991), Порфирий Крылов (1902–1990) и Николай соколов (1903–2000).

Псевдоним «Кукрыниксы» составлен из первых слогов фамилий КУприянова и КРЫлова, а также первых трёх букв имени и первой буквы фамилии НИКолая Соколова.

Кукрыниксы были постоянными сотрудниками газеты «Правда» и журнала «Крокодил». Их политические карикатуры, часто публикуемые в газете «Правда», принадлежат, по мнению критиков, к лучшим образцам этого жанра. С.Я. Маршак (1887– 1964) – известный поэт, драматург, переводчик. Лауреат Ленинской (1963 г.) и четырех Сталинских премий (1942, 1946, 1949, 1951 гг.).

В годы Великой Отечественной войны С. Маршак сотрудничал с Кукрыниксами, создавая совместно с ними серию плакатов «Окна РОСТа» и писал стихи и пьесы для газеты «Правда» и «Красная звезда». За эту работу в 1942 г. он был удостоен Сталинской премии.

Понятно, что двустишием Самуил Яковлевич не ограничился: у этих строк есть продолжение. Как, впрочем, и у плакатов.


2 ТМ-4620-13.JPG
Плакат «Загадочная история». 1941 г.


«Забрался Геббельс в свой подвал
И по привычке написал:
«Машин английских сбито шесть,
В Берлине раненые есть».


3 ТМ-4620-12.JPG
Плакат «Загадочная история». 1941 г.


«- Как? – удивились англичане,
Проснувшись в утреннем тумане:
- Кажись, из наших ни один
Не залетал вчера в Берлин.
А если мы там не летали,
То немцы сбили нас едва ли».
«И вдруг послышались слова:
«Вниманье! Говорит Москва!
Седьмого в ночьм район Берлина
Бомбил отряд наш боевой,
И все советские машины
Вернулись в целости домой».
Услышав эту передачу,
Был Геббельс очень озадачен.
Его смутил вопрос один:
«Откуда взял я шесть машин?
Выходит, снова сел я в лужу –
И, к сожалению, в свою же!».

Плакаты датированы 1941 г. Они – единственные и уникальные в своем роде, поскольку выполнены от руки и являются рукописной копией публикации статьи «Загадочная история», опубликованной на страницах газеты «Правда» 9 августа 1941 г. Но об этом чуть позже.


Бомбардировка Берлина советской авиации в ночь с 7 на 8 августа 1941 года – не пропагандистская выдумка, а исторический факт.

9 августа 1941 г. газета «Правда» сообщила в небольшой заметке:

«Налет советских самолетов на район Берлина.

В ночь с 7 на 8 августа произвела разведывательный полет в Германию и бросила некоторое количество зажигательных и фугасных бомб над военными объектами в районе Берлина. В результате бомбежки возникли пожары и наблюдались взрывы. Все наши самолеты вернулись на свои базы без потерь».



4. Страница из газеты Правда со статьей Налет советских самолетов на район Берлина. 9 августа 1941 г..jpg
Страница из газеты «Правда» со статьей «Налет советских самолетов на район Берлина». 9 августа 1941 г. Интернет источник



Как писала «Российская газета» в 2021 г. (статья Антона Валагина «Приняли за своих: как в 1941 году советская авиация бомбила Берлин» Ссылка: rg.ru/2021/08/09/priniali-za-svoih-kak-v-1941-godu-sovetskaia-aviaciia-bombila-berlin.html):

«Целями для балтийцев были берлинский танкостроительный завод, авиазаводы «Focke-Wulf» и «Heinkel», предприятие по выпуску авиадвигателей «Daimler-Benz», завод радиотехники «Siemens» и две железнодорожные станции».

Как считается, это был ответный шаг на бомбардировки Москвы в июле 1941 года (самый первый авианалет имел место в ночь на 22 июля), когда немецкими бомбардировщиками на советскую столицу было сброшено 104 тонны фугасных бомб, 46 тысяч зажигательных. В результате бомбардировок получили ранения 792 человека (130 из них скончались), возникло свыше 1 000 очагов возгораний.

Фашистские бомбардировщики метили в стратегические и знаковые объекты столицы: Кремль, здание ЦК ВКП(б), Белорусский вокзал и другие.

Что касается Берлина, то к августу 1941 года на него бомбы сбрасывали неоднократно. Первым массированным стал авианалет на столицу фашистской Германии британских ВВС 26 августа 1940 года. Тогда в направлении Берлина вылетел 81 самолет, но из них до цели дошли лишь 29. Они сбросили на северо-западную часть города 22 тонны бомб, погибли 12 человек (сравнительно небольшое количество погибших связано с тем, что целями были не жилые кварталы, а крупные предприятия), были причинены значительные разрушения. При этом 7 из 29 британских самолетов были сбиты ПВО Берлина.

Вероятнее всего, именно этот авианалет и всплыл в памяти фашистских пропагандистов в августе 41-го и стал поводом для того, чтобы заявить:

«В ночь с 7 на 8 августа крупные силы английской авиации, в количестве 150 самолётов, пытались бомбить нашу столицу... Из прорвавшихся к городу 15 самолётов 9 сбито».

В ответ одна из британских радиостанций сообщила:

«Германское сообщение о бомбёжке Берлина интересно и загадочно, так как 7-8 августа английская авиация над Берлином не летала».

Так налет советских бомбардировщиков на Берлин и стал «загадочной историей», которая, впрочем, уже очень скоро перестала быть таковой: 9 августа газета «Правда» опубликовала короткое сообщение о бомбардировке Берлина советской авиацией, а днем позже, 10 августа, юмористическое стихотворение С.Я. Маршака под названием «Загадочная история», проиллюстрированное Кукрыниксами.


5. Страница из газеты Правда со статьей Загадочная история. 10 августа 1941 г..jpg
Страница из газеты «Правда» со статьей «Загадочная история». 10 августа 1941 г.
Интернет источник




Конечно, немцы могли думать на англичан и возлагать ответственность за авианалет на них, но никак не на советские ВВС, хотя бы потому, что министр пропаганды Й. Геббельс сам незадолго до авианалета заявлял о том, что советская авиация разгромлена и, по-видимому, искренне в это верил.


6. Страница из газеты Правда со статьей Иностранная печать о налетах советской авиации на Берлин. 12 августа 1941 г..jpg
Страница из газеты «Правда» со статьей «Иностранная печать о налетах советской авиации на Берлин». 12 августа 1941 г. Интернет источник



Да и как это было бы возможно? Как советские бомбардировщики смогли долететь до Берлина? И откуда?

Подготовка и осуществление авианалета советской авиации на Берлин в августе-сентябре 1941 года – это одна из самых увлекательных и героических страниц в истории Великой Отечественной войны и в истории отечественных Военно-Воздушных Сил (в 2022 г. на экраны вышел российский фильм «1941. Крылья над Берлином», посвященной этой операции). И хотя бы уже потому, что готовилась она практически у немцев в тылу и у них под носом.

Действительно, откуда могли стартовать советские бомбардировщики, чтобы достичь Берлина?

Есть в Балтийском море небольшой остров Сааремаа (длина с севера на юг – 88 км, с запада на восток – 90 км), также еще известный под названиями Эзель (в период Второй мировой войны 1939–1945 гг. его чаще всего именовали именно так) и Курессааре, Остров входит в Моонзундский архипелаг.

По состоянию на август 1941 г. остров являлся самой западной точкой суши, которую контролировали советские войска, но на тот момент уже оказавшейся фактически в тылу у быстро продвигающихся на восток немецко-фашистских войск. Проще говоря, остров Эзель был расположен ближе всего к германской столице, хотя расстояние все же было немаленьким: около 900 км в одну сторону и 1765 км в обе стороны, из них над морем 1400 км.



7 Схема полета советских бомбардировщиков на Берлин от острова Сааремаа (Эльзен)..jpg
Схема полета советских бомбардировщиков на Берлин от острова Сааремаа (Эльзен). 
Интернет источник



Идея проведения операции появилась еще в 20-х числах июля как ответ на бомбардировки Москвы и подготовка проходила в условиях строжайшей секретности: в курсе дела, помимо высшего руководства страны, были поставлены только командующий Балтийским флотом вице-адмирал В. Ф. Трибуц и командующий ВВС Балтийского флота генерал-майор авиации М. И. Самохин. Для нанесения удара по Берлину были отобраны 15 экипажей ВВС Балтийского флота. 2 августа из Кронштадта к острову Эзель в условиях повышенной секретности и под сильной охраной вышел морской караван, состоявший из тральщиков и самоходных барж с запасом бомб и авиационного топлива, стальных пластин для удлинения взлётно-посадочной полосы, двумя тракторами, бульдозером, трамбовочным асфальтовым катком, камбузным хозяйством и койками для лётного и технического состава особой ударной группы. Караван прошел через заминированный Финский залив и даже зашел в уже осаждённый немцами Таллин. Утром 3 августа караван подошёл к причалам острова Эзель и выгрузил груз.

В ночь на 3 августа с аэродрома Кярла несколько экипажей с запасом горючего до Берлина и полный боекомплект, совершили полет на разведку погоды и сбросили бомбы на Свинемюнде. Это был пробный полет, после чего подготовка дерзкой операции была продолжена.

4 августа особая ударная группа перелетела на расположенный на острове аэродром. С 4 по 7 августа здесь шли работы по тщательной подготовке к полёту: было произведено бытовое обустройство лётного и техсостава, были удлиненны взлётно-посадочной полосы аэродрома, с которого должны были взлетать хоть и облегченные (из-за большой дальности полета бомбовая нагрузка каждого самолета была ограничена) для предстоящего дальнего и высотного перелета, но все же достаточно тяжелые бомбардировщики.

В ночь на 6 августа пять экипажей осуществили в разведывательный полёт на Берлин.

7 августа 1941 года в 21 час 00 минут с аэродрома Кагул на острове Эзель поднялась особая ударная группа из 15 бомбардировщиков ДБ-3 ВВС Балтийского флота под командованием командира полка полковника Е. Н. Преображенского. Самолеты были загружены бомбами ФАБ-100 и листовками. Полёт проходил над водами Балтийского моря на высоте 7 000 м по маршруту: остров Эзель (Сааремаа) – Свинемюнде –Штеттин – Берлин. Температура за бортом достигала −35…−40 °C, из-за чего стёкла кабин самолётов и очки шлемофонов обмерзали. Кроме того, лётчикам пришлось всё время пользоваться кислородными масками. Для соблюдения секретности на всём протяжении полёта сохранялся режим радиомолчания - выход в радиоэфир был категорически запрещён.

Через три часа полёта советские самолеты вышли к северной границе Германии.

Интересно, что при подлете к Берлину советские бомбардировщики несколько раз были обнаружены немецкой ПВО, но немцы приняли самолеты за свои и огонь по ним не открыли.

Вполне возможно, что дальние бомбардировщики ДБ-3Ф (в марте 1942 г. самолет, разработанный конструкторским бюро под руководством Главного конструктора С.В. Ильюшина, был переименован в Ил-4) были применены еще и потому, что имели некоторое внешнее сходство с немецкими бомбардировщикоми Heinkel He 111B. Еще в 1930-х гг. ДБ-3 был модернизирован, в частности, носовая часть фюзеляжа приобрела веретенообразною форму с обширным остеклением кабины штурмана. Такое конструктивное решение было использовано после ознакомления с трофейным немецким бомбардировщиком Heinkel He 111B, захваченным в ходе войны в Испании летом 1937 г. и вывезенным в Советский Союз для изучения.

Возвращаясь к теме статьи, скажем, что немцы не только не пытались сбить советские бомбардировщики, летевшие на Берлин, но даже, напротив, они решили, что это немецкие бомбардировщики заблудились над Штеттином, а потому сигналами прожекторов приглашали сесть на ближайший аэродром.

Воздушный путь на Берлин был открыт.

В 1:30 8 августа пять самолётов советской авиации осуществили сброс бомб на хорошо освещённый Берлин, остальные отбомбились по берлинскому предместью и Штеттину. Немцы, неожидавшие ничего подобного, включили светомаскировку только через 40 секунд после того, как первые бомбы упали на город.

В 4 утра 8 августа, после семичасового полёта, экипажи без потерь вернулись на аэродром.

Налет советской авиации на Берлин в ночь с 7 на 8 августа был не последним.

Всего до 5 сентября 1941 г. советские лётчики выполнили девять налётов на Берлин, совершив в общей сложности 86 самолето-вылетов. 33 самолёта бомбили Берлин, сбросив на него 21 тонну бомб и вызвав в городе 32 пожара. 37 самолётов не смогли выйти к столице Германии и нанесли удары по другим городам. В общей сложности было израсходовано 311 фугасных и зажигательных бомб общим весом 36 050 кг.

Члены экипажей, принявших участие в боевом вылете в ночь с 7 на 8 августа, были награждены: была объявлена благодарность и выданы по 2 тысячи рублей.



8. Приказ 1.jpg



8. Приказ 2.jpg
Приказ №0265 Наркома обороны И. Сталина об объявлении благодарности личному составу самолетов, участвовавших в полете в ночь с 7 на 8 августа 1941 г.
Интернет источник





Участники последующих вылетов в августе-сентябре 1941 г. в район Берлина были отмечены правительственными наградами и званием Герой Советского Союза.

А судьба острова Эзель была печальной. Фашисты не могли позволить, чтобы у них в тылу противником подготавливались налеты на Берлин: После упорных и ожесточенных боев немецким войскам удалось высадиться на остров в сентябре 1941 г. В ночь на 3 октября 1941 г. с острова были эвакуированы остатки советских войск. Больше трех лет остров оккупирован фашистскими войсками и был освобожден советскими войсками 24 ноября 1944 года в ходе Моонзундской операции 1944 г.



Мария Раисовна Габтрахманова,
научный сотрудник Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал»