Двадцать оттенков синего
Гжель – старинный гончарный район Подмосковья. На основе народного промысла возникла художественная промышленность, как это нередко случалось и в других видах прикладного искусства. Точная дата основания гжельского завода в деревне Речицы Московской области не установлена. Предприятие не раз меняло свое название: «Гжельский керамический завод», ПО «Гжель», «Турыгинский фарфоровый завод кооперативной артели "Художественная керамика", ЗАО «Объединение Гжель». В настоящее время предприятие работает под названием ЗАО «Гжельский экспериментальный керамический завод».
В коллекции музея-заповедника предметов с росписью гжели немного, но тем не менее они дают представление об этом промысле. Интересна статуэтка, выполненная по мотивам сказки А.С. Пушкина «Сказка о золотой рыбке».
Автор модели - Людмила Павловна Азарова (1919-2010) — народный художник РСФСР, лауреат Государственной премии РСФСР им. И.Е. Репина. Произведения художницы представлены во многих музеях страны. Статуэтка ярко передает героев пушкинской сказки. На донце предмета проставлено темно-зеленое клеймо с надписью «Гжель» и обозначением ТЗ (Турыгинский завод).
В собрании музея есть еще две работы Л.П. Азаровой: статуэтка «Девушка с косой» и кувшин «Петух». Данный кувшин является «поющим»: на ручке имеется отверстие для выхода воздуха, поэтому при наполнении жидкостью, воздух вытисняется и раздается характерный «писк». Оба авторских предмета входят в коллекцию Ю.С. Мелентьева Юрий (1932-1997гг.) – тагильчанина, Почетного гражданина г. Нижний Тагил, министра культуры РСФСР (1974 – 1990 гг.), одного из создателей Международного Демидовского фонда. Свою коллекцию «Керамика народов мира» Юрий Серафимович передал Нижнетагильскому музею-заповеднику «Горнозаводской Урал» в 1989 году. Сейчас часть этой великолепной коллекции вы можете увидеть на выставке «Ю.С. Мелентьев: судьба и коллекция» в выставочных залах Нижнетагильского музея-заповедника.
Еще одним предметом завода Гжели является ваза сферической формы 1960-х годов, поверхность которой охватывает гирлянда из крупных цветов. В этот период на Турыгинском заводе возрождали традиционную гжельскую манеру кистевой подглазурной росписи кобальтом. Форма вазы напоминает форму народных гончарных изделий, а большая выразительность достигается в сочетании с росписью кобальтом по белому фону.
Из гжельской посуды интересен набор 1990-х годов, состоящий из пяти предметов: трех чайников, сахарницы и сливочника. Роспись синяя подглазурная: на тулове с двух сторон крупные цветки с овальными лепестками. На донце клеймо ЗАО «Гжельского экспериментального керамического завода».
И сейчас в XXI веке художники и технологи верны традициям местного керамического производства, сохраняют ярко выраженное своеобразие, как в технологии производства, так и в форме и декоре изделий.
Анна Беззубец, научный сотрудник Нижнетагильского музея-заповедника