Aa Aa Aa
Aa Aa Aa
Aa Aa Aa
Обычная версия
Научная деятельность

УМНЫЕ РУКИ РЕСТАВРАТОРА ВАСИЛЬЕВА



Работа по профилактике повреждений экспонатов и их реставрации является очень важной составляющей деятельности музея, главной целью которого является сохранение и презентация предметов, имеющих историческую и художественную ценность.

Однако в советский период в провинциальных музеях практически не было реставрационных мастерских и квалифицированных специалистов. Нижнетагильский краеведческий музей не был исключением из правил.

Мастерские имели только крупные музеи. Основные реставрационные работы для провинциальных музеев проводились специалистами двух крупнейших центров страны – Всероссийского научно-реставрационного центра им. И.Э. Грабаря (ВХНРЦ) и Всесоюзного научно-исследовательского института реставрации (ВНИИР). Но попасть в план этих учреждений было очень нелегко. Кроме того очень остро ощущалась потребность в знаниях по профилактике и реставрации, литературы по этой теме тоже катастрофически не хватало. Вопрос о создании собственных мастерских тогда даже не ставился. Но проблема дефицита этих знаний в музеях ощущалась, вероятно, уже на общероссийском уровне. Поэтому в ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря и во ВНИИР в 1980-е годы значительно расширилась система обучающих стажировок, и не только для реставраторов, но и хранителей коллекций.

В конце 1980-х – начале 90-х гг. начался новый этап в развитии реставрации в музее. Он обуславливался тем, что была разрешена предпринимательская деятельность, создавались специализированные кооперативы, расширилась возможность работы реставраторов по договорам. Это было очень кстати, так как в 1989-1990-х гг. создавалась новая экспозиция Историко-краеведческого музея, полным ходом шла реставрация зданий памятников истории и архитектуры, в которых должны были разместиться новые музеи: Музей истории подносного промысла, Музей быта и ремесел горнозаводского населения, Историко-технический музей «Дом Черепановых».

В эти годы произошел настоящий прорыв по объему отреставрированных музейных предметов. С тагильскими экспонатами работали специалисты Москвы, Санкт-Петербурга, Свердловска, Перми, Оренбурга.

Но уже с начала 1990-х гг. произошел существенный спад объемов реставрационной работы. Основная причина – отсутствие финансирования. Возросла не только стоимость работ, но и материалов, транспортных расходов - все увеличилось многократно. Все усилившаяся инфляция не давала возможности нормальной работы, так как предусмотренная договором предоплата, в течение пары месяцев полностью обесценивалась и исполнители отказывались работать. При этом старая бюджетная система не позволяла выплачивать деньги сверх договоров, ситуация получалась тупиковая.

Все настоятельнее вставал вопрос о создании собственной реставрационной базы. В 1995 г. в Нижнетагильском музее-заповеднике был создан реставрационно-производственный участок.



02 Реставратор Васильев А. 1999г..jpg
 Андрей Витальевич Васильев. Фото конец 1990-х гг.




Но у него была своя предыстория. Как мы уже упоминали, в середине 1980-х гг. были предприняты попытки обучения отдельных сотрудников музея реставрационному делу. Одним из них был Андрей Витальевич Васильев (01.10.1968–27.06.2009), который внес большой вклад в сохранение предметов коллекции «Металл» Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал».

В Нижнетагильский музей Андрей Васильев пришел в 1985 г. совсем в юном возрасте, ему было 16 лет. Он был принят на должность лаборанта. Работать ему пришлось на всех участках фондовой работы, но больше всего ему нравились музейные предметы из металла, хранителем которой в тот период был А.С. Смирнов. Следует заметить, что в середине 1980-х гг. отдел фондов был немногочисленный, и за каждым сотрудником было закреплено несколько групп хранения.

Андрей намеривался поступать на исторический факультет Уральского государственного университета. Но по мере работы в отделе фондов выяснилось, что практика работы с музейным предметом его увлекала больше чем историческая теория.

14 октября 1986 г. Андрей был призван в ряды советской армии, где прослужил до 1 октября 1988-го. Он служил в разведке в составе ограниченного контингента в Германии.

После службы А.В. Васильев вернулся в музей. В этот период проходил капитальный ремонт здания краеведческого музея, и велась активная подготовка к построению новой экспозиции. В связи с этим остро встал вопрос о реставрации экспонатов.

В процессе решения этой проблемы началось сотрудничество с реставратором Свердловского областного краеведческого музея Виктором Николаевичем Топорковым, который руководил реставрацией множества предметов из коллекции музея-заповедника.
Виктор Николаевич Топорков, заслуженный работник культуры, около пятидесяти лет своей жизни посвятил Свердловскому областному краеведческому музею. В 1979 г. он возглавил Сектор реставрации СОКМ.
Сегодня реставрационная мастерская Свердловского областного краеведческого музея – крупнейшая на Урале.

В конце февраля 1989 г. Андрей Васильев впервые попал в реставрационные мастерские Свердловского областного краеведческого музея, которые произвели на него большое впечатление, и он буквально «заболел» реставрацией.
В марте 1989 г. Андрей прошел первую стажировку по реставрации металла у В.Н. Топоркова.
Андрей Васильев все более увлекался реставрацией и сразу применял полученные знания на практике. В работе у него проявились качества истинного мастера: «умные» руки, реставрационная интуиция. При этом Андрей старательно учился.
Летом 1989 г. Андрей прошел курсы Всесоюзного научно-исследовательского института реставрации (ВНИИР), которые проходили в Улан-Удэ под руководство известного реставратора высшей категории, члена Союза художников России Никиты Юрьевича Шаркова.

Стажировка проходила целый месяц и была плодотворной – А.В. Васильев освоил новые методы работы с разными видами металла. В здании Нижних провиантских складов, куда после его реставрации предполагалось переместить коллекции, он оборудовал небольшую мастерскую. Учеба продолжилась и в 1991 г. на курсах ВНИИР, которые проходили в Майкопе. В июле 1991 г. А.В. Васильев выехал в город Майкоп на месячную стажировку ВНИИР.

Успешно пройдя это обучение, А.В. Васильев получил допуск к реставрации археологических предметов из черного, цветного и драгоценного металлов, что соответствовало II реставрационной категории. Официальную аттестацию на категорию Андрею Витальевичу пройти не удалось в связи с большими трудностями: сказывался недостаток материальной базы и оборудования, не хватало средств на командировки, материалы, инструменты. Выходили из положения как могли. В частности, с некоторыми специальными химикатами, в порядке шефской помощи помогало химическое предприятие ПО «Уралхимпласт».

В апреле 1990 г. в связи с реализацией проекта создания Нижнетагильского музея-заповедника на базе реставрации и музеефикации памятников истории и архитектуры в Нижнем Тагиле была создана Свердловская специальная реставрационно-производственная мастерская «Росреставарции». В эту структуру был переведен А.В. Васильев, в ней он работал до 1995 г.
Эта рокировка принципиально не повлияла на характер работы Андрея, он по-прежнему выполнял работы по экспонатам музея, а в рамках деятельности мастерской «Росреставрации» выполнял кузнечные заказы. Так при его участии были созданы декоративные решетки для Историко-краеведческого музея и окованные железом входные двери для Нижнего и Верхнего провиантского склада – в дальнейшем фондохранилища и Музея природы и охраны окружающей среды.

Построение новой экспозиции краеведческого музея потребовало колоссальных затрат труда всего коллектива музея. Огромный объем работы был выполнен и хранителями, и реставраторами.



ТМ-516 МП-73.jpg
Икона «Богоматерь Одигитрия Смоленская». 2-я половина XIX в.



ТМ-6932.JPG
Крест «Распятие Христово». 2-я половина XIX в.




А.В. Васильев занимался реставрацией металлопластики (складни, кресты, оклады), подготавливал предметы для экспозиций и выставок. Среди экспонатов, с которыми работал Андрей Витальевич, можно выделить два уникальных экспоната.

В 1991 г. А.В. Васильев участвовал в одной сложнейшей реставрационной работе – восстановлении стола из первой российской меди 1715 года весом в 416 кг, размером 264х82 см.




04 Лист из письма Н.Ю. шаркова (2).jpg
Стол из первой российской меди. 1715 год. После реставрации.




Стол имел сложную конструкцию: раскладная столешница лежит на литых фигурных массивных ножках, соединённых внизу перекладинами, образующими 4-х угольник; над ними менее массивные перекладины (примерно 1/3 высоты). На подставке из ножек и перекладин прикреплена массивная доска из красной меди. К ней с длинных сторон на петлях подвешены откидные полукруглые медные доски, держащиеся в поднятом состоянии на ножках, прикрепленных петлями к поставке. Полностью раскрытая столешница имеет овальную форму. На средней части доски выгравирована надпись.





3.jpg
Надпись на столешнице стола из первой российской меди. 1715 г.




Еще одним участником этой работы стал Валерий Павлович Воротников, который работал в Свердловской специальной реставрационно-производственной мастерской «Росреставарция», кузнецом-реставратором. В.П. Воротников вспоминает:
«Работы по медному столу выполняли я, Алексей Карелин и Андрей Васильев. Сохранность стола была неудовлетворительная: отсутствовали одна нога, был нарушен крепеж основания, поверхность покрылась вульгарной патиной. Приняли решение: утраченную ножку стола сделать из латуни, провести работы по укреплению крепежа, устранению вульгарной патины и нанесению защитного слоя.

Это было время великого дефицита, когда было очень трудно достать материалы и химикаты.
Ножка была изготовлена в механическом цехе, Виктор Пшенный работник лаборатории эстетики Нижнетагильского металлургического комбината замеднил (покрыл медью) её методом электролиза. Сейчас все ножки выглядят одинаково. Алексей Карелин отремонтировал основу стола. Я и Андрей Васильев занялись снятием вульгарной патины. Тут очень пригодились знания и опыт Андрея, который работал по реставрации холодного оружия и знал рецептуру соответствующих составов. Для обработки поверхностей деталей мы использовали мочалки из медной проволоки разного диаметра. Работали в кирзовых сапогах. Но требовалось не только очистить стол от вульгарной патины, но и закрепить этот результат. Для этого хорошо использовать рыбий (осетровый) клей. Но где его достать?! Тут помог отец Андрея, который работал на Нижнетагильской мебельной фабрике и выдал нам такой клей в нужном объеме, для составления состава и покрытия поверхности медного стола.
Работы по восстановлению конструкции опоры велись в здании, находящем на территории музея-завода. Столешницу приводили в порядок в Нижнем провиантском складе, который был тогда на последней стадии реставрации.
Всю конструкцию медного стола собирали уже в зале историко-краеведческого музея, где ему предстояло находиться в соответствии с планом экспозиции. И сейчас, спустя 30 лет, стол радует посетителей своим великолепием!».




03 Реставраторы музея.jpg
Первый состав производственно-реставрационного участка Нижнетагильского музея-заповедника. Слева направо: А.В. Васильев, И.В. Расторгуев, А.В. Мячев. Конец 1990-х гг.




В это время А.В. Васильев получил помещение на территории музея-завода истории развития техники черной металлургии (бывшего завода им. В.В. Куйбышева), где он оборудовал кузницу, что повышало его потенциал. В 1995 г. А.В. Васильев вернулся в музей-заповедник уже в качестве реставратора-кузнеца в только что созданный реставрационно-производственный участок, которым руководил А.В. Мячев.




05 Скульптура Андромаха 1885.jpg
Скульптура «Андромаха». 1885 год. После реставрации.




надгробие п демидова.jpg
Надгробие П.П. Демидову, 1885 год.




В 1997 г. А.В. Васильев работал с еще одним уникальным экспонатом – скульптурой «Андромаха» (1885), которая являлась частью надгробия на могиле П.П. Демидова в Выйско-Никольской церкви. История «Андромахи» увлекательна и порой трагична. Первое обретение «Андромахи» Нижним Тагилом связано с трагическим событием — с неожиданной смертью 27 января 1885 года Павла Павловича Демидова, которая произошла на вилле Пратолино во (Италия).

По завещанию П.П. Демидова прах его, как и деда Николая Никитича Демидова был предан земле в Нижнем Тагиле и тело его везли через всю Европу.
Был подготовлен склеп в церкви, а вдова Павла Павловича Елена Павловна заказала надгробный памятник с мраморным барельефом Павла и надписью: «Елена своему возлюбленному Павлу» и бронзовыми фигурами ангела и скорбящей Андромахи, которая в греческой мифологии стала символом женской преданности и печали.

В 1930-е, гг. Выйско-Никольская церковь была разрушена и разграблена.
А фигура мифологической героини была установлена на клумбе у завода им. В.В. Куйбышева в качестве парковой.
Позже она была перенесена и установлена в центре фонтана перед поликлиникой 2-й городской больницы, бывшим зданием Демидовского заводского госпиталя. Там «Андромаха» находилась на открытом воздухе до 1992 г.
В лихие 1990-е скульптура, находящаяся практически в открытом доступе, привлекала внимание охотников за цветным металлами – очень популярный способ заработать на тот момент. Кроме того появилась информация, что «Андромахой» интересуются коллекционеры из-за рубежа.
Нижний Тагил мог потерять этот уникальный экспонат. Сотрудники музея приняли решение о демонтаже скульптуры с основания и перемещении её в фонды музея – в здание Нижнего провиантского склада, где она была представлена на выставке открытого хранения.

В 1986 г. музею-заповеднику был передано здание бывшего управления Нижнетагильского горного округа, в котором в советский период размещался Горисполком. В этом здании должны были разместиться выставочные залы. И в 1997 г. они открылись большой выставкой «Демидовские коллекции в музеях России» (автор С.А. Клат). Выставка представляла демидовские предметы из музеев Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Тагила. Среди тагильских раритетов должна была представлена и «Андромаха».

Пребывание скульптуры на открытом воздухе не пошло ей на пользу, особенно пострадала внутренняя, не обработанная часть. Она покрылась вульгарной патиной и рыхлой коррозией. Реставратор Васильев провел большую работу, расчистил поверхность от вульгарной патины и коррозии, навел искусственную патину, таким образом, законсервировав все «тело» «Андромахи». Расчищая внизу одну и складок туники, он обнаружил авторскую надпись латинскими буквами, которую мастер нанес по горячему металлу. Это была дата 1885 – год смерти П.П. Демидова. Рядом была надпись, мы прочли слова «Firenzo. Romanelli. 1885».

Позже научный сотрудник музея-заповедника С.А. Клат занималась этим вопросом и установила, что автором надгробия является всемирно известный скульптор, профессор Флорентийской Академии художеств Рафаэлло Романелли (1856–1928).
Таким образом «Андромаха» Р. Романелли заняла достойной место в собрании музея-заповедника и в экспозиции музея «Демидовская дача».

К сожалению, А.В. Васильев ушел из жизни очень рано, на 42-м году жизни. Но его можно смело назвать, первым профессиональным реставратором музея-заповедника, внесшим большой вклад в дело хранения предметов из металла, их консервации и реставрации.



Ольга Халяева,
зав. отделом Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал»