САМЫЕ НЕОБЫЧНЫЕ ТАНКИ. Часть вторая (80-летию Курской битвы посвящается)
Часть II
(Первая часть здесь: https://dzen.ru/a/ZOXsB9zvTnu_1fgT, САМЫЕ НЕОБЫЧНЫЕ ТАНКИ. Часть первая (80-летию Курской битвы посвящается) (museum-nt.ru))
6 октября, согласно Календарю единых действий Городов трудовой доблести, празднуется День героев Танкограда.
6 октября 1941 г. решением Государственного Комитета Обороны на базе Челябинского тракторного завода (ЧТЗ) был образован Кировский завод Наркомата танковой промышленности в г. Челябинске (завод №100). Он стал одним из крупнейших заводов в стране по выпуску танков, самоходных артиллерийских установок и другой военной продукции получивший. Завод, а наряду с ним и город, получил наименование «Танкоград». За все время войны город дал фронту 18 тыс. танков и самоходных артиллерийских установок, 48,5 тыс. танковых дизельмоторов, 17,7 млн заготовок боеприпасов.
В 2020 г. Указом Президента РФ В.В. Путина Челябинску было присвоено почетное звание Город трудовой доблести.
Предыдущий пост о необычных танках был посвящен танку на воздушной подушке, танку с паровым двигателем и атомному танку.
Но не только двигатели танков были полем для экспериментов танкостроителей всего мира. Большие изменения претерпевало вооружение танков и, как следствие, их внешний вид.
Недолго, но довольно упорно умами танкостроителей владела концепция многобашенных танков.
Многобашенные танки – это танки с двумя, тремя и даже пятью башнями.
Однако прежде чем мы перейдем к многобашенным танкам, необходимо сказать о так называемой классической компоновке.
Первые британские танки «Mark» мало напоминали классические танки с поворачивающейся башней и дулом пушки.
Французский пехотный танк периода Первой мировой войны «CA-1 Шнейдер».
Источник: dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/24066http:/dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/497778
Так же, как и первый французский танк «Шнейдер» («Schneider»).
Французский пехотный танк периода Первой мировой войны 1914 – 1918 гг. «CA-1 Шнейдер».
Источник: history.milportal.ru/o-traktornoj-i-samoxodnoj-artillerii-antanty-v-pervuyu-mirovuyu-vojnu/
Данный танк был разработан и испытан в 1915 г. и 1916 г. Результаты танка опытного образца были превосходны, показывая замечательную подвижность в затрудненном ландшафте.
Испытания гусениц «СА-1 Шнайдер» в Суене (Франция) 1916 г.
Источник: dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1750986/Боевое_применение_танков
Впоследствии танк «Шнейдер» принимал участие в боевых действиях второй половины Первой мировой войны.
Однако уже в 1918 г. эти устаревшие танки постепенно заменялись новым танком «Рено FT-17» (Renault FT-17).
Именно французский танк «Рено FT-17», в конечном итоге, стал первым в истории танком классической компоновки (хотя один из его прототипов и выглядел довольно необычно, но и у него уже имелась, пусть небольшая, но башня).
Взяв за основу командирскую модель танка «Шнейдер» CA 2, который был разработан одноименной фирмой, но в серию не пошел, известный французский промышленник и конструктор Жан Рено быстро изготовил образец легкой боевой машины с экипажем из двух человек и пулеметным вооружением.
После успешных испытаний, весной 1917 г. было принято решение поставить на часть танков вместо пулемета 37-мм пушку.
Французский танк «Рено FT-17». Фото 1940 г.
Источник: https://dzen.ru/a/ZAbZoO8j92z0C3o-
Конструкция танка Рено FТ 17 (в обиходе название сократили до FТ 17) была одной из самых выдающихся в истории танкостроения, на многие годы определившая направление его развития.
Компоновка, впервые примененная в «Рено» (двигатель, трансмиссия, ведущее колесо – сзади, отделение управления – спереди, а боевое отделение с размещением вооружения во вращающейся башне – в центре), до сих пор остается классической, и подавляющее большинство танков, выпущенных в мире с тех пор, выполнено именно по этой схеме.
«Рено FТ 17 выпускался в четырех вариантах: пулеметном, пушечном, командирском, танк огневой поддержки с 75 мм орудием.
Танки Renault FT На заднем плане -пулеметный танк с башней Girod-Renault,
по центру - пушечный танк с клёпаной башней Renault,
крайний справа - пушечный с литой башней Berliet-Girot.
Источник: https://dzen.ru/a/Y6rZumUHIjUBNnhL
С началом активных боевых действий на первое место быстро вышло новое, важнейшее требование современного боя: сочетание надежного бронирования, высокой огневой мощи и подвижности.
Именно в направление усиления вновь создававшихся танков по указанным параметрам (бронирование, огневая мощь и подвижность) и развивалась конструкторская мысль танкостроителей разных стран в конце 1920 – 1930-х гг.
В результате на свет появлялись танки один причудливее другого: двухбашенные, трехбашенные и даже пятибашенные.
Наглядным примером тому служит, американский средний танк «Грант/Ли» (M3 «Grant/Lee», боевая масса: 27,9 т; толщина брони: 38 – 51 мм; длина корпуса: 5,639 м; ширина: 2,718 м; высота: 3,124 м).
Средние танки М3 «Грант/Ли». 193-й отдельный танковый полк.
Центральный фронт, битва на Курской дуге. Фото июль 1943 г.
Источник: https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=M3_(танк)&oldformat=true
Опытный образец этого танка, вооруженного пушкой 75 мм и получившего наименование М3. был создан весной 1941 г.
У этого танка была одна особенность – он был двухбашенным.
Дело в том, что американские специалисты решили разместить 75- мм пушку в боковом спонсоне.
Для того чтобы хоть как-то компенсировать связанный с таким расположением орудия ограниченный угол обстрела, над главной башней приспособили еще одну, вспомогательную, в которую установили 37 мм орудие.
Такая своеобразная пирамида сверху была увенчана еще одной башенкой, в которой разместили 7,62 мм пулемет системы «Браунинг» (Browning) для ведения огня по наземным целям и с некоторыми ограничениями – по зенитным.
Из пулеметов, установленных в лобовой броне вел огонь механик-водитель, располагавшийся по левую руку от оператора основной 75 мм пушки.
В результате с заводов выходила вооруженная до зубов 27-тонная монстрообразная машина, высота которой превышала 3 метра.
США по ленд-лизу поставляли танки в Великобританию, в Советский Союз.
В Красной Армии американские средние танки воевали под Харьковом, в калмыцких степях южнее Сталинграда, на Северном Кавказе и на Дальнем Востоке. Принимали участие в битве на Курской дуге.
Американские танки М3 «Грант/Ли» в битве на Курской дуге. Фото 1943 г.
Источник: https://www.techinsider.ru/weapon/14094-krasnozvezdnye-inostrantsy/
Впрочем, советские танкисты были от этой машины не в восторге.
Из рапорта командира 134-го танкового полка Тихончука от 14 декабря 1942 г.:
«При стрельбе по танкам противника, ввиду того, что 75 мм пушка установлена в маске, а не в башне, приходится разворачивать танк, который зарывается в песок, что очень затрудняет огонь».
Но если американцы сделали свой танк «Грант/Ли» двухбашенным танк, скорее, по необходимости, то в ряде других стран работы по созданию многобашенных танков велись сознательно, так как танкостроители стремились вооружить свои боевые машины как можно лучше.
Этой проблемой занимались танкостроители Великобритании, Франции, Германии и Советского Союза, где в то время велись широкие исследования в области бронетанковой техники.
Именно в СССР в 1930-х гг. появились трех- и даже пятибашенные танки.
Советский трехбашенный танк Т-28 во время парада на Красной площади. Фото 1936 г.
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Т-28
В 1931 г. на Машиностроительном заводе №174 в Ленинграде приступили к проектированию трехбашенного среднего танка Т-28 (боевая масса: 25,4 т; броня: 15 – 30 мм), первый образец которого появился на свет уже к концу года.
Танк длиной почти 7,5 м и высотой 2,8 м, был оснащен пушкой (сначала калибра 45 мм, которая вскоре была заменена на пушку калибра 76,2 мм) и двумя пулеметами.
В целом конструкция танка Т-28 была достаточно совершенной для своего времени, а три расположенные в два яруса башни успешно справлялись с задачей поддержки пехоты массированным огнем.
Боевой крещение танки Т-28 получили в ходе боевых действий на Карельском перешейке во время советско-финской войны 1939 – 1940 гг., где они понесли большие потери из-за недостаточного уровня бронезациты.
Пытаясь исправить положение, бронирование части танков было усилено за счет установки дополнительных броневых листов, после чего масса машины возросла до 32 т, что отрицательно сказалось на ее подвижности.
Чертеж танка Т-28 образца 1938 г.
Источник: https://stylishbag.ru/11-foto/srednij-tank-t-28-chertezhi-88-foto.html
В 1940 г. производство Т-28 было прекращено, поскольку дальнейшее увеличение бронезащиты (а это диктовалось ростом эффективности противотанковых средств) заводило многобашенную компоновку в тупик – чрезмерно возрастали масса и габариты танка.
Впрочем, еще до того, как это стало очевидным, советские танкостроители создали еще один многобашенный танк – на этот раз пятибашенный тяжелый танк Т-35.
Пятибашенный советский танк Т-35 на параде на Красной площади в Москве. 1935 г.
Источник: https://autostick.ru/avto-novosti/neizvestnyj-gigant-krasnoj-armii-pyatibashennyj-tank-t-35.html
Сборка первого прототипа была закончена 20 августа 1932 г., а 1 сентября он был показан представителям Управления механизации и моторизации РККА и произвел на них сильное впечатление.
Как своим внешним видом, так и затратами. Т-35 поражал воображение: за 525 тысяч рублей, в которые обошлись его разработка, строительство и эксплуатация, можно было построить 9 легких танков.
Малосерийное производство машины, получившей обозначение Т-35 и существенно отличавшейся от прототипа, было начато в 1934 г. на Харьковском паровозостроительном заводе и продолжалось до 1939 г.
За это время был изготовлен 61 танк, ставший настоящим символом мощи РККА.
К выпуску Т-35 было причастно несколько заводов: Ижорский выпускал бронекорпуса, Рыбинский – двигатели, «Красный Октябрь» - коробки передач.
Вооружение танка Т-35 состояло из трех пушек (пушка калибром 76,2 мм; две пушки – 45 мм) и пяти пулеметов калибром 7,62 мм (однако количество пулеметов могло быть увеличено до 6 -7). По вооружению это был самый сильный танк в мире. Он был олицетворением мощи советских бронетанковых войск того времени.
Танки Т-35 принимали участие в парадах на Красной площади в Москве, их изображения можно увидеть на плакатах 1930-х гг.
Плакат «Да здравствует Рабоче-Крестьянская Красная Армия
– верный страж советских границ!». Г. Клуцис. 1935 г.
Источник: https://v-kalashnikov.livejournal.com/737720.html
Наряду с достоинствами Т-35 был наделен и существенными недостатками, связанными в том числе и с его габаритами и массой.
Бронирование (катанные листы толщиной 20 – 30 мм, крыша – 10 мм) соединялись электросваркой и частично заклепками), что обеспечивало экипажу защиту лишь от огня крупнокалиберных пулеметов, осколков снарялов, мин и бомб.
Этого было явно недостаточно и в 1937 г. броню несколько увеличили, что привело к увеличению массы танка с 50 т до 55 т, что ухудшило и без того неудовлетворительную маневренность, которая обуславливалась не только тяжеловесностью машины, но и слишком большим отношением длины танка к ширине его колеи.
Военные отмечали и низкую надежность агрегатов танка, большая масса затрудняла движение, особенно по мостам.
Четырехметровая высота (длина: 9,720 м; ширина: 3,200 м; высота: 3,430 м) повышала его уязвимость на поле боя, где он становился отличной мишенью.
Экипажу, состоявшему из 11 человек, стоило большого труда взобраться на танк и занять по тревоге боевые места, поскольку надгусеничные полки располагались на двухметровой высоте. Без специальных лесенок посадка экипажа по боевой тревоге в такой танк становилась весьма непростой задачей.
И танки Т-28 и танки Т-35, а также созданная на базе последнего самоходно-артиллерийская установка САУ СУ-14, приняли участие в боях начального периода Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. и очень быстро почти все были потеряны в первые месяцы сражений, в том числе и по техническим причинам (особенно это касается Т-35).
Впоследствии уцелевшие танки Т-28 участвовали в отдельных боях вплоть до 1944 г., а трофейные машины использовались финнами вплоть до конца войны.
В последний раз два танка Т-35 использовались зимой 1941 г. в битве под Москвой.
Таким образом, своеобразное соревнование многобашенных танков с однобашенными было проиграно. Многобашенные танки стали достоянием истории.
Продолжение следует…
Мария Раисовна Габтрахманова,
научный сотрудник Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал»
В публикации были использованы материалы из открытых интернет-источников.