Многолюдное старательское фото
Коллекция «Фотографии, негативы» — одна из самых больших в собрании Нижнетагильского музея-заповедника и одна из самых разнообразных. Она имеет практически безграничные возможности для изучения и понимания исторических процессов, особенностей жизни людей в разные эпохи. Вот, например, фотографии, на которых запечатлены прииски Нижнетагильского горного округа конца XIX — начала XX веков. Напомним, что во 2 пол. XIX века добыча и продажа платины стала одной из важнейших отраслей хозяйства заводчиков Демидовых, в этот период они стали монополистами в продаже этого драгоценного металла за границу.
В фотособрании Нижнетагильского музея-заповедника выявлено более 70 фото, касающееся приисков Нижнетагильского округа. Хронологические рамки коллекции приисков определяется датировкой фотографий - 1890-1910-е годы.
Количество фотографий на эту тему говорит о своеобразной моде на такие съемки, об этом же свидетельствует то, что в коллекции имеются фотографии в двух или трех экземплярах, причем поступивших в разное время. Вероятно, что количество фотоотпечатков заказывалось фотографу по количеству изображенных. О популярности темы говорят и альбомы по платиновым приискам. Например, альбомы «Платиновые прииски Нижне-Тагильскаго Горного Округа. 1915 г.», которых в коллекции пять штук!
Несмотря на большое количество фотографий, многие их них однотипны по композиции: изображены группы от пяти до пятнадцати человека. Фото крупноплановые, хорошо видны лица людей, инструменты и даже рисунок на женских юбках.
Люди на этих фотографиях в основном сгруппированы вокруг бутары – так называется устройство для промывки песков рассыпных месторождений платины.
Платиновый прииск Нижне-Тагильского округа, 1915 г.
Производственные снимки дают яркие впечатления о старателях, их одежде, составе, орудиях труда. Как точно выразился Д.Н. Мамин-Сибиряк: «Живая рабочая сила платиновых промыслов интересовала меня как своего рода этнографическая россыпь, в которой можно проследить все исторические наслоения вплоть до коренного месторождения их в отдельности. Народ сошелся здесь почти со всех демидовских заводов».
Но есть среди всех два фото, которые очень отличаются от большинства. Прежде всего, количеством людей! На одном изображено 67 человек! Даже в современных условиях, обладая продвинутой техникой, мы редко видим столь многолюдные фото, да и то чаще всего это плотные ряды людей, снятые с высокой точки.
Рабочая артель приисковых рабочих под Висимо-Шайтанском. Кон. XIX века
Вглядитесь в это фото конца XIX века, на нем запечатлены приисковые работы близ Висимо-Шайтанска: на склоне холма изображены 49 человек: 24 мужчины, 11 женщин, 4 подростка, 10 детей. Фото явно постановочное. Люди стоят небольшими группками на склоне холма. Мужчины одеты в рубахи навыпуск, подпоясанные поясами, штаны и высокие кожаные сапоги, большинство в головных уборах. На женщинах – юбки в пол и рубахи с длинными рукавами, на голове – светлые платки, а на ногах – тоже кожаные сапоги, наиболее популярная обувь у старателей. Фотографий с таким количеством людей (несколько десятков человек) в коллекции две, они очень похожи по стилистике и композиции, что позволяет предположить, что их сделал один фотограф, которому было важно запечатлеть широкий обзор и большое количество людей, и сам производственный процесс.
Принцип добычи драгоценных металлов был един во всём мире. Он состоял из двух этапов: сначала добывался песок, а затем его промывали для отделения драгоценных металлов – лёгкие частицы смывались водой, а тяжёлые оседали на дно старательских лотков. Основным инструментом на промыслах всегда оставалось кайло, лопата, тележка-таратайка, да лоток для промывки песков. Единственным усовершенствованием на приисках XIX века являлись решётки-вашгерды с разными калибрами отверстий для поэтапного отделения более крупных пород от мелких.
Добыча платины велась в летнее время (от снега до снега). Приказчики стремились за короткое уральское лето добыть максимум платины, поэтому рабочий день старателя иногда доходил до 18 часов. Артели часто состояли из родственных семей, это было важно во избежание утаивания полученной платины и обмана в расчетах.
Видимо, на съемку к приезжему фотографу вышло все население прииска, включая маленьких детей. Он сам расставил их группами, поставив цель снять большое количество людей. И справился с этой задачей, выбрав ракурс снизу вверх.
Увы, мы пока не знаем имения человека, сделавшего эту уникальную фотографию. Но, несомненно, он был настоящий мастер своего дела.
Ольга Владимировна Халяева, зав. отделом Нижнетагильского музея-заповедника "Горнозаводской Урал"