Aa Aa Aa
Aa Aa Aa
Aa Aa Aa
Обычная версия
Научная деятельность

«КИТАЙСКАЯ» ПОСУДА ИЗ КОЛЛЕКЦИИ МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА.

Восточные мотивы на фарфоре.


В коллекции фарфора музея-заповедника «Горнозаводской Урал» можно выделить разные способы художественного оформления массовой посуды: сюжетная роспись, пейзаж, цветочная живопись, орнамент, позолота. Среди сюжетов выделяется группа предметов с восточными мотивами. Речь идет о популярном стиле шинуазри (от франц. chinoiserie – «китайщина»). В этом стиле изображалась выдуманная жизнь китайцев, осуществлялась стилизация под китайское искусство живописных картин, панно, росписей тканей, каминных экранов, шпалер и фарфора.

Интерес к Китаю в Европе возник в XI веке, его активно продвигали путешественники и миссионеры, побывавшие в Китае, например, Марко Поло (1254-1324). К XVII веку шинуазри проник во все аспекты европейской жизни: предметы быта, домашний интерьер, садово-парковую архитектуру и т. д. В XVIII веке во многих европейских странах началась эпоха «Просвещения». Европейские просветители находили поддержку в философских воззрениях китайских мудрецов.

Увлекшись жизнью народов Востока, в стиле шинуазри много работал французский художник Ф.Буше (1703–1770). Самой значительной работой Буше в модном стиле «китайщины» стали эскизы для шпалер, созданные для Королевской мануфактуры гобеленов в Бове. Это очаровательные сюжеты с воспроизведением праздников, приемов, танцев в доме китайского императора, садов императорского дворца, сцен рыбной ловли 



01-а. Буше Ф. Вид китайского сада Из серии Китайские сцены (1742).jpg



01-б. Буше Ф. Рыбная ловля.jpg




В России шинуазри достиг своего пика во второй половине XVIII века, а к середине XIX – начал постепенно угасать. Сюжеты с восточными мотивами в упрощенном виде переносились на посуду, попадающую в массовое производство.

Таким примером могут служить предметы из коллекции Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал».




02.ТМ-24637.JPG.jpg





Кувшин в стиле шинуазри выпущен в 1880–1917-е гг. фабрикой Гарднера в г. Москве, с 1892 года ставшей частью «Товарищества М.С.Кузнецова». На фоне паркового пейзажа с фонтаном происходит диалог китайских мужчины и женщины.




04.ТМ-11601 (3) ТМ-11601 (2) ТМ-11601 (4) ТМ-11601 (1).JPG.jpg




05. НВ-17305 (1 и 2).JPG.jpg




Эта же тематика сохранилась и в советском фарфоре. Посуда с китайскими мотивами обнаружена на чайных парах «Дулёвского» завода, фабрик «Коминтерн»  и «Красный фарфорист».


Предметы однотипны: по белому фону деколь – фигурки прогуливающихся китайцев с зонтиками на фоне пейзажа. Китайцы одеты в халаты и шляпы, как правило, активно общаются между собой. Оживленная беседа передана с помощью поз и жестов персонажей. Форма чашек примерно одинаковая – конусообразная, закругленная к основанию. Формы ручек слегка разнятся. Поверхность изделий белая, край украшен красно-коричневой отводкой. Ручка декорирована красно-коричневым крытьем.





06. ТМ-15411-аб 1541215413.JPG.jpg





В коллекции музея также имеется фарфоровый сервиз из 12-ти предметов, с изображением японки в синем кимоно, прогуливающейся с ребенком среди цветущей сакуры. К сожалению, на указанном сервизе нет клейма. Данное обстоятельство не позволяет точно определить завод и время изготовления изделий. Наиболее вероятное место выпуска – фабрика Эссен в г. Рига, примерно в 1930-е гг.

Восточные мотивы на советской посуде сохраняли популярность до конца Великой Отечественной войны, пока не были окончательно вытеснены новым советским рисунком. Что же касается «китайского стиля» – шинуазри – он и в настоящее время оказывает большое влияние на мировую культуру, присутствуя в различных сферах искусства.



Анна Николаевна Беззубец,
научный сотрудник Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал»