Купающиеся нимфы
Продолжаем знакомить вас с западноевропейской гравюрой XVIII в. из коллекции Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал».
Предлагаем вашему вниманию репродуктивный эстамп «Купающиеся нимфы», изготовленный гравером Антонио Сюнташем (1744-1828) в 1790 году.
NYMPHS BATHING» «Купающиеся нимфы» Джованни Баттиста Чиприани (1727 - 1785) Гравер Антонио Сюнташ (Suntach, Antonio 1744-1828) 14 октября 1790 г. Западная Европа Гравюра на меди, пунктирная манера Нижнетагильский музей-заповедник «Горнозаводской Урал»
О гравере известно, что он родился в Италии, а в конце XVIII начале XIX вв. жил в Англии, переводил живописные полотна европейских художников в гравюру.
Следует отметить, что при переводе живописного полотна в гравюру меняется характер самого произведения, и связано это, как правило, с уменьшением масштаба изображения. Произведение приобретает некую камерность, «кабинетность», его небольшие размеры становятся комфортными для размещения в гостиных и салонах. Но главное изменение - это трансформация живописного полотна в монохромную светотень. Чтобы донести до зрителя эффект оригинала от гравера требуется поиск нюансировки в пределах одного тона.
Эстампы, изготовленные рукой Antonio Suntach (Сюнташ, Сантак, Сунтах), хранятся в европейских музеях, Эрмитаже. В нашем собрании представлены две его гравюры на меди, одна из них «Купающиеся нимфы» с картины итальянского живописца, представителя флорентийской школы Джованни Баттиста Чиприани (1727-1785).
Портрет Джованни Баттиста Чиприани, изображение взято из открытых интернет-источников.
Учился Чиприани во Флоренции у итальянского живописца и художника-декоратора, мастера оформления интерьеров дворцов периода позднего барокко Антонио Доменико Габбиани (1652-1726).
Антонио Доменико Габбиани, автопортрет. 1685 г. Изображение взято из открытых интернет-источников.
Несколько лет работал в Риме, затем уехал жить и работать в Лондон. Своей славой во многом обязан гравюрам, выполненным с его картин выдающимся гравером Франческо Бартолоцци (об этом мастере мы уже писали в наших публикациях).
Представленная для вас гравюра изготовлена в пунктирной манере, которая отличается мягкостью и нежностью светотеневых градаций. Эта техника (рисунок, состоящий из комбинации сгущенных или разряженных точек) появляется в Англии во второй половине XV в., а распространение приобретает в XVIII в.
На представленной гравюре мы видим изображение группы нимф на фоне горного пейзажа, купающихся в уединенном водоеме. Композиция гравюры вписана в овал. Обнаженные фигуры нимф с обвивающими их тонкими развевающимися тканями, безупречны по пропорциям и пластике. Сюжет купания нимф был популярным еще в XVII в., а в XVIII в., он дает широкий простор для воплощения чувственного и рафинированного стиля.
Марина Юрьевна Казакова, научный сотрудник Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал», искусствовед.
Предлагаем вашему вниманию репродуктивный эстамп «Купающиеся нимфы», изготовленный гравером Антонио Сюнташем (1744-1828) в 1790 году.
NYMPHS BATHING» «Купающиеся нимфы» Джованни Баттиста Чиприани (1727 - 1785) Гравер Антонио Сюнташ (Suntach, Antonio 1744-1828) 14 октября 1790 г. Западная Европа Гравюра на меди, пунктирная манера Нижнетагильский музей-заповедник «Горнозаводской Урал»
О гравере известно, что он родился в Италии, а в конце XVIII начале XIX вв. жил в Англии, переводил живописные полотна европейских художников в гравюру.
Следует отметить, что при переводе живописного полотна в гравюру меняется характер самого произведения, и связано это, как правило, с уменьшением масштаба изображения. Произведение приобретает некую камерность, «кабинетность», его небольшие размеры становятся комфортными для размещения в гостиных и салонах. Но главное изменение - это трансформация живописного полотна в монохромную светотень. Чтобы донести до зрителя эффект оригинала от гравера требуется поиск нюансировки в пределах одного тона.
Эстампы, изготовленные рукой Antonio Suntach (Сюнташ, Сантак, Сунтах), хранятся в европейских музеях, Эрмитаже. В нашем собрании представлены две его гравюры на меди, одна из них «Купающиеся нимфы» с картины итальянского живописца, представителя флорентийской школы Джованни Баттиста Чиприани (1727-1785).
Портрет Джованни Баттиста Чиприани, изображение взято из открытых интернет-источников.
Учился Чиприани во Флоренции у итальянского живописца и художника-декоратора, мастера оформления интерьеров дворцов периода позднего барокко Антонио Доменико Габбиани (1652-1726).
Антонио Доменико Габбиани, автопортрет. 1685 г. Изображение взято из открытых интернет-источников.
Несколько лет работал в Риме, затем уехал жить и работать в Лондон. Своей славой во многом обязан гравюрам, выполненным с его картин выдающимся гравером Франческо Бартолоцци (об этом мастере мы уже писали в наших публикациях).
Представленная для вас гравюра изготовлена в пунктирной манере, которая отличается мягкостью и нежностью светотеневых градаций. Эта техника (рисунок, состоящий из комбинации сгущенных или разряженных точек) появляется в Англии во второй половине XV в., а распространение приобретает в XVIII в.
На представленной гравюре мы видим изображение группы нимф на фоне горного пейзажа, купающихся в уединенном водоеме. Композиция гравюры вписана в овал. Обнаженные фигуры нимф с обвивающими их тонкими развевающимися тканями, безупречны по пропорциям и пластике. Сюжет купания нимф был популярным еще в XVII в., а в XVIII в., он дает широкий простор для воплощения чувственного и рафинированного стиля.
Марина Юрьевна Казакова, научный сотрудник Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал», искусствовед.