«Золото» Д.Н. Мамина-Сибиряка
Уральский писатель Д.Н. Мамин-Сибиряк (1852-2912), родившийся в семье священника заводского поселка Висимо-Шайтанск, с детства знал о тяжелом старательском труде, слышал легенды и суеверия, связанные с добычей драгоценных металлов. Впоследствии в своем творчестве он не раз обращался к теме влияния старательского счастья, внезапного богатства на судьбы людей.
Роман «Золото» (1892) - одно из крупнейших и значительнейших произведений Д.Н. Мамина-Сибиряка, правдиво показывающее тяжелые условия жизни и быта трудящихся Урала на золотых приисках в XIX веке. Реальной основой его послужили события, которые приходилось наблюдать автору на Березовском заводе неподалёку от Екатеринбурга.
Вид на Березовский кон. XIX века
Основными поставщиками уральского золота в XVIII веке стали Березовские рудники, заложенные на месте находки Ерофея Маркова. Первые 346 грамм «знатного металла» из Березовска президент Берг-коллегии А.Ф. Томилов привез в Петербург в 1747 году. К середине мая 1754 года на берегу речки Березовки вырос гидротехнический комплекс из четырех золотопромывальных и одной толчейной фабрик с плотиной, промывальными станками и пильной мельницей, объединенных общим названием Березовский завод.
Уже к концу XVIII века в составе Березовских промыслов было более пятидесяти золотых рудников. В начале XIX века официально насчитывалось 64 рудника. Заменив название завода на Балчуговский, Дмитрий Наркисович с почти фотографической достоверностью описывает прииски:
«Течением реки Балчуговки завод Балчуговский делился на две неравные части: правая — Нагорная и левая — Низменная — Низы. Название завода сохранилось здесь от стародавних времен, когда в Нагорной стоял казенный винокуренный завод, на котором все работы производились каторжными. Впоследствии, когда открылось золото, Балчуговка была запружена, а при запруде поставлена так называемая золотопромывальная мельница, в течение времени превратившаяся в фабрику. Другая золотопромывальная мельница была устроена в Фотьянке — месте поселения отбывших каторжные работы. Самое селение поэтому долгое время было известно под именем Фотьянской мельницы.
Нагорная сторона Балчуговского завода служила настоящим каторжным гнездом и всегда сторонилась Низов, где с открытием золота были посажены три рекрутских набора. Промысловые работы, как и каторжное винокурение, велись военной рукой — с выслугой лет, палочьем и солдатской муштрой. Тогда все горное ведомство было поставлено на военную ногу. Поселившиеся в Нагорной каторжане, согнанные сюда со всех концов крепостной России, долго чуждались «некрутов», набранных из трех уральских губерний. Эта рознь сохранилась главным образом в кличках: нагорные — «варнаки», а низовые — «строгали» и «швали». От прежних времен на месте бывшей каторги остались еще «пьяный двор», где был завод, развалины каменного острога, «пьяная контора» и каменная церковь, выстроенная каторжными во вкусе Растрелли. Нагорные особенно гордились этой церковью, так как на Низах своей не было и швали должны были ходить молиться в Нагорную. Населения в Балчуговском заводе считалось за десять тысяч!».
Березовский прииск. Фото С.М. Прокудина-Горского. 1909 г.
Писатель в своём произведении, рассказывая о жизни Балчуговского завода под управлением золотопромышленной компании, часто возвращает читателя к далёкому прошлому, к истории завода. С большим знанием дела он изображает весь процесс добычи золота, будь то заводская шахта или же старательская «дудка» кустаря-искателя. Особенно обстоятельно описаны сцены работы старателей, старательских артелей.
«Работы начинались саженях в пятидесяти от землянки. Берег Балчуговки точно проржавел от разрытой глины и песков. Работа происходила в двух ямах, в которых, пользуясь зимним временем, золотоносный пласт добывался забоем. Над каждой ямой стоял небольшой деревянный ворот, которым «выхаживали» деревянную бадью с песком или пустой породой двое «воротников» или «вертелов». Тут же откатчики наваливали добытые пески в ручные тачки и по деревянным доскам, уложенным в дорожку, свозили на лед, где стоял ряд деревянных вашгердов. Мужики работали на забое, у воротов и на откатке, а бабы и девки промывали пески. Издали картина была пестрая и для зимнего времени оригинальная».
Д.Н. Мамин-Сибиряк наглядно показывает, как близость драгоценного металла действует на людей, когда в каждой старательской артели появляется свой маленький хищник, стремящийся любыми способами обмануть остальных.
Хромолитография Промывка золота на вашгерде. Нач. XX в.
В правдивом произведении немало мрачного и жестокого. Один скупает краденое золото, а при случае готов овладеть им даром, другой ради золота готов пойти на любое уголовное преступление. Страсть к наживе захватывает и старого и молодого – золото губит добродушных людей! Под властью золота рушатся семейные и нравственные устои, совершаются тяжкие преступления.
«– Правду, видно, старинные люди сказывали, – кричал Нил Поликарпыч, горячась и размахивая руками, – что, мол, прежде сосуды по церквам были деревянные, да попы золотые, а нынче сосуды стали золотые, так попы деревянные».
«Такое дикое богатство погубило беднягу в несколько недель. То, чего не могла сделать бедность, сделало богатство».
Роман «Золото» дает широкую, многогранную и правдивую картину жизни уральских старателей. В нём правдиво запечатлены не только человеческие характеры и судьбы, но и сама атмосфера эпохи, быт и неповторимый колорит времени..
Надежда Волкова, зав. литературно-мемориальным музеем Д.Н. Мамина-Сибиряка