Aa Aa Aa
Aa Aa Aa
Aa Aa Aa
Обычная версия
Научная деятельность

ГРАВЮРЫ XVIII ВЕКА С ПРОИЗВЕДЕНИЙ НЕМЕЦКО-ШВЕЙЦАРСКОЙ ХУДОЖНИЦЫ АНГЕЛИКИ КАУФМАН (1741-1807)

Мы продолжаем знакомить вас с гравюрами XVIII века из собрания музея-заповедника «Горнозаводский Урал». Напомним, что публикуемые нами графические листы закупались Николаем Никитичем Демидовым (1773–1828) в Европе для Нижнетагильской живописной школы и присылались в заводскую контору, где их приобретали, в том числе, ремесленники Сидор и Василий Дубасниковы для росписей подносов и шкатулок в своих мастерских.
Собрание гравюр Дубасниковых, поступившее в фонды в 1964 году, долгое время не реставрировалось, а также неизвестными оставались имена художников и граверов, создавших их. На сегодняшний день, многие листы прошли реставрацию, практически все гравюры атрибутированы и мы представляем для вас четыре репродуктивных эстампа с картин немецко-швейцарской художницы Ангелики Марии Анны Катарины Кауфман (Kauffmann, Angelica Maria Anna Catharina, 1741–1807, город Кур (Швейцария) – Рим).
В 2022 году мы уже знакомили вас с гравюрами, изготовленными с оригиналов этого мастера – «Maria of Moulines» (галерея Боллинг-Холла, Бредфорт) и «Безумная Мария» (Государственный Эрмитаж).


Продолжаем знакомство с творчеством этой необыкновенной художницы и представляем эстамп «AMOUR DESARME PAR LES GRACES» («Амур, обезоруживаемый грациями»), который был изготовлен в пунктирной манере гравером мисс Мартин (Martin Miss, 1780-1790-е).






илл.1 ТМ-3352-19.jpg






Показан сюжет похищения грациями стрел из колчана Амура во время его сладкого сна. Гравюра выполнена с картины, входящей в серию из шести работ, написанных Кауфман в конце 1770-х годов.

К этому времени Ангелика приобрела уже большую известность, продолжительное время жила и работала в Великобритании. Сюжеты картин этой серии изображают борьбу трех граций, дочерей Зевса и океаниды Эвриномы с Амуром, сыном Венеры и бога войны Марса.
Три грации хорошо известны любителям искусства по живописным полотнам (вспомните «Весну» Боттичелли), скульптуре, мозаике. Следует отметить, что со второй половины XVIII века граций стали изображать облаченными в одежды (до этого изображали нагими), такими их представляет и Ангелика.

Грации были спутницами и помощницами богини любви Венеры. Аглая олицетворяла красоту, великолепие и ликование, Ефросина - радость, веселие, хорошее настроение, а Талия - благополучие, изобилие и празднества! Вместе они являлись олицетворением изящества и привлекательности, а также покровительницами дружбы, чего не скажешь об Амуре! Он стрелял в людей своими стрелами и олицетворял чувственную любовь!

Главной темой этой серии картин является ссора между эротической любовью и дружбой! Этот мотив был чрезвычайно популярным в европейском искусстве XVIII века. Один из сюжетов этой серии «Наказание Купидона» широко тиражировался в декоративно-прикладном искусстве и больше всего в фарфоре.





илл. 5 а Наказание Купидона. Музей Форарльберга.jpg
Наказание Купидона. Музей Форарльберга.





илл.3 Амур привязывает одну из граций к дереву. Музей Форарльберга.jpg
Амур привязывает одну из граций к дереву. Музей Форарльберга.





илл.5 Месть Амура. Музей Форарльберга.jpg
Месть Амура. Музей Форарльберга.





Вся серия картин хранится в музее, посвященном жизни и творчеству Ангелики Кауфман в Шварценберге, Форарльберг (Австрия).

Следующий графический лист «Tomba di Shakespea» («Перед памятником Шекспиру»), изготовлен известным итальянским гравером Франческо дель Педро (Francesco del Pedro, 1749–1806), с картины «Фантазия украшает могилу Шекспира».





ТМ-3352-4-.jpg





Представляемый офорт был отреставрирован в 2023 году Е.С. Шандаревой. Оригинал, написанный Кауфман около 1772 года, находится в Музее Бергли-Хаус, недалеко от города Стэмфорда в Великобритании.
В центре композиции молодая женщина с крыльями на голове украшает могилу маленькими букетами цветов.





илл.7 Фантазия украшает гробницу Шекспира около 1772 Бергли-Хаус.jpg





Подобная гравюра с наименованием «Могила Шекспира» XVIII в., (бумага, пунктир, 33х 26 см.) хранится в Эрмитаже и выполнена в пунктирной манере известным гравером второй половины XVIII века Франческо Бартолоцци.

Следующий репродуктивный эстамп «WINTERE-L’HIVER» («Зима»), также прошел реставрационные работы, но немного раньше, в 2020 г.






ТМ-3352-7 А.Кауфман.jpg





Этот офорт, изготовлен Амадео Габриэли (Gabrielli, Amadeo,1749–1817) в последней четверти XVIII века в Западной Европе (бумага, офорт, акварель.45,3 х 31,5 см).
Известно, что сюжет данной гравюры входил в серию «Времена года», состоящей из четырех картин художницы: «CERERE», «FLORA», «POMONA» и «WINTER». Где находятся оригиналы установить, пока не удалось. Но в общем музейном каталоге РФ есть информация о трех гравюрах из этой серии картин А. Кауфман, хранящихся в Пермской художественной галерее.





илл.9 FLORA. Ангелика Кауфман. Пермская художественная галерея.jpg
FLORA. Ангелика Кауфман. Пермская художественная галерея.






илл.10 POMONA. неизвестный гравер.Ангелика Кауфман. пермская художественная галерея.jpg
POMONA. Ангелика Кауфман. Пермская художественная галерея.






илл.11 WINTER. Ангелика Кауфман. пермская художественная галерея.jpg
WINTER. Ангелика Кауфман. пермская художественная галерея





И завершает нашу публикацию офорт «Абеляр и Элоиза» (лист, к сожалению, с большой утратой, впереди реставрация). Он был изготовлен итальянским гравером Пеллегрино даль Коллем (Peregrino dal Colle, 1737–1812) в 1780-е годы, отпечатан и тиражирован в Венеции известным издателем того времени Николой Кавалли (Nicola Cavalli, 1730–1822), (бумага, офорт 45,0 х 23,0).




11 ТМ-3352-26.jpg




Оригинал «Прощание Абеляра и Элоизы» (написанный Кауфман до 1780 года) находится в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге.





илл.13 Абеляр и Элоиза. Государственный Эрмитаж.jpg
Абеляр и Элоиза. Государственный Эрмитаж.





Художница любила обращаться к литературным сюжетам, и тема композиции картины навеяна печальной историей любви – «Историей моих бедствий», написанной средневековым философом, богословом, поэтом и музыкантом Питером Абеляром (1079–1142).
На картине изображен момент расставания великого философа с его блестящей ученицей и возлюбленной Элоизой. Детальный анализ этой картины дан в очерке-путеводителе «Эрмитаж. Искусство Германии XV–XVIII веков» старшим научным сотрудником Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа Ч. А. Мезенцевой, где она отмечает «…красиво страдающие герои сохраняют условность движений и поз, сцена напоминает разыгранное на театральных подмостках действие».
Изображенная сцена действительно напоминает театральное представление, но обратите внимание с каким благородством и достоинством держатся герои.

Приятного вам просмотра! 


Казакова М.Ю. 
Научный сотрудник отдела фондов, искусствовед