Aa Aa Aa
Aa Aa Aa
Aa Aa Aa
Обычная версия
Научная деятельность

ГЛАЗАМИ ПОБЕДИТЕЛЕЙ

В военные годы Нижний Тагил превратился в один из крупнейших промышленных и культурных центров страны, потому что сюда были эвакуированы как промышленные, так и культурные учреждения центра и юга страны. Несмотря на трудности военных лет в городе действовали театры и кинотеатры, библиотеки, музеи, дома культуры, клубы, бурно развивалась культурная жизнь - проходили концерты, открывались выставки, широко развернулось краеведческое движение.

Нижнетагильский краеведческий музей в тот период представлял собой небольшой провинциальный музей. Количество экспонатов в 1945 году достигало 6 000 единиц хранения. Количество сотрудников во время войны колебалось от 10 до 14 человек. Но именно в это время музей набирал такой потенциал, который впоследствии позволил ему вырасти настолько, что в итоге в 1987 году на его основе было создано крупнейшее на Урале музейное объединение – Нижнетагильский музей-заповедник «Горнозаводской Урал».

Важнейшими факторами работы музея в 1941-45 годах стали:

- большой приток на Урал эвакуированных специалистов культуры. В Свердловск были перевезены экспонаты Государственного Эрмитажа, специалисты которого оказывали помощь местным музеям. Так в 1945-м реставраторами Эрмитажа были отреставрированы пять картин тагильских крепостных художников Худояровых;

- самоотверженность сотрудников краеведческого музея, чутко реагировавших на все потребности времени и перестраивавших свою работу в соответствии с возникающими обстоятельствами;

- большой размах краеведческого движения в Нижнем Тагиле, в которое были вовлечены учителя, инженеры, медики и др.;

- в ноябре 1941 года трест «Тагилстрой» был передан в ведение Главного управления промышленного строительства НКВД (Народного комиссариата внутренних дел) – ГУЛАГ. Этот факт, казалось бы, никак не касается музея. Но, тем не менее, он сыграл важную роль в его развитии.

В рамках Тагиллага существовал отряд 18-75. В нем были советские немцы, среди которых был целый ряд талантливейших ученых: историков, физиков, художников, которые активно взаимодействовали с музеем, участвовали в его научной работе, способствовали повышению её уровня. Среди них можно назвать археолога, кандидата исторических наук О.Н. Бадера (1903-1979). В первые дни Великой Отечественной войны О.Н. Бадер ушел добровольцем в московское ополчение, но в конце 1941 года отозван с фронта как немец и направлен в стройотряд №18-74 Тагиллага НКВД.



04 ФТМ-738. Бадер О.Н. 1945 г..jpg
Бадер О.Н. 1945 г.



6. Тагильский рабочий. 231 от 24.11.1944 г..jpg
Тагильский рабочий № 231 от 24.11.1944 г.




Научный опыт и великолепные популяризаторские способности позволили ему быстро наладить контакты с коллективом краеведческого музея, с которым начал сотрудничать с 1942 года. О.Н. Бадер оказался в то время единственным в Тагиле археологом, имеющим право проведения раскопок, и благодаря музею, мог в годы войны заниматься археологическими исследованиями. П.Э. Рикерт (Хальперн) (1907-1971), химик, минералог, внес огромный вклад в комплектовании минералогической коллекции Нижнетагильского музея.




Рикерт П.Э..jpg
Рикерт П.Э.



О.Э. Бернгард (1909-1998), художник, в 1942-м был мобилизован в Трудармию и в 1942-1945 годах работал художником политотдела Тагилстроя-Тагиллага НКВД и тиражной газеты «Тагилстрой».

Но хочется рассказать о самом значительном событии в жизни Нижнетагильского краеведческого музея этого периода - подготовке и создание выставки «Тагил в Великой Отечественной войне».

1944 год... Еще продолжалась война, а Нижнетагильский краеведческий музей по инициативе секретаря горкома партии Е.Р. Колышева развернул огромную работу по подготовке и строительству экспозиции постоянной выставки «Тагил в Великой Отечественной войне». Началось активное комплектование фондов музея материалами. Музейщикам хотелось открыть выставку о войне как можно быстрее.

Работа над выставкой велась централизованно под контролем и руководством партийных органов власти Нижнего Тагила. Секретарь Городского комитета ВКП(б) Е.Р. Колышев был назначен председателем Выставкома. Членами комитета стали очень значимые личности - директор танкового завода генерал-майор Ю.Е. Максарев, начальник Тагилстроя-Тагиллага генерал-майор М.М. Царевский, редактор газеты «Тагильский рабочий», художник А.Н. Побединский и директор музея Н.Т. Грушина. К работе над выставкой были привлечены специалисты, узники «Тагиллага»: фотохронику создавали археолог О.Н Бадер и художник О.Э. Бернгард.

Строительство выставки «Тагил в Великой Отечественной войне» стало делом всего города. Все заводы Тагила участвовали в нем, каждое из них перевело деньги на эти цели, их силами был проведен капитальный ремонт залов, кроме этого на каждом предприятии были выбраны ответственные по оборудованию.

Каждое предприятие города обязано было представить в музей подробный, охватывающий всю его работу материал в дни войны: сведения о помощи фронту (количество посылок, отчислений, займов), фото стахановцев, значкистов и орденоносцев, диаграммы партийного и комсомольского состава завода, молнии, карикатуры, плакаты и др.

Для этой экспозиции скульптору М.П. Крамскому было поручено создать гипсовые бюсты тагильчан – Героев Советского Союза и Героев Социалистического Труда. Одновременно живописные портреты тагильчан – Героев Советского Союза были написаны А.Н. Побединским, Л.А. Шматько. При подготовке к выставке были собраны материалы о войне (письма, фронтовые печатные издания, плакаты, брошюры), собраны образцы продукции, выпускаемой в годы войны, созданы картины, рассказывающие о трудовом подвиге тагильчан в военные годы. Среди картин – «Передача колонны танков Уральскому добровольческому танковому корпусу» А.П. Бубнова, панорамные полотна металлургического и коксохимического заводов Г.А. Мелентьева, портреты героев Советского Союза К.Ф. Пылаева, И.Н. Мотина, Ю.И. Дерябина кисти А.Н. Побединского. Городу-труженику посвящен индустриальный пейзаж В.Ф. Штраниха «Строительство третьей домны Новотагильского металлургического завода» (1943), крупномасштабное полотно А.Н. Побединского «Тагил – фронту» (1945), О.Э. Бернгарда «Высокогорский рудник» (1945) и полотно «Тагил - фронту», выполненное А.Н. Побединским, «Шахта «Капитальная» Д.А. Кавалершина.



Тагил в ВОв - зал 3.jpg
Экспозиция выставки «Нижний Тагил в Великой Отечественной войне». 1946 г. Из коллекции НТМЗ «Горнозаводской Урал»




25 февраля 1945 г. в Москве комиссией были приняты картины, заказанные Выставкомом постоянной выставки «Нижний Тагил в Отечественной войне»: «Воздушный бой летчика Пологова» (художник Г.Г. Нисский), «Митинг на танковом заводе» (художник А.П. Бубнов), «Колхозное стадо коров «тагилок» (художник А.А. Пластов), «Строительство домны» (художник В.Ф. Штраних.).

Академик Е.О. Патон передал в музей для строящейся выставки экспонаты: свою книгу издания 1942 года, образцы швов автосварки, образцы марок сварочного флюса и другие, сопроводив их личным письмом и описью предметов.

Завод им. В.В. Куйбышева для экспонирования на выставке передал образцы продукции доменного, мартеновского цеха и прокатного цехов, а также четырехкрылый стабилизатор к реактивным снарядам «Катюша», восьмикрылый стабилизатор к реактивным снарядам «Катюша», которые изготовлялись стабилизаторы во время войны в цехе № 2.






Тагил в ВОв. 1стена зал 3.jpg
Экспозиция выставки «Нижний Тагил в Великой Отечественной войне». 1946 г. Из коллекции НТМЗ «Горнозаводской Урал»






Тагил в В О в. - центр зал 3.jpg
Экспозиция выставки «Нижний Тагил в Великой Отечественной войне». 1946 г. Из коллекции НТМЗ «Горнозаводской Урал
»




Для тематического комплекса «Добыча руды» в Нижнетагильский краеведческий музей были переданы образцы руд, используемых в доменных и мартеновских плавках. При каждом экспонате имелась информация по его применению или приготовлению.

Также и остальные предприятия передали музею образцы своей продукции, фотографии передовиков и другие наглядные материалы.
Ну, и, конечно же, были обязательные практически для любой экспозиции тех лет скульптурные портреты В.И. Ленина, И.В. Сталина и цитаты из работ и речей вождей.

Работа над выставкой шла с сентября 1944-го до мая 1946-го. В музейном архиве сохранилась подробная смета расходов по ее построению. Общий расход на создание выставки составила более 36 тыс. руб. - сумма в то время немалая!

Выставка «Тагил в Великой Отечественной войне» заняла четыре отремонтированных зала. Учебный танк, изготовленный в годы войны на заводе № 183, в 1945 г. установили на искусственной скале у входа в музей. В дни празднования 30-летия Победы над фашистской Германией танк перенесли на новое место – установили перед входом в музей со стороны улицы Ленина. На верхней площадке лестницы, ведущей к выставке, был размещен плакат «Седой Урал» И. Воскобойникова и образцы старого вооружения и боеприпасов под девизом «Не впервые ковать мечи».



Картина. Воскобойников Седой Урал кует победу..jpg
И.И. Воскобойников. Седой Урал кует Победу. 1944 г.



Благодаря тому, что сохранились и тематический план выставки с текстами, и черновики с вариантами плана, а также описание выставки «Тагил в Великой Отечественной войне», можно сравнить эти документы, увидеть, что из задуманного воплощено, от чего отказались в процессе работы.

Сохранилось несколько документов, в мельчайших подробностях описывающих экспозицию выставки. Именно они стали основой для виртуальной реконструкции выставки «Нижний Тагил в Великой Отечественной войне», которая была исполнена в 2015 году. Научный сотрудник музея-заповедника Т.В. Смирнова самым тщательным образом изучила документацию 1944-1946 гг. и стала инициатором проекта «Глазами победителей», который получил грант Свердловского областного Министерства культуры. Татьяна Владимировна возглавила творческую группу, которой была проделана огромная работа: по выявлению всех экспонатов выставки и выстраиванию их в виртуальных выставочных залах, созданию подробного справочного аппарата. Над 3D-воплощением выставки работали IT-специалисты студии WEB-дизайна «UMIKS», которые на высоком уровне выполнили свою задачу.





3-Д реконструкции-1.jpg
Файл 3Д-реконструкия выставки. 3D-реконструкция зала выставки «Нижний Тагил в Великой Отечественной войне». 2015 г.



Сейчас виртуальная выставка доступна всем в офф-лайн режиме на сенсорном экране, размещенном в стационарной экспозиции музея-заповедника. При присмотре используются интерактивные этикетки и тексты, можно воспользоваться аудиогидом, познакомиться с широким справочным аппаратом, который обобщает опыт научно-исследовательской работы нескольких поколений музейных сотрудников. Выставка вызывает неизменный интерес посетителей. В настоящее время ведется её оптимизация для размещения в сети Интернет.





3-Д реконструкция выставки.jpg
Файл 3Д-реконструкия выставки. 3D-реконструкция зала выставки «Нижний Тагил в Великой Отечественной войне». 2015 г.




Поколение победителей… Со страниц музейных документов воочию встает картина - как выдержали здесь в тылу те, кого теперь принято называть тружениками тыла, испытание войной, голодом, холодом, тяжелейшим непосильным трудом, неимоверным напряжением. За сухими цифрами – живые человеческие судьбы, людская боль, горе и прежде всего труд, труд и труд. Стойкость и мужество тагильчан вызывают огромное уважение и стремление подражать им.




Т.В Смирнова на презентации проекта.jpg
Руководитель проекта Т.В. Смирнова  «Глазами победителей». Презентация проекта, 2015 год. Фото Т. Дубинина



Выставка «Нижний Тагил в Великой Отечественной войне» сыграла огромную роль в развитии Нижнетагильского краеведческого музея:

- буквально по горячим следам была скомплектована мощная источниковая база для изучения этого периода, собраны уникальные экспонаты, созданы эмоциональные художественные произведения;

- создана экспозиция выставки, которая представляет историографический интерес, как типичный образец экспозиционной работы того периода, как в научном, так и в художественном аспектах.

- сейчас, благодаря компьютерным технологиям, мы можем погрузиться в эту удивительную атмосферу и увидеть Нижний Тагил «глазами победителей»!


Татьяна Смирнова,
научный сотрудник Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал»