СТАРИННОЕ ПИАНИНО? НЕТ, МЕХАНИЧЕСКИЙ ОРГАН!
В экспозиции Нижнетагильского историко-краеведческого музея неизменное внимание посетителей привлекает «старинное пианино». Многих удивляют его широкие, мощные педали и бумажный валик вместо подставки для нот. А дело в том, что этот инструмент не является пианино! Это фисгармония – музыкальный инструмент, очень популярный в России в конце XIX – начале XX веков.
Механическая фисгармония. Экспозиция Нижнетагильского Историко-краеведческого музея.
Фисгармония – это клавишно-пневматический духовой музыкальный инструмент, действующий посредством мехов, раздуваемых ножными педалями. Снаружи фисгармония напоминает старинное пианино, потому что у нее тоже имеется клавиатура, только небольшая – всего четыре октавы. Но если у фортепиано для извлечения звуков клавиши приводят в движение молоточки, которые ударяют по струнам, то у фисгармонии клавиши приводят в движение металлические язычки, которые колеблются под воздействием струи воздуха, нагнетаемой мехами. Находящиеся внутри корпуса меха – это приспособление, устройство, резервуар, воздух из которого выходит непрерывным потоком, а нагнетается он с помощью двух широких педалей в нижней части инструмента, которые исполнитель нажимает попеременно.
Слово «фисгармония» немецкого происхождения, образовано от двух слов греческого языка: physa – мехи и harmonia – связь, соединение. По звучанию фисгармония напоминает орган – клавишный духовой музыкальный инструмент. 100-150 лет назад фисгармония использовалась для исполнения церковной музыки во время богослужения в католических церквях. По мнению папы римского Пия X, этот инструмент «обладал душой», и он благословил фисгармонию на исполнение литургий. Среди композиторов, которые писали свои произведения для фисгармонии – Гектор Берлиоз, Камиль Сен-Санс, для нее создавалось множество самых разных музыкальных композиций, которые отличалась нежностью, мелодичностью, умиротворённостью и певучестью.
История фисгармонии началась 200 лет назад, в начале XIX века. Ее создателем считается французский предприниматель и изобретатель музыкальных инструментов Габриэль Жозеф Гренье, сконструировавший в 1810 году так называемый «орган с выражением» («orgue expressif», «Expressivorgel»). Название музыкального инструмента было придумано в 1818 году венским мастером Антоном Хеккелем, а французский мастер Александр Франсуа Дебен создал фисгармонию, которая по своему виду стала походить на пианино, и получил патент на это музыкальное изобретение. Фисгармония в конце XIX – начале XX веков пользовалась популярностью не только в Европе, но и в России, где она использовалась, в основном, для домашнего музицирования. Постепенно фисгармонии вошли в моду и в дворянских, и в купеческих домах по всей России. В Нижнем Тагиле чаще всего на фисгармонии музицировали в домах купцов и заводских служителей.
Большинство инструментов привозили из-за границы – из Германии, Франции, даже из Америки. Со временем и в России появились мастерские, в которых собирали инструменты из готовых деталей зарубежных фирм, а потом началось и собственное производство. Фирма Юлиуса Генриха Циммермана сначала поставляла в Россию инструменты из Германии, а в 1883 г. он открыл в Петербурге свою фабрику музыкальных инструментов, где среди прочего производились и фисгармонии.
Фисгармония в экспозиции механическая («Эолиан-Орган» или самоиграющая фисгармония «Princess»), изготовленая нью-йоркской компанией «Aeolian Organ & Music Company». Данная модель была запатентована и впервые была представлена компанией в 1897 году; в России продавалась фирмой «Юлий Генрих Циммерман» в конце XIX – начале XX веков. На внутренней стороне крышки фисгармонии сохранилась надпись, выполненная золотой краской: «The Princess Aeolian Patented». Под валиком с перфорированной лентой имеется металлическая табличка с надписью «Юлiй Генрихъ Циммерманъ. Москва, С.Петербургъ, Лейпцигъ, Лондонъ.». На механической фисгармонии можно играть как вручную, нажимая на клавиши и педали, так и запускать механизм, который приводит в движение (вращение) вал, на который намотана перфорированная бумажная лента с записью музыкальных произведений. В этом случае мелодия будет звучать без участия музыканта. Отверстия на ленте – это своеобразная нотная запись. Лента двигается, и вследствие этого открываются те или иные трубки, издающие звук, но для действия механизма нужно обязательно нажимать на педали (для подачи воздуха в меха). Вал закреплен снаружи в верхней части инструмента. Справа и слева от него расположены по одному рычажку (регистру), которые регулируют работу механизма. На одном (слева) написано «tempo» («темп» в переводе с английского языка), на втором (справа) написано «re-roll» («перебросить» в переводе с английского языка). На каждом свитке ленты записано одно музыкальное произведение. Такие носители информации выпускались отдельно, но продавались в комплекте с инструментом.
Механическая фисгармония. Экспозиция Нижнетагильского Историко-краеведческого музея.
В фондах Нижнетагильского музея-заповедника сохранилась большая коллекция музыкальных произведений для механической фисгармонии – нототека тагильских заводских служащих Теленковых. Такой же музыкальный инструмент более 60 лет стоит в экспозиции музея-усадьбы П.И. Чайковского в Воткинске.
Самое первое упоминание фисгармонии в русской литературе присутствует в ранней пьесе А.П. Чехова «Безотцовщина» (1878). По мотивам этой пьесы в 1976 году был снят известный фильм «Неоконченная пьеса для механического пианино». Термин «механическое пианино» советским зрителям был знаком, хотя в отечественном кинематографе механическую фисгармонию не упоминают.
Фисгармонию можно назвать прародительницей современных синтезаторов. Попав благодаря миссионерам в Японию, фисгармонии стали там очень популярны. История знаменитой фирмы «Ямаха» началась с того, что ее основатель Торакусу Ямаха сумел починить сломанную фисгармонию, а потом стал изготавливать эти музыкальные инструменты сам. В 1887 году он открыл в городе Хамамацу небольшую фабрику «Ниппон гакки» («Японские музыкальные инструменты») по производству фисгармоний (по-японски «фукин» (風琴), из которой и вырос концерн.
Татьяна Владимировна Смирнова,
научный сотрудник Нижнетагильского музея-заповедника