Заботливая и веселая пора
Конец сентября – начало октября в старину называли «заботливой» порой, то есть временем, когда было очень много забот, главная из которых - это подготовка к зиме. Особенно важным этапом являлась засолка капусты, так как своевременно и в достаточных количествах заквашенная капуста обеспечивала благополучную зиму и безавитоминозную весну. Процесс заготовки капусты, кроме чисто практического, имел и психологическое значение и облегчал переход к холодной и темной зиме. Недаром «капустник» - процесс засолки дал свое имя дружеским, веселым коллективным посиделкам, которые проводятся и сейчас, но уже без капусты.
Раньше в России рубку капусты начинали с переломного дня от лета к осени. В зависимости от местности это был или день Воздвиженья 27 сентября, или Сергия Радонежского (в народе Сергея-капустника) - 8 октября.
Нижний Тагил не был исключением. В погожие осенние дни, когда заканчивалось «бабье лето», вереницы колымаг устремлялись в Тагил из деревень Салка, Бобровка, Шайтанка и других, за капустой. Сейчас это кажется нам странным. Казалось бы, как мог дореволюционный Тагил кормить капустой близлежащие деревни и поселки? Между тем это так.
В научном архиве музея-заповедника хранятся воспоминания старейшего краеведа города Нижний Тагил А.Ф. Кожевникова, среди них - очень яркий, насыщенный бытовыми деталями рассказ о тагильских «капустниках» начала XX века.
«Домохозяйки с Выйских улиц – Большевогульской, Маловогульской, Волковой и других, старательно выращивали тугую белокочанную капусту и продавали её приезжавшим из деревень покупателям.
Явление должно было быть обратное – заводскому населению следовало ехать в деревню. Но всё дело в том, что деревенское население в большинстве своём проводило лето на старательских работах на приисках. В артелях все - от мала до велика и ухаживать за капустой было некогда.
Некоторые покупатели заранее заказывали определенное количество – две, три грядки капусты и, когда она поспевала, ехали за ней к своим знакомым.
Кочаны бережно укладывали в колымаги, тщательно упаковывая их в чистые половики.
Одна такая повозка стоила рублей пять.
В самом Тагиле «бабье лето» было веселой порой, а также и заботой о предстоящей осени и зиме: надо было заготовить соленую капусту для своей семьи, вот и заводился с этой целью «капустник».
Прежде всего, снималось с сарая большое деревянное корыто, длиною два, три метра и устанавливалось на скамье во дворе под навесом.
Хозяйка заготавливала нужное количество соли, мыла и запаривала под капусту деревянные кадки, покупала гвоздику, а укроп и смородиновый лист брали со своего огорода. Чистились и сортировались кочаны. Приглашались соседки, родственницы. Несли, у кого были, свои тяпки (сечки) с красивыми точеными черешками.
Заботливое было это время, но и веселое. Под перестук тяпок пели песни, сыпались шутки, искрился смех.
Сама хозяйка руководила работой, а после укладки изрубленной капусты в кадки, заботилась об угощении, при котором, иногда, кроме чая и пирогов, подносилась рюмочка вина. Выпив с устатку – заводили пляску.
Квашеная капуста, да вареный картофель не сходили со стола рабочей семьи, особенно там, где было много детей, да старики-родители.
Не пропадали в хозяйстве и отходы: грубые корни капусты и лист тоже рубились, засоливались. Получались так называемые «кислы», которые шли на корм скоту.
Кроме соленой капусты заготовлялось некоторое количество свежей. Она подвешивалась в подполье за корешок и сохранялась в свежем виде до апреля месяца. Такая капуста использовалась для пельменей и пирогов.
Оксана Грошева, зав. Краеведческой библиотекой Нижнетагильского музея-заповедника