Aa Aa Aa
Aa Aa Aa
Aa Aa Aa
Обычная версия
Научная деятельность

САМЫЕ НЕОБЫЧНЫЕ ТАНКИ. Часть четвертая.

Часть IV




29 июля – День единства тыла и фронта.

В этот день, 29 июля 1941 году, в газете «Правда» была опубликована статья «Трудящиеся предлагают создать Фонд обороны».

За годы войны тагильчане внесли в Фонд обороны 58 млн. 190 тыс. рублей, которые были направлены на производство боевой техники и боеприпасов, приобрели облигаций государственного займа на сумму 343 млн. 541 тыс. рублей. Собирали теплые вещи для эвакуированных, фронтовиков и членов их семей, и посылок для отправки на фронт.

Но сбором средств для нужд фронта тагильчане не ограничились. На свои средства они приобретали военную технику – танки и самолеты – и передавали их Красной Армии.



1 Кравченко Борис Павлович председатель колхоза.jpg
Б.П. Кравченко, председатель колхоза «Красный пахарь» Башкарского сельсовета Петрокаменского района Свердловской области, при покупке самолета-штурмовика Ил-2. внес 101 тыс. рублей на его постройку. Фото 1942 г.



2 Балашов.jpg
 С. Балашов, заслуженный артист.
При вручении танка, купленного для армии на собственные деньги (слева второй). Фото 1943–1944 гг.




3 Ян Цыган.jpg
 Я. Цыган (Куксенко) (первый ряд, слева крайний), артист Нижнетагильского цирка.
При передаче танка, купленного для армии на собственные средства. Фото 1942 г.




Если сверхтяжелый танк «Maус» V1 (длина: 10,090 м; ширина: 3,670 м; высота: 3,666 м) и пятибашенный Т-35 (длина: 9,720 м; ширина: 3,200 м; высота: 3,430 м) стали самыми большими танками Второй мировой войны 1939–1945 гг., то самым маленькими можно назвать польские танки ТК-3 и ТКS.

Их длина составляла 2,580 м; ширина – 1,780 м; высота – 1,320 м; толщина брони – 8 мм (4 – 10 мм). Масса составляла 2,430 т (ТК-3), 2,570 т (ТКS).

Танк ТК был так мал (это и не танк даже, а танкетка; согласно современной классификации: малый разведовательный безбашенный танк), что в первые дни войны один немецкий офицер-танкист высказался за его счет: «Очень сложно попасть из пушки по такому маленькому таракану».



4 тАНКЕТКА ТКS.jpg
Польская танкетка TKS.
Из свободных Интернет-ресурсов.




История этого «таракана» началась в 1929 году, когда Польша приобрела одну танкетку Vickers Carden-Lioyd Mk VI британской компании «Виккерс-Армстронг» (Vickers-Armstrong).
Вскоре в Польше было принято решение наладить у себя выпуск модернизированного аналога.
В конце 1929 года был изготовлен прототип ТК-1.
Танкетка имела открытый верх и была вооружена одним только пулеметом калибра 7,92 мм, который мог использоваться и против наземных целей, и против воздушных.
Танкетка ТК была принята на вооружение польской армии 14 июля 1931 году.
Первая модификация ТК под обозначением ТК-3 производилась с 1931 года, было выпущено около 280 таких машин.



5 ТАНКЕТКА ТК 3.jpg
Танкетка
TK-3. 
Из свободных Интернет-ресурсов.




Также было произведено 18 машин модификации TKF с двигателем мощностью 46 л.с.
После 1933 года вместо TK выпускалась улучшенная модель TKS, их было произведено около 260 единиц.




6 ТАНКЕТКА TKS.jpg
Польская танкетка 
TK-3 TKS с 20-мм автоматической пушкой
Из свободных Интернет-ресурсов.



Кроме Польши танкетки TK и TKS состояли на вооружении в Эстонии (после вхождения в состав СССР прибалтийских стран эстонские танкетки были включены в состав территориальных корпусов РККА).
К началу войны в 1939 году польская армия имела примерно 650 танкеток.
Качество польской бронетехники не позволяло сражаться наравне против германских панцерваффе, тем не менее, польский танкист Роман Орлик за сентябрь 1939 года на танкетке TKS с 20-мм орудием подбил 13 единиц немецкой бронетехники.
После поражения Польши несколько десятков танкеток состояли на вооружении германских вооруженных сил.
Безусловно, преимущества любого танка составляют его вооружение и броня, и скорость не принадлежит к числу его сильных сторон (здесь гораздо важнее, маневренность и запас хода).
Однако из этого правила есть исключения.
Самым скоростным танком Второй мировой войны можно по праву считать британский танк Мк VII «Тетрарх»  (Mk VII «Tetrarch»; броня: 10 – 14 – 16 мм; вооружение: пушка 40 мм, пулемет), разработанный в 1930-х гг. и состоявший на вооружении Великобритании до 1948 года.




7 ТЕТРАРХ КРЕЙСЕРСКИЙ.jpg
Британский танк Мк VII «Тетрарх» (Mk VII «Tetrarch»). 
Из свободных Интернет-ресурсов.



Уже в ходе эксплуатации выяснилось, что благодаря небольшой массе – 7,6 т – танк «Тетрарх» хорошо подходит на роль авиадесантного танка.




8 Выгрузка ТЕТРАРХ из планера Хамилкар hamilcar-3.jpg
Планер GAL. 49 Hamilcar Mk.I, основное средство доставки авиадесантных танков у англичан.
Из свободных Интернет-ресурсов.








Танк был разработан как «крейсерский» и скорость у него была соответствующая – 65 км/ч (для сравнения: скорость танка «Маус» составляла всего 18 км/ч по пересеченной местности и 20 км/ч по шоссе; скорость TK/TKS – 40 – 45 км/ч).
На титул же одного из самых «тихоходных» танков в истории танкостроения вполне может претендовать «Русский Рено», построенный в 1920 году: его скорость составляла всего 8,5 км/ч (на фото первый советский танк «Борец за свободу тов. Ленин», построенный на базе французского танка «Рено» в 1920 году).






9 Танк_Рено-Русский.jpg
Первый советский танк «Борец за свободу тов. Ленин». 
Из свободных Интернет-ресурсов.







В завершение хочется упомянуть и танки, вероятно, с самыми необычными названиями.
И среди них – британский пехотный танк Мк. I, известный также под названием «Матильда» (Мк I «Matilda», «Matilda I») – единственный танк, названный женским именем. Он был разработан в 1935 году.



10 Matilda 1 КАБИНА ВОДИТЕЛЯ.jpg
Британский танк «Матильда
I». Франция, 1940 г. 
Из свободных Интернет-ресурсов.



Это был маленький (длина корпуса 4,854 м, ширина: 2,282 м, высота:1,867 м) двухместный танк, вооруженный только 7,7-мм или 12,7-мм пулеметом. Зато с крепкой толстой броней (толщина брони лба корпуса и бортов – 60 мм). Стандартная немецкая 37 мм противотанковая пушка оказалась бессильной против брони британских танков.
Правда, благодаря броне, масса танка составляла 11,2 т и двигатель мощностью всего 70 л.с. разгонял его только до скорости 13 км/ч по шоссе.
Однако танк «Матильда» сыграл важную роль на начальном этапе Второй мировой войны.
В 1937 г. была разработана конструкция танка Mk. II, или «Матильда II». Он гораздо был больше и мощнее танка «Матильда I»: боевая масса возросла до 26,96 т (почти что масса танка Т-34), экипаж увеличился с 2 человек до 4. Бронирование также было усилено: лоб корпуса – 78 мм, борт – 70 мм. Танк был вооружен пушкой калибра 40 мм и 7,7 мм пулеметом.
Танк «Матильда II» производился до августа 1943 года и был одним из основных средних танков Великобритании в первые годы Второй мировой войны. Также в значительных количествах танки «Матильда II» поставлялись армии Австралии и в СССР.





11 Matilda_Mk_II и СОВ. ТАНКИСТЫ.jpg
Танк «Четырех героев» – именной пехотный танк «Матильда II» и его экипаж. Январь 1943 г. 
Из свободных Интернет-ресурсов.




На фото танкисты 170-го отдельного танкового батальона 3-й ударной армии Калининского фронта у танка «Четырех героев». На первом плане его экипаж (слева направо): командир взвода танков МК-2 старший лейтенант Н.И. Фокин, механик-водитель старший сержант А.И. Войтов, командир башни старший сержант П.К. Гладких радиотелеграфист старший сержант С.К. Дорожкин Справа – заместитель командира роты по политической части капитан А.А. Кобцев Калининский фронт.
В Красную Армию было отправлено морем 1 098 танков. Не все они благополучно прибыли в пункт назначения, часть из них были потеряны во время бомбардировок немцами британских конвоев. В рядах РККА в годы Великой Отечественной войны «сражались» 918 британских танков «Матильда II» .
Несмотря на несомненные достоинства данного танка – мощная броня и надежность – он имел и ряд недостатков.
Танку и, соответственно, его экипажу, тяжело давалось передвижение по плохим дорогам и снегу, так как между ходовой частью и бронированными фальшбортами набивались снег и грязь. Известно, что экипажам «Матильд» нередко приходилось останавливаться и очищать ходовую часть своих танков ломом и лопатой.





12 МАТИЛЬДА 76 мм гаубица Кубинка.jpg
Танк «Матильда
II», вооруженный 76 мм гаубицей.
Центральный музей бронетанкового  вооружения и техники» в г. Кубинка. 
Из свободных Интернет-ресурсов.




Позднее, учтя особенности британских танков, советское командование использовало их, в первую очередь, на южных направлениях фронта, что в полной мере давало возможность продемонстрировать достоинства танка.
Как отмечал Герой Советского Союза генерал-майор танковых войск А.М. Овчаров, «танк («Матильда» - М.Г.) заваливался на бок на любом косогоре».
Именно за небольшие размеры и своеобразное движение «вразвалку» по пересеченной местности танк и получил название «Матильда»: в честь утки Матильды МакДак, героини британских комиксов 1930-х гг. (британскому генералу Хью Эллесу, главнокомандующему артиллерией, приписывают присвоение танку названия «Матильда» «из-за крошечных размеров машины, формы и походки, напоминающей утку»).
Так что, вопреки ожиданиям, ничего романтического в названии танка «Матильда» нет.


Чего нельзя сказать о названии другого британского танка.

Речь идет о хорошо известном британском танке Mk III «Валентайн» (Mk III «Valentine» (боевая масса - 15,75 т; броня – 30 – 60 мм; пушка 40 мм, пулемет . 7,92-мм).





13 ВАЛЕНТАЙН в танк музее КУБИНКА.jpg
Пехотный танк Mk.III «Валентайн» (Mk.III «Valentine»).
Центральный музей бронетанкового вооружения и техники» в г. Кубинка. 
Из свободных Интернет-ресурсов.




«Валентайн» стал одним из важнейших британских танков и, как оказалось, наиболее удачным легким танком Второй мировой войны.
Не случайно в период с 1940 по 1944 гг. со сборочных линий заводов сошло 8 275 машин. 1 420 танков были построены в Канаде.
Ни один другой танк того времени не имел столько модификаций как «Валентайн». Только в качестве боевого танка машина строилась в 11 версиях (от Mk I до Mk XI).
Боевое крещение «Валентайны» получили в Северной Африке в 1941 году. Эксплуатировавшиеся в условиях пустыни машины своей надежностью заслужили себе прекрасную репутацию.
В Советском Союзе эти танки были известны очень хорошо. 1 388 канадских танков «Валентайн» вместе с 2 394 машинами, собранными в Великобритании (все с 40- и 57-мм пушками), в соответствии с программой ленд-лиза были поставлены в СССР, где  завоевали признание советских танкистов за простоту конструкции и надежность.
Название «Валентайн» (их еще называли «Валентинами»), что называется, на слуху. В чем же его необычность?
Все дело в том, в честь кого танк «Валентайн» получил свое имя. Не в честь конструктора или генерала, как это бывает обычно, а в честь… святого. Да, того самого Святого Валентина, день которого, 14 февраля, известен как День всех влюбленных.
Просто фирма-разработчик «Виккерс-Армстронг» представила проект этого танка Военному министерству 14 февраля 1938 года, в день Святого Валентина.


Таким образом, в ходе серии публикаций вы познакомились с наиболее необычными танками: от танка с паровыми двигателями до проекта атомного танка и танка на воздушной подушке; мы поговорили о самом большом танке Второй мировой войны и самом маленьком; о самым медленном и самом быстром.
 





Мария Раисовна Габтрахманова,
научный сотрудник Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал»