Наполеоновский след в коллекции музея-заповедника
В собрании музея-заповедника имеются редкие денежные знаки Российской империи начала XIX века - государственные ассигнации: одна ассигнация – «50 РУБЛЕЙ» 1808 года выпуска, две – достоинством «25 РУБЛЕЙ», 1807 и 1811 годов выпуска. Редкость их заключается не только в их преклонном возрасте, а в том, что при ближайшем рассмотрении они оказались подделкой, изготовленной с санкции Наполеона Бонапарта.
Наполеон Бонапарт. Чугун, литье. Кон. XIX в.
Эти необычные исторические памятники позволили представить французского императора Наполеона I в несколько неожиданном образе – образе фальшивомонетчика.
Ассигнации, впервые появившиеся в России в 1769 году, изначально воспринимались как эквивалент медной монеты, то есть разменивались официальными учреждениями только на медь, и курс их был тесно связан с курсом меди. Бумажные деньги образца 1786 года, благополучно избежали предполагавшейся реформы Павла I 1802 года, которая не состоялась из-за его смерти, пережили Отечественную войну и просуществовали до 1818 года.
Государственные ассигнации России нач. XIX века.
Производство ассигнаций делилось на несколько последовательных операций:
- изготовление специальной бумаги высокого качества с водяными знаками, в виде надписей «ЛЮБОВЬ КЪ ОТЕЧЕСТВУ ДЪЙСТВУЕТ К ПОЛЗЪ ОНАГО» и «ГОСУДАРСТВЕННАЯ КАЗНА», номиналом прописью и изображением четырех царств по углам: Московского, Казанского, Сибирского и Астраханского;
- нанесение на нее тиснения в виде двух овалов с особыми рисунками (в левом овале помещался текст «ПОКОИТЬ И ОБОРОНЯЕТЪ» и символов торговли, промышленности и военные атрибуты, в правом — текст «НЕВРЕДИМА» и неприступная скала, окруженная бушующим морем),
- затем печатание надписи: «ОБЪЯВИТЕЛЮ СЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АССИГНАЦIИ ПЛАТИТЪ АССИГНАЦIОННЫЙ БАНКЪ (номинал) РУБЛЕЙ ХОДЯЧЕЮ МОНЕТОЮ» единым шрифтом типографского текста вне зависимости от годов выпуска и номиналов ассигнаций. Далее проставлялись с помощью специальной машины номера, и в завершение готовые ассигнации подписывали от руки молодые чиновники, громко называвшиеся «директорами банка» и «советниками директоров банка» и, что интересно, не имевших никаких других обязанностей. Всего существовало пять номиналов ассигнаций: 5 рублей (бумага с оттенками синего цвета), 10 рублей (розовая), 25, 50 и 100 рублей — все на белой бумаге. Что касается курса бумажного рубля к золотому, то он всегда был ниже и сначала снижался плавно и незначительно. Но с уменьшением «медной стопы» и к началу войны 1812 года резко упал, вплоть до 0,25 золотого рубля. Медная стопа – точное количество монет одного и того же номинала, отчеканенных из определенной весовой единицы металла. Затем на этот курс стал давить еще и фактор извне — распространение фальшивых ассигнаций высочайшего качества французского производства.
Открытка из комплекта открыток к роману Л.Н.Толстого «Война и мир». Наполеон осматривает архитектуру Москвы. 1981 г. Художник А. Николаев.
Фальшивки должны были помочь закупить у местного населения продовольствие и фураж для лошадей. Но, подобные планы нередко проваливались из-за того, что жители русских городов и сёл отказывались вступать в сделки с неприятелем.
Апогей этой истории наступил, когда французы находились в Москве. По сведениям генерала Липранди, возле Каменного моста появились меняльные лавки, в которых фальшивые ассигнации обменивали на золотые и серебряные монеты с хорошим дисконтом. К примеру, за купюру достоинством в 5 рублей в этих «обменных конторах» требовали всего один серебряный рубль. Щедрое жалованье своим офицерам и солдатам во время «русского похода» Наполеон тоже выплачивал фальшивыми русскими ассигнациями.
Открытка из комплекта открыток к роману Л.Н.Толстого «Война и мир». Наполеон в раздумьях о судьбе своей армии. 1981 г. Художник А. Николаев.
Сам Наполеон, лично следивший за использованием фальшивок в России, по воспоминаниям французского дипломата маркиза де Коленкура, опасаясь за свою репутацию после поражения, при отступлении распорядился уничтожить их все, и был очень обеспокоен тем, как его приказ исполнит министр иностранных дел Марэ. Существует предание о 28 ящиках фальшивок, уничтоженных самими французами!
Государственная ассигнация на 50 рублей 1808 года. №2976876. Российская империя. Наполеоновская подделка.
Интересно, что после падения власти Наполеона от фальшивок страдали и обычные французы. Но не потому, что император Александр решил последовать примеру Наполеона и печатать французские банкноты. Россия не позволила себе прибегнуть к подобному методу. Дело в другом: во время войны в России казаки успели захватить немало вражеских обозов с фальшивыми банкнотами и, дойдя до самой Франции, стремились обменять их на франки. Так оружие Наполеона обернулось против его бывших подданных.
И так, какие признаки позволили выявить подделки от настоящих государственных ассигнаций?
Главный признак — подписи на всех трёх ассигнациях напечатаны типографским способом, имеют густой черный цвет, не просматриваются с обратной стороны, как если бы подписи были выполнены вручную, например, орешковыми чернилами. Сами подписи чрезвычайно неразборчивы.
Бумага французских фальшивых ассигнаций имеет те же филиграни, что и подлинные денежные знаки, но они значительно более четкие. Рельефное тиснение так же очень выраженное, что, то же характеризует их как поддельные. Текст ровный, на подлинниках зачастую буквы «пляшут» и они нечёткие и комолые.
Государственная ассигнация на 50 рублей 1808 года. №2976876. Российская империя. Наполеоновская подделка.
Для всех номиналов «наполеоновок» характерно написание «Ъ» на одном уровне с другими буквами, на русских ассигнациях — эта буква в словах «ПЛАТИТЬ» и «БАНКЪ» расположена ниже по высоте.
Французы путали написание русских букв «Д» и «Л». На поддельной банкноте «25 рублей» 1811 года в первой строке вместо надписи «ГОСУДАРСТВЕННОЙ» выполнена надпись: «ГОСУЛАРСТВЕННОЙ».
На этой же ассигнации на обороте чернилами вручную выполнена подпись Советника правления банка, согласно ниже приведённым образцам, такая подпись хоть и была выполнена не типографским способом, но характерна для поддельных купюр.
Образцы подписей директора Ассигнационного банка. Первая подлинная, остальные – вариации на фальшивых купюрах.
В надписях водяных знаков у ассигнаций допущены ошибки: в ассигнации «50 РУБЛЕЙ» вместо надписи «ПЯТДЕСЯТ» - «ТЯДЕСЯТ»,
и вместо слова «ПОЛЗЪ» - «ПОЛЗЕ»,
так же в слове «ГОСУДАРСТВЕННАЯ» пропущена последняя буква «Я».
Еще одна особенность «наполеоновок»: знак «№» — прямой, у подлинных же он в разной степени раскосый и ниже по высоте.
Буква «О» в заглавном слове «ОБЪЯВИТЕЛЮ» расположена под наклоном, как и все другие буквы текста, и имеет характерный, едва заметный разрыв в ее правой верхней части. На подлинных ассигнациях — почти всегда без разрыва, и наклон буквы «О» меньше, чем у остальных букв текста.
Комплексно все эти признаки позволяют сделать вывод, что перед нами, так называемые коллекционерами и бонистами, — «наполеоновки» — фальшивые русские ассигнации, изготовлявшиеся французами в период Отечественной войны 1812 года.
Французы печатали ассигнации в 5, 10, 25, 50 и 100 рублей. По архивным данным, преобладали сторублёвые банкноты. Но, как и в нашем случае, в современных коллекциях чаще встречаются фальшивки номиналом в 50 и 25 рублей. Хождение французских фальшивок было одним из факторов, которые стимулировали российское правительство наладить изготовление банкнот с более высокой степенью защиты. Испанскому инженеру Августину Августиновичу Бетанкуру было поручено построить в Петербурге новую фабрику и организовать производство. Бетанкур блестяще справился с задачей. В 1819 году начался обмен старых ассигнаций на банкноты нового образца.
…А Франция потерпела поражение вместе с ее фальшивыми деньгами и в самой войне с Россией. «Наполеоновки» «ушли» из страны, часть получила распространение в Европе, а большая часть была уничтожена... Лишь очень малая часть поддельных ассигнаций пережила два столетия, став немалой исторической ценностью для коллекционеров и исследователей. По оценкам специалистов, до наших дней сохранилось от 500 до 1000 наполеоновских ассигнаций, три из них - в музее-заповеднике «Горнозаводской Урал».
Шурыгина Наталья Геннадьевна,
заведующая сектором учёта, хранитель коллекции «Бонистика».