КАК ПРОВОЖАЛИ ТАНКИ В БОЙ
11 марта – День народного подвига по формированию Уральского добровольческого танкового корпуса (УДТК), который был сформирован в феврале-мае 1943 года и оснащен оружием и техникой, изготовленными трудящимися Свердловской, Челябинской и Пермской области безвозмездным трудом сверх плана и на добровольные взносы.
Известно, что на Уральский танковый завод №183 им. Коминтерна (г. Нижний Тагил), как на самое большое предприятие в стране по выпуску танков Т-34, была возложена почетная обязанность изготовить 60 танков Т-34 (30 единиц техники к 15 марта и 30 – к 1 апреля 1943 г.). И все боевые машины должны были быть изготовлены сверх плана и в срок. В июле 1943 г. в состав корпуса входило 202 танка Т-34. Всего за годы Великой Отечественной войны Уральский танковый завод №183 им. Коминтерна выпустил 145 танков Т-34 для УДТК.
Сдаточный участок в цехе сборки танков Уральского танкового завода 183 им. Коминтерна. 1943 г.
В собрании Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал» хранится картина известного советского художника А.П. Бубнова «Передача колонны танков Уральскому добровольческому танковому корпусу».
А.П. Бубнов «Передача колонны танков Уральскому добровольческому танковому корпусу». 1945 г.
Размер живописного произведения – 220х330 см, соответствует масштабу изображенного события. В книге «Художники на Урале» искусствовед Б.В. Павловский так описывает картину: «Художник Бубнов рассказал о передаче колонны танков Уральскому танковому корпусу. Яркий солнечный день, громады цеховых корпусов. На главной улице завода стоит колонна танков. По обе стороны ее – сотни рабочих. В левом углу картины – трибуна, на которой стоят лучшие люди завода. У самой трибуны развевается знамя. Картина показывает торжественный день в жизни завода – передачу новой колонны танков фронту».
Картина была написана по заказу Нижнетагильского краеведческого музея для выставки «Тагил в Великой Отечественной войне», которая должна была «отобразить достижения Н. Тагильской промышленности и сельского хозяйства в дни войны». Интересный факт: подготовка этой выставки началась за год до Победы, в 1944 году. Она открылась в мае 1946 г. и стала первой выставкой, посвященной тагильчанам – участникам Великой Отечественной войны и труженикам тыла.
Все предприятия Тагила приняли участие в ее создании: были собраны деньги, выбраны ответственные лица и, самое главное, предоставлены экспонаты.
Помимо документов, фотографий, графиков роста выпуска оборонной продукции и образцов этой продукции, выставку должны были украсить зрелищные живописные полотна и скульптурные портреты. Для привлечения «дополнительных сил», в том числе маститых авторов, секретарь Нижнетагильского горкома ВКП (б) Е.Ф. Колышев подготовил обращение к заведующей отделом культуры Управления пропаганды ЦК ВКП (б) т. Зуевой с просьбой «разместить заказы на несколько картин в Московском Союзе Советских художников и приобрести красок и прочих материалов из художественного фонда Комитета по делам искусства при СНК СССР». В качестве обоснования было указано, что «трудящихся в городе художников и художественных материалов недостаточно, чтобы охватить весь объем работы».
Обращение секретарем Нижнетагильского горкома ВКП (б) Е.Ф. Колышевым
к заведующей отделом культуры Управления пропаганды ЦК ВКП (б) т. Зуевой. 1944 г.
Научный архив Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал».
Объем был действительно большой: «15 тагильчан – Героев Советского Союза и Героев Социалистического Труда в виде бюстов и портретов. На темы о героизме тыла будут написаны девять живописных панно».
В советский период подобные обращения были обычной практикой.
Автор картины, Александр Павлович Бубнов (1908–1964) – живописец, график и иллюстратор, лауреат Государственной (Сталинской) премии СССР (1948), заслуженный деятель искусств РСФСР (1955).
Выпускник Высшего художественно-технического института (1926–1930), А.П. Бубнов жил и работал в Москве и с 1929 г. принимал участие в выставках Ассоциации художников революции (АХР) и других.
Еще в 1937 г. он привлек к себе внимание искусствоведов работой «Октябрины» и эскизом картины «Яблочко» на тему революции и гражданской войны. В годы Великой Отечественной войны А.П. Бубнов создал ряд работ, посвященных военным событиям: «Умирали, но не сдавались», «На новую огневую позицию», «Бородинское поле в 1942 году», портрет Александра Матросова. Художник активно участвовал в работе над серией плакатов «Окна ТАСС», был автором плакатов.
Выставки его работ состоялись в 1948 г., 1968 г. (обе в Москве), 1960 г. (Вышний Волочок, Иваново, Кострома, Владимир). Произведения А.П. Бубнова экспонировались также на зарубежных выставках: в Филадельфия, в Нью-Йорке, в Париже, в Варшаве и др.). Полотна А.П. Бубнова хранятся в музеях России и бывших республик Советского Союза, включая Государственную Третьяковскую галерею.
О том, как работали художники в Советском Союзе, сохранились воспоминания Л.А. Лысенко, дочери художника А.Г. Лысенко, лауреата Сталинской премии, дважды председателя живописной секции Московского отделения Союза художников (МОСХ), опубликованные в статье Е. Карцевой «Жизнь художника в СССР»: «Существовали комбинаты: живописного искусства, графического искусства, декоративно-прикладного искусства и т.д. Для того, чтобы вступить в комбинат живописного искусства необходимо было быть членом союза. Туда художники и устраивались на работу, получая заказы на картины от фабрик, заводов, санаториев, домов культуры, шахт и так далее. В советское время предприятиям ежегодно выделялись на культуру немалые деньги, которые те должны были в течение года потратить. Они обращались в комбинаты и заказывали то, что им было нужно».
Своего рода посредником выступил московский художник А.Н. Побединский. Выпускник того же Высшего художественно-технического института, что и А.П. Бубнов, А.Н. Побединский до войны работал во Всесоюзной торговой палате, принимал участие в оформлении павильонов Советского Союза на выставках за рубежом (Лейпциг, Будапешт), а в Москве оформлял проспекты и каталоги, выполнял рекламные плакаты, в том числе внешнеторговые. С 1935 г. А.Н. Побединский был автором иллюстраций для журналов «Вожатый», «Затейник», «Пионер», «Техника-молодежи». В годы войны А.Н. Побединский активно занимался творчеством, принимал участие в выставках, в том числе и на Урале.
Уже скоро он телеграфировал директору Нижнетагильского краеведческого музея Н.Т. Грушиной: «Телеграфьте согласие. Заключение договоров художников Бубнов митинг тридцать Нисский бои пятнадцать. Срок первое февраля. Побединский».
Телеграмма А.Н. Побединского директору Нижнетагильского краеведческого музея Н.Т. Грушиной. 1944 г.
Научный архив Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал».
Таким образом, в создании выставки «Тагил в Великой Отечественной войне» приняли участие приглашенные столичные художники: А.Н. Побединский, В.Ф. Штраних, Л.А. Шматько, А.А. Пластов, Г.Г. Нисский и А.П. Бубнов.
Интересно, что к началу работы над заказами для выставки «Тагил в Великой Отечественной войне» А.А. Пластов, Г.Г. Нисский и А.П. Бубнов были хорошо знакомы друг с другом.
В 1942 г. А.А. Пластов, Г.Г. Нисский и А.П. Бубнов выступили в качестве консультантов при подготовке выставки «Урал в Великой Отечественной войне». Выставка открылась в 1942 г. в Свердловске в фойе Филармонии. К 1944 г., когда Нижнетагильский краеведческий музей сделал заказ на написание картин, А.П. Бубнов был уже известным художником.
В феврале 1945 г. в Москве заседала комиссия по приему заказанных для выставки живописных полотен и скульптур. В состав комиссии входили представители Оргкомитета Союза Советских художников СССР: народный художник РСФСР С.В. Герасимов, народный художник РСФСР М.Г. Манизер, заслуженный деятель искусств Г.Г. Ряжский, и представители Выставкома: председатель Нижнетагильского горисполкома И.А. Непомнящий, директор завода, Герой Социалистического Труда, генерал-майор Ю.Е. Максарев, начальник Тагилстроя НКВД СССР, генерал-майор М.М. Царевский, редактор газеты «Тагильский рабочий» А.В. Суворов и художник А.Н. Побединский 25 февраля 1945 г., комиссией были приняты картины: «Воздушный бой летчика Пологова» (художник Г.Г. Нисский), «Митинг на танковом заводе» (художник А.П. Бубнов), «Колхозное стадо коров «тагилок» (художник А.А. Пластов), «Строительство 3-й домны» (художник В.Ф. Штраних).
Акт приема картины А.П. Бубнова «Митинг на танковом заводе». Февраль 1945 г.
Выставка «Тагил в Великой Отечественной войне» открылась в мае 1946 г., и написанные на заказ картины и портреты стали достойным ее украшением. В настоящее время они находятся в фондах Нижнетагильского музея-заповедника и периодически экспонируются на выставках, посвященных тагильчанам-участникам Великой Отечественной войны и труженикам тыла.
Митинг по передаче колонны танков Уральскому добровольческому танковому корпусу, который был запечатлен на картине, в действительности состоялся на территории Уральского танкового завода №183 им. Коминтерна весной 1943 г. В коллекции Нижнетагильского музея-заповедника хранится фотография «Митинг по случаю передачи танков Уральскому добровольческому танковому корпусу», на которой запечатлены директор Уральского танкового завода Е.Ю. Максарев и парторг ЦК ВКП(б) на УТЗ С.А. Скачков, стоящие на трибуне. Также в фондах Выставочного комплекса АО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» хранится фотография, сделанная на том же митинге, но с другого ракурса. На фотографии также запечатлены Ю.Е. Максарев и С.А. Скачков. Фотография датирована 1943 г.
Ю.Е. Максарев, директор Уральского танкового завода №183 им. Коминтерна, С.А. Скачков, парторг завода,
на торжественном митинге по передаче колонны танков Т-34 Уральскому добровольческому танковому корпусу.
1943 г.
На картине запечатлено реальное событие, на ней можно узнать реальных людей – директора Уральского танкового завода Ю.Е. Максарева и главного конструктора, одного из создателей танка Т-34 А.А. Морозова. Но тем не менее, есть основания предполагать, что данная картина была написана по заданному сюжету и, с большой вероятностью, с использованием фотографий.
А.А. Морозов, один из создателей танка Т-34,
главный конструктор КБ Уральского танкового завода № 183 им. Коминтерна.
Кадр из документального фильма «Город Н.». Свердловская киностудия. 1944 г.
Например, трибуна действительно находится на территории АО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод», однако по внешнему виду и расположению она отличается от трибуны, изображенной на картине.
Трибуна на Уральском танковом заводе.
Кадр из документального фильма «Город Н.». Свердловская киностудия. 1944 г.
Отсутствуют какие-либо данные о пребывании А.П. Бубнова, в Нижнем Тагиле, нет документов о расходах на проезд, а также воспоминаний и упоминаний о пребывании автора картины в Нижнем Тагиле.
В середине 2000-х гг. картина А.П. Бубнова «Передача колонны танков Уральскому добровольческому танковому корпусу» прошла реставрацию: был укреплен красочный слой, устранены деформации, изломы, поверхностные загрязнения; затонированы утраты, холст был натянут на новый подрамник. Планируется, что в будущем картина займет достойное место в новой экспозиции «Музея Горнозаводской истории».
Мария Раисовна Габтрахманова,
научный сотрудник Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал»