УРАЛЬСКАЯ ОДИССЕЯ АНТАЛА РЕГУЛИ
к 120 - летию экспедиции по изучению народа манси
Ранней весной, 9 марта 1845 года, на почтовой станции в Нижнем Тагиле появился необычный молодой человек. Его внешний вид говорил о том, что он приехал издалека, возможно с севера, на что указывали надетые на его ноги вогульские унты, сшитые из оленьих шкур с богато украшенным национальным орнаментом; меховая шапка-капор ненецкого покроя, русский мужицкий тулуп перехваченный по диагонали охотничьей кожаной сумкой. К этому экзотическому портрету ещё добавлялись густые длинные усы и неприбранная окладистая борода, припорошенные инеем. Молодой человек был болен, но продолжал держаться на ногах и даже помогал своему кучеру перегружать с саней деревянные ящики, перевязанные кожаными ремнями и верёвками. Судя по тому, с какой осторожностью эти ящики переносились, можно было предположить, что в них находилось что-то хрупкое и ценное. Путник не производил впечатления охотника или старателя - в нём угадывалось нечто чужое для этих мест, не свойственное обычной горнозаводской культуре, господствующей в этом районе Уральских гор. Когда он заказал у смотрителя станции чаю, то в его произношении почувствовался нерусский акцент, из чего следовало, что приезжий был иностранцем.
Его остановка в Тагиле была кратковременной и вынужденной по причине поломки дорожных саней. К тому же следовало сменить лошадей и немного отдохнуть перед тем, как двинуться дальше к, ещё закованной льдом реки Чусовой, чтобы через три дня оказаться в Перми, где можно было бы найти хорошего лекаря, немного подлечится и продолжить своё путешествие. Ни кучер, ни станционный смотритель не могли даже и предположить, что перед ними стоял человек, за спиной которого осталось более 10 тысяч вёрст, пройденных пешком, изъезженных на оленьих и собачьих упряжках по Уралу от Ирбита до берегов Северного Ледовитого океана. Будучи иностранцем, он смог побывать там, где не каждый русский охотник-промысловик решался пройти даже звериной тропой. Звали этого необычного человека Антал Регули — венгерский лингвист и этнограф, он одним из первых среди европейских (да и русских) учёных, смог проникнуть в самые труднодоступные районы Северного Урала и подняться на самые высокие горы всего Уральского хребта. Своё путешествие он осуществил преимущественно в одиночку, лишь на отдельных участках своего маршрута он пользовался услугами проводников из уральских аборигенов. А ведь ради них, этих таёжных охотников и рыболовов, коренных обитателей Урала, молодой человек сюда и приехал.
Антал Регули
Антал Регули относился к таким редким учёным, в котором сочетались качества романтика, подвижника и гуманиста одновременно. Ещё в студенческие годы, участь в Будапештском университете, он задался вопросом о происхождении венгерского языка и венгерского народа. Почему в его родной стране говорят на языке, так не похожем ни на один из языков соседних европейских народов? Регули слышал, что более тысячи лет назад в эпоху Великого переселения народов предки венгров — древние угорские племена пришли в Центральную Европу с далёкого Урала. Чтобы проверить эту теорию, молодой венгерский учёный отправляется в Россию, на Урал к загадочному народу манси (вогулам), тогда почти не известному в европейских научных кругах.
Будучи лингвистом Антал Регули легко осваивал иностранные языки. В 1841 году он приезжает в Санкт-Петербург, где сравнительно быстро овладевает русским языком, изучает основы антропологических исследований, технику создания слепков из гипса. Для начала он отправляется на север Финляндии в Лапландию, где исследует сходство финского и саамского языков, относящихся к финно-угорской языковой группе, родственных с уральскими языками. Но продвигаясь всё дальше на восток России, учёный всё больше находит сходства венгерского языка с языками народов Поволжья. Он собирает материалы о языке и быте марийцев (черемисов), удмуртов (вотяков) и мордвы (мокшан и эрзян) - народностей, также связанных с финно-угорской группой. Но самое близкое сходство своего родного венгерского языка Регули нашёл в самых труднодоступных, глухих и далёких от цивилизации уголках Северного Урала, среди представителей народов манси (вогулов) и хантов (остяков).
Самоед и остяк - Представители племён уральских аборигенов (ненцы и ханты)
Карта пути Анталье Регули
«Уральская одиссея» Антала Регули началась осенью 1843 года, когда из Перми и Соликамска он переправился по старой Бабиновской дороге в Верхотурье на восточный склон Урала и направился на север в долину реки Сосьва, в район Всеволодо-Благодатского поселения. Здесь он впервые встретился с манси и приобрёл в их лице верных друзей, среди которых большую роль для научных исследований венгерского учёного сыграл старый вогул Бахтияр. Он согласился на роль переводчика и проводника. Именно с его помощью Регули не только выучил мансийский язык, но и узнал много важных подробностей о быте и культуре коренных обитателей Урала. В начале 1844 года в сопровождении Бахтияра он совершил многочисленные поездки к зимним стойбищам манси по рекам Сосьве, Ивделю и Лозьве. Среди сосьвинских манси Регули в общей сложности прожил три месяца. За это время венгерский учёный приобрёл авторитет в мансийской среде, и не последнюю роль в этом сыграло знание их языка и уважительное отношение к их традициям.
Наброски этнокарт А. Регули
Регули так описывает нравы уральских аборигенов: «Северные манси живут в единстве с природой и сохраняют свою древнюю веру в духов(…). Они живут в дымчатых домах без дымоходов, спят на шкуре северных оленей, едят сваренную в воде или сушеную рыбу, не употребляют в пищу ни хлеба, ни соли». Живя среди уральских аборигенов, Регули записывал их сказки, песни и легенды, раскрывающих духовный мир и своеобразие северных народов. Он принимал участие в охотничьих походах, побывал на «медвежьем празднике», а когда тяжело заболел и долго не мог отправиться на север к ляпинским манси, то по совету местного шамана вынужден был совершить обряд жертвоприношения, чтобы древние мансийские духи исцелили его тело и открыли дорогу на север. Когда по совету местных жителей Регули принёс в жертву оленёнка, он действительно выздоровел и смог продолжить своё путешествие. Летом 1844 года Регули по рекам Конде и Пелыму доплывает до Северной Сосьвы и знакомится с местными манси, разговаривающих на ляпинском диалекте, к изучению которого он приступил (в последствии он изучил все основные диалекты языка манси, а также другие северные языки).
«Мансийское поселение на р. Тагил в 17 в.», П.С. Бортнов
Обычно его сопровождали проводники - манси, ханты и ненцы. Пытливому исследователю всегда были близки чувства и мысли простых людей, он выделял и высоко ценил благородные черты их поведения и нравы, и вопреки господствовавшим в то время представлениям о «дикарях» Регули утверждал: «В жизни малокультурных народов имеются такие черты, которые заслуживают всеобщего признания. В их общественном бытии наблюдаются такие явления, которые указывают на сострадание и отсутствие недоброжелательности».
Манси (Вогулы)
Почти полтора года Антал Регули путешествовал по Уралу и Зауралью в суровых природных и погодных условиях, когда не хватало снаряжения, не было нужных приборов и дальнейших средств на продолжение экспедиции, он, как одержимый, продолжал двигаться вперёд на лодке по бурным рекам, верхом на лошади по горным кручам, на оленьих нартах, на собачьих упряжках, но чаще всего — пешком, вдоль Уральского хребта, вплоть до холодных берегов Карского моря, где древние горы растворяются в просторах Большеземельной тундры и уходят под воду Северного океана. Странствуя по малонаселённой местности, почти неизвестной географам, Регули составляет схематические карты с указанием наименования гор, рек и населённых мест, тем самым он совершал географические открытия в этой части Урала.
Предметы вогулов
Не будет преувеличением сказать, что Антал Регули был первым европейским учёным, который подробно изучил район Приполярного Урала, самого высокогорного на всём Уральском хребте. Именно здесь сосредоточены его наивысшие вершины, превышающие отметку более 1 700 метров. Составляя карты этой территории, Регули, сопровождаемый проводниками манси и лесными ненцами, записывал наименование гор, рек и долин на их языке. Именно Регули установил и письменно зафиксировал самую высокую гору Уральского хребта — гору Поэнг-Ур, что в переводе с мансийского означает «главная, высшая, самая высокая гора». В наше время эта гора несправедливо называется Народной, после того как советская Северо-уральская экспедиция Александра Алешкова в 1927 году повторно определила её наивысшее положение и дала новое название.
Вид на гору Народная (Поэнг-Ур)
Сейчас одна из вершин Приполярного Урала высотой в 1711 метров носит имя венгерского учёного — Пик Регули. В 1990 году советско-венгерская экспедиция совершила на неё восхождение и установила не вершине табличку с этим новым название, поскольку с 1927 года данная гора именовалась — Пик Свердлова. Такое переименование было обоснованным и более справедливым, поскольку Регули заслужил это своим научным подвигом и подвигом первопроходца, нежели лидер уральской ячейки партии большевиков, ни разу здесь не бывавший и вряд ли что-нибудь слышавший об этих землях.
Модель мансийской лодки
Результатом уральской экспедиции А. Регули закончившейся летом 1845 года, стало установление генетических связей финно-угорских языков, входящих в единую уральскую языковую семью, из которой финнов, эстонцев, коми, карелов, марийцев и некоторых других народностей он объединил в финно-пермскую языковую группу, а венгров, манси и хантов – в угорскую языковую группу. Он научно обосновал близкое родство языков уральских народов манси и хантов с венгерским (в составленном Регули мансийско-венгерском словаре имелось 2600 мансийских слов, близких по структуре и звучанию). Это послужило доказательством, что венгры не последние представители потерянной народности и что в мире проживают родственные им народы.
Оленья упряжка
На тот исторический период, приходящийся на 1840-е годы, когда в Европе просыпался интерес к своим национальным корням и культурам, для венгерского народа открытия Антала Регули стали важным фактором в обретении своего национального самосознания и преемственности к происхождению венгров от древних угорских народов и связью со своей исторической прародиной, находящейся на далёком Урале.
Мансийский музыкальный инструмент санквыльтап
Одно только это открытие превратило Регули в национального героя Венгрии. С другой стороны географические исследования венгерского учёного сыграли важную роль для появления научного интереса к этому региону Урала и побудили российских и европейских учёных к его дальнейшему изучению.
Сах - мансийская зимняя шуба из оленьей шкуры
Так в 1847-1850 гг. Русское географическое общество (РГО) организовало научную многоплановую экспедицию под руководством профессора Петербургского университета Э.К. Гофмана. Для этой экспедиции Регули по просьбе РГО, составил подробную «Этнографо-географическую карту Северного Урала», о которой очень лестно отозвался сам Гофман: «Карта Регули принесла экспедиции величайшую пользу в том отношении, что на ней было означено множество названий гор и рек». Через пятьдесят лет по следам А. Регули прошли его соотечественники — венгерские лингвисты Б. Мункачи и Й. Папай, с целью дополнительного сбора этнографических и филологических данных.
Нярки мужские
Собранные Регули коллекции предметов быта и культуры уральских аборигенов, дневники, записки, карты и схемы стали основой для издания монументального труда «Вогульская страна и её обитатели», вышедшего в свет в Будапеште в 1864 году, после смерти учёного (Регули подорвал своё здоровье в путешествиях по Уралу и умер в 1858 г. на сороковом году жизни). Эта книга стала настольной для этнографов, занимающихся финно-угорскими народами, но к сожалению она так и осталась не переведённой на русский язык.
Деталь украшения саха
Но, пожалуй, самое главное в значении исследований Антала Регули заключалось в том, что своим героическим путешествием по малоизученным районам Северного Урала он пробудил интерес к изучению его уникальной природы, его коренных жителей и к осознанию того, что даже самый маленький народ, живущий в труднодоступных регионах планеты, по-своему может быть интересен, уникален и важен в понимании развития и происхождения человеческой цивилизации, поскольку является неотъемлемой его частью.
Ставцев Е.М., Заведующий Историко-техническим музеем «Дом Черепановых»