Нижнетагильский драматический театр
Новое здание Нижнетагильского драматического театра было построено в период с 1950 по 1955 годы. Оно спроектировано так, что формирует не только саму Театральную площадь, но и играет определяющую роль в планировке центральной части города – его административного и культурного центра.
Монументальное и даже немного помпезное, оно является ярким примером особого архитектурного стиля – «сталинского ампира» – главного стиля, господствовавшего в искусстве СССР в первые послевоенные десятилетия ХХ века.
В этот время архитектура была мощным идеологическим инструментом, который транслировал идеи устремления в светлое будущее. За сталинской архитектурой стояла твердая позиция руководства страны: сформировать у населения оптимистическое восприятие жизни, уверенность в полной победе коммунистических идей. И здание Нижнетагильского драматического театра вполне себе отвечает требованиям своего времени.
Выполненный из кирпича, оштукатуренный и окрашенный в светлые тона, объем здания кажется величественным, и это оправдывает его положение на главной площади города как центра, формирующего окружающее пространство.
В архитектуре Драматического театра раскрывается связь античного театрального искусства и советских тенденций. Парадный фасад его представлен восьмиколонным портиком дорического ордера. Колонны портика венчает фриз с изображением театральных масок.
Выше расположился треугольный фронтон, в тимпане которого, в нишах с арочным завершением, на фоне позолоченной смальты, расположена мозаичная композиция по мотивам сказов П.П. Бажова. Тему сказов в убранстве главного фасада продолжают декоративные скульптуры в форме каменного цветка.
В центральной нише расположились скульптурные изображения масок Комедии и Трагедии, а также лиры, окруженной венком из листьев. Завершает скульптурную композицию скрещенные серп и молот, как бы подчиняющие себе атрибуты театрального искусства. Советская символика, присутствующая в декоре театра в виде перекрещенных серпа и молота, пятиконечных звезд, пшеничных снопов и венков, здесь выражает идею торжества советского народа в период послевоенного времени.
Фронтон театра венчают три скульптуры, выполненные в мастерской знаменитого советского скульптора Евгения Вучетича. Композиция состоит из аллегорических фигур: две сидящие женская и мужская фигуры справа и слева олицетворяют Науку и Труд. Стоящая на коньке женская фигура является воплощением Искусства. Она символизирует объединяющее звено, без которого невозможно торжество других составляющих.
Расположенный за портиком фасад также богато украшен лепным декором и носит не менее парадный характер. При этом синтез декоративных деталей разной символики выглядит естественно. Несмотря на разницу в значениях, все детали гармонично увязаны между собой и не вызывают чувства отторжения или диссонанса.
Стоит отметить, что авторами скульптурных композиций являются тагильские скульпторы. Елена Плугина и Александр Кондаков выполнили композиции масок для фриза. Михаил Крамской стал автором центральной композиции фронтона. Именно он предложил введение «уральского элемента» в пластическое оформление здания.
Особого внимания заслуживает интерьер театра. Как и фасады здания, внутренние помещения – залы, вестибюли, лестницы, зрительный зал обильно украшены в классическом стиле. Это и лепной декор в виде розеток из цветов и листьев, потолочных и стеновых карнизов, и архитектурные детали – колонны, пилястры, аркатурные пояса. Все это создает атмосферу радости, торжества, праздника.
Фойе, ступени и гардероб оформлены гранитом, а также серым, белым и красным мрамором.
Большие живописные панно с изображениями уральской природы встречают гостей на лестничных площадках, в одном из них угадывается природный памятник Медведь-камень.
Зрительный зал оформлен не менее торжественно и празднично. Главным элементом декора зрительного зала является потолочный плафон с многофигурной росписью. Сюжеты композиций посвящены различным жанрам музыкального и театрального искусства. Они представляют собой сцены из выступлений Уральского народного хора, фрагменты из оперы «Садко», балета «Лебединое озеро» и сцену из оперы «Отелло». Примечательно, что роспись плафона выполнена темперой – водяными красками. Темпера светлее, прозрачнее масляных красок и нанесена не на потолок, а на тканевую основу поверх него.
В период реконструкции торжественное и праздничное, парадное и помпезное оформление театра было бережно отреставрировано и сохранено. Благодаря этому, насчитывающее уже более полувека здание, напоминающее античный храм, по праву считается одним из самых замечательных архитектурных сооружений города.
Яна Татаринова, научный сотрудник Нижнетагильского музея-заповедника
Дополнительные фотоматериалы взяты из следующих источников:
http://historyntagil.ru/cards/9_old_tagil_50_open.htm">http://historyntagil.ru/cards/9_old_tagil_50_open.htm">http://historyntagil.ru/cards/9_old_t... (Нижний Тагил 1950-ых годов, строительство Драматического театра)
https://toshishiro.livejournal.com/14694.html">https://toshishiro.livejournal.com/14694.html">https://toshishiro.livejournal.com/14694.html
http://virtual.artmnt.ru/monumentum/9">http://virtual.artmnt.ru/monumentum/9