Небо на земле
Ветхозазаветная Пасха посвящена воспоминанию избавления еврейского народа от египетского рабства.
Христианская (Новозаветная) Пасха является памятью об искупительной жертве Господа Бога Иисуса Христа, о его смерти на кресте и чудесном Воскресении, ради искупления грехов всего человечества и даровании каждому человеку жизни вечной вместе со Спасителем.
Для того чтобы ощутить пасхальную радость в своем сердце и достойно встретить воскресшего победившего смерть Христа, человек должен избавить свою душу от дурных поступков – грехов, нарушающих волю божию и делающих несчастным самого человека. Для этого и нужен предваряющий Пасху семинедельный Великий Пост. Он наступает сразу после сырной (масленой) недели и завершается Пасхой.
Во время Великого Поста верующие чаще обычного участвуют в богослужениях и церковных таинствах – исповеди и причастии. Исповедь помогает человеку увидеть и честно назвать Богу те духовные болезни - грехи, которые не дают жить по совести, оплакать их и получить от Бога прощение – отпущение грехов. Само же таинство святого причастия (или евхаристии) – основа основ духовной жизни человека, поскольку именно через него человек, чье сердце очищено от греха постом, молитвой и покаянием, соединяется с Богом принятием в себя тела и крови христовых – воплощенных таинственным непостижимым для человека образом в хлебе и вине...
Святые Тайны употребляются для причащения во время главной церковной службы - Божественной Литургии, но могут они также сохраняться и после богослужения для приобщения больных (запасные Святые Дары). Обыкновенно они приготовляются на Литургии Великого Четверга и хранятся в особом сосуде, именуемом дарохранительницей, на престоле в алтаре, но при необходимости могут быть заготовлены в любой день. Во время Великого Поста в будние дни полная Литургия не может совершаться, и потому для причащения установлено особое богослужение — Литургия Преждосвященных Даров. Святые Таины для такой Литургии заготавливаются на воскресном богослужении.
Чтобы совершить причастие, необходим евхаристический набор.
Евхаристический комплект (походное Причастие). Нижнетагильский музей-заповедник
В него входят потир – кубок для освящения причастного вина и принятия Святого Причастия, дискос – блюдо на подножии для хлеба – тела Христова, лжица – небольшая ложка с крестом на конце рукояти для преподания причастия из потира верующим, копие для изъятия частиц из просфор, звездица, тарелки для просфор и иногда – ковшики для теплоты. Потир, дискос, звездица и лжица должны быть изготовлены из неподверженного коррозии металла: золота, серебра, латуни, мельхиора, олова.
Евхаристический комплект (походное Причастие). Нижнетагильский музей-заповедник
Такой набор может быть переносным (походным) и включать лишь самые необходимые предметы – потир, дискос и лжицу, чтобы в любой, самый сложный момент жизни, может быть на пороге вечности, страждущая спасения душа на одре болезни или поле брани, призвав к себе священника, могла причаститься Святых Христовых Таин и соединиться со Христом...
Вспоминаются слова святого Иоанн Златоуста о таинстве Святого Причастия: «Эта Трапеза есть сила для души нашей, крепость для сердца, основание упования, надежда, спасение, свет и жизнь. Отошедши туда с этою Жертвою, мы с великим дерзновением вступим в священные обители, как бы огражденные со всех сторон золотым оружием. Но что я говорю о будущем? Это Таинство и здесь делает для тебя землю небом».
Антон Васенев, научный сотрудник Этнографического комплекса Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал»