Aa Aa Aa
Aa Aa Aa
Aa Aa Aa
Обычная версия
Научная деятельность

Очарование старинного фарфора

Среди разнообразных коллекций Нижнетагильского музея-заповедника коллекция фарфора представляет большой интерес, так как позволяет проследить тенденции развития русского и западноевропейского фарфора.

Фарфор интересен с разных точек зрения, в том числе и с декоративной стороны. Самым популярным декоративным мотивом в живописи по фарфору были и остаются цветочные композиции. Как и многие другие стили росписи, декор в виде цветов и растений на европейском фарфоре (в первую очередь Мейсена) зародился в начале XVIII в. под влиянием китайского и японского фарфора, украшенного изображениями цветов и плодов. На первой западноевропейской мануфактуре в Мейсене под влиянием японского фарфора был разработан декор с живописными цветочными мотивами на восточный манер под названием «индийские, или индианские цветы», впервые созданный в 1720 г.. Слово «индианские» в данном случае связано с названием Ост-Индских компаний, торговавших с дальневосточными странами. Изображения данного стиля росписи отличаются и множеством деталей и тонких линий. В коллекции музея-заповедника «индианскими цветами» украшен Мейсенский флакон для духов.



ТМ-1138 (2) К-376.jpg
Флаконы для духов. Мейсен.



К середине XVIII в. в Европе возник небывалый интерес к медицине, естественным наукам, ботанике, целебным свойствам растений. Создаются целые ботанические атласы с детальными рисунками растений. Мейсенская мануфактура в качестве образцов для росписи приобрела атлас растений «Иконография фитантозы», изданный ботаником и фармацевтом Иоганном Вильгельмом Вайнманном. Такая «ботаническая» живопись возникла на Мейсенском фарфоровой заводе, а пик ее популярности пришелся на середину 1740–х гг. Цветы на фарфоре сопровождались изображениями семян, отдельных фрагментов растений, насекомых. Роспись была очень натуралистической. Примером такой живописи на фарфоре может служить два предмета из коллекции. Один из них – тарелка с ажурным бортом производства Мейсена из сервиза «Всякая всячина», созданного для директора Мейсенской мануфактуры Генриха Графа фон Брюля и состоявшего из двух тысяч предметов. На зеркале тарелки изображены плод огурца, бутоны пряности гвоздики, розы и другие цветы.



ТМ-1113 сухарница. Мейсен.jpg
Сухарница из сервиза «Всякая всячина». Мейсен.




Второй предмет – тарелка с изображением птиц и насекомых.




ТМ-1098 фото (1).jpg
Тарелка глубокая с росписью «Птички». Мейсен.




Со временем цветочные композиции на фарфоре отходят от «научности». Широко применяется роспись «цветы в разброску». Также в это время сформировался тип традиционной цветочной живописи «Пёстрые немецкие цветы». Мотивы по-прежнему основывались на ботанических знаниях, но в более упрощённом виде.




ТМ-1222 К-494 фото1 (2).JPG
Чайник с росписью «Мейсенский букет».




Розы, тюльпаны, мак, анемоны, незабудки, душистый горошек, хризантемы и пионы были фаворитами в сюжетах. Был запатентован рисунок «Тюльпан Рембрандта», часто встречающийся на Мейсенских изделиях.


Роспись могла быть полихромной и монохромной. В частности, в Мейсене при графе Камилло Марколини Феретти в росписи фарфора стала использоваться знаменитая техника «engrisaille» (гризайль), когда роспись осуществлялась в оттенках одного цвета – серого или сепии. Такой однотонный дизайн, передающий скульптурный рельеф, пользовался популярностью у покупателей, так как напоминал модные в то время гравюры.




ТМ-26131 ТМ-1167-1 кофейник и кофейная пара. Гризайль. Мейсен.jpg
Кофейник и кофейная пара. Гризайль. Мейсен.





Роза появилась как мотив еще в 1740 г., но не приобрела популярности как индивидуальный мотив до конца XVIII в. Один из самых известных декоров под названием «Мейсенская роза», был разработан в эпоху бидермейера. В коллекции НТМЗ хранится несколько предметов посуды производства Мейсена с изображением розы.

Распространённым декоративным мотивом одного из самых известных российских заводов – завода Гарднера – был цветок шиповника, написанный широкими мазками. В коллекции музея-заповедника имеется два изделия с этим цветком: большое овальное блюдо с ажурным бортом и чайник.




14.ТМ-1225 Кофейник. Фарфор. Гарднер. 1780- е гг.JPG
Кувшин для ягодной воды с цветком шиповника. Гарднер. 1780-е гг.



Еще одним направлением в декоре фарфора были архитектурные пейзажи.




ТМ -1120.JPG
Тарелка, завод А.Попова





ТМ-1446 (1) ТМ-1446 (2) вид 1.jpg 
Вазы декоративные 
из замка Тюильри. 





В искусстве русского фарфора традиция изображать архитектурные пейзажи восходит к концу XVIII в. В качестве первоисточников изображений на фарфоре использовали акварели, рисунки и гравюры А.Е. Мартынова, С.Ф. Галактионова и других граверов, литографов начала XIX в. из альбомов с видами известных архитектурных ансамблей столицы. Одним из самых популярных был альбом П.П. Свиньина «Достопримечательности Санкт-Петербурга и его окрестностей» (1816–1828 гг.). По рисунку из данного альбома выполнена тарелка с видом Камероновой галереи в Царскосельском парке.





ТМ-1109 К-594.jpg
Тарелка декоративная с изображением Камероновой галереи в Царском селе. ИФЗ.




Также фарфоровые изделия декорировались разнообразными галантными сценами и пасторалями. В качестве образцов для галантных и пасторальных сюжетов использовались картины художников, например, Ф. Буше и А. Ватто. В духе галантных и пасторальных сцен Ватто и Буше расписаны две парные вазы-амфоры из замка Тюильри, которые являются гордостью коллекции музея-заповедника.




01ТМ-1112.jpg
Сухарница с пасторалью. Мейсен.




ТМ-1446(1) ТМ-1446 (2) вид 2.jpg
Вазы декоративные из замка Тюильри.





Сюжетные сценки изображались не только на изделиях, они нашли своё воплощение в фарфоровой скульптуре. Родоначальницей этого направления стала Мейсенская мануфактура. Одними из наиболее частых персонажей фарфоровых скульптур были амуры или путти.




ТМ-1169.jpg
Скульптура «Путти», Франция. XVIII в.





Их фигурки украшали вазы, подсвечники, каминные часы и фигурные композиции на аллегорические темы. Аллегории на тему искусства, созданные в живописи французским художником Ф. Буше, вдохновили скульпторов-моделистов, работавших на Мейсенской мануфактуре, на создание целой серии скульптурных работ, главными персонажами которых были амуры. Скульпторами И. Кендлером и М.В. Асье (прадедом П.И. Чайковского) был создан «Большой русский заказ» для русской императрицы Екатерины II, которая очень любила эту тему в фарфоровом исполнении. Фарфоровые «аллегории» этого заказа повторялись в упрощённом виде и в более позднее время. В коллекции музея-заповедника представлены две такие аллегории – «Аллегория искусства» и «Аллегория архитектуры».





ТМ-1151 (1).jpg
Скульптура «Аллегория искусства». Мейсен, Саксония.




ТМ-1139 К-1891.jpg
Скульптура «Аллегория архитектуры». Мейсен, Саксония.




Все вышеперечисленные предметы можно увидеть

 на выставке «Очарование старинного фарфора»

в музее «Демидовская дача» (ул. Красногвардейская, 5а)

 до середины октября 2023 г.

 



Дания Ризаевна Будаева, научный сотрудник Нижнетагильского музея-заповедника  «Горнозаводской Урал»