Бабы каются, а девки замуж собираются!
В Музее быта и ремёсел горнозаводского населения до 30 октября продолжает работать выставка «Кукольный хоровод». На выставке можно увидеть целую семью кукол: сувенирных, театральных кукол-актеров, кукол - мягких игрушек! И конечно, самобытных народных кукол, которые очень часто сопровождали человека всю его жизнь: от детства до глубокой старости. Такая кукла, как верили люди, не только оберегала человека от болезней и несчастий, но и способствовала благополучию и хорошему урожаю, помогала человеку с самых малых лет познавать мир вокруг себя, отражала общественный и семейный уклад, мировоззрение человека.
С одной из таких народных куколок мы познакомимся сегодня. Это необычная кукла создана народным мастером Е.Ю. Литвиновой. Называется она «Девка-баба», «Перевертыш», «Вертушка». Это настоящая «кукла кукол». У неё одно туловище-скрутка, но при этом у нее две головы, четыре руки, две юбки. Секрет в том, что когда видна одна часть куклы, например, Девка, то вторая, Баба, скрыта под юбкой; если куклу перевернуть, то Баба откроется, а Девка скроется. Девка — беззаботная да веселая, вся душа на распашку — миру да любви чистой открытая, баба — мудрая да степенная, семейный очаг от посторонних зорко оберегающая.
«Фу, как грубо!» - скажет читатель, но грубости здесь и в помине нет, ведь баба — это не грубое оскорбительное слово, а всего лишь наименование замужней женщины, имеющей детей, а девкой раньше называли незамужнюю девушку, у которой ещё детей нет.
Какой смысл вкладывали наши предки в эту тряпичную куклу? Прежде всего, в ней заключена идея о ценности разных этапов в жизни женщины: девочки, девушки, женщины, а также наглядно показано, как эти этапы отражены в народном костюме. Девочки, глядя на эту куклу, понимали, как им нужно одеваться до свадьбы и после неё, а мальчишки узнавали, как выглядит незамужняя девушка, на которую не грех и «глаз положить». В этой куколке словно отражена сама суть многогранной женской судьбы с её печалями и радостями, горькими слезами и заливистым смехом, мудростью и любовью, надеждой и заботой…
Так и вспоминаются строки Н.А. Некрасова: «Доля ты! — русская долюшка женская!». Сначала, в родительском доме — любимая дочка-веселушка, помощница матери да отцу: то посуду перемоет, то матери поможет щи варить, то по дому прибрать, то маленьких братика и сестричку игрой завлечет, то отцу на покос обед отнесет.
Годкам к 16-17-ти и женихи в дом заглядывают, благо что красавица, и по хозяйству первая будет. С такой женой не то что семейный очаг сохранится, но и дом полной чашей будет, правда, чашу то эту наполнять муж должен, да о жене и детях заботиться, чтобы за ним, как за каменной стеной семья была. Хорошо, если у девушки и приданое богатое имеется – в горке сундуков разные вещи: одежда праздничная да повседневная, белье постельное да столовое, посуда разная — деревянная точеная да керамическая праздничная, а самое загляденье, если за девкой самовар дали. Тогда все парни в околотке будут про жениха сказывать: «Вот, Ванька-то не дурак, девку с самоваром взял!». Главное, конечно, не самовар, а любовь взаимная, что искрой в сердце разгорается, да не пожаром горит, душу опаляющим, а костерком теплым весь жизненный путь освещает и согревает. Правда, дровишки надобно подбрасывать в семейный очаг: заботиться друг о друге, печали да радости вместе делить, помогать во всем, глядишь и жизнь душа в душу проживешь… Вот так и бывает, была девка, а стала баба…
Возьмём в руки куколку в образе девки. Сарафан у нее светлый да нарядный, беззаботный какой-то, как сама молодость, ягодки тут разные имеются: красные да оранжевые, да листики зеленые, а еще спереди белый фартук Красный цвет тут тоже не спроста. Когда девочка уже в года входит да девушкой становится, красный цвет, словно говорит, что скоро может она стать и женой преданной, и матерью заботливой. На голову взглянешь –красота, коса белокурая, лентой оранжевой перевязанная, до пояса спускается. Не один жених мимо красавицы такой не пройдет.
Но вот, прошло время, отгуляли свадьбу. А мы отгибаем на куколке сарафан в обратную сторону так, чтобы он полностью закрыл лицо и нам является другой образ. Глядь, а перед нами баба замужняя, которая когда-то беззаботной белокурой девкой была, да цветочки и ягодки с подружками собирала и хороводы водила.
Теперь на ней красивый темно-коричневый сарафан в белый цветок, потому что и сама она для своего супруга цветочек самый драгоценный, который не за какие богатства мира не отдашь. И фартучек такой «сурьезный» в полоску белую с ромбиками и цветочками, да полоска белая внизу. На голове косы девичей уж не видно, зато платок раскрасивый, мужем подаренный имеется. В тон сарафана – коричневый, в белую да красную полосочку, а из-под платка ещё один головной убор виднеется- повойником прозывается. Все это тоже неспроста. После венчания так одеваться принято. Теперь уж все пополам: и радости, и горести, и жизнь… А потому жена, перед Богом венчанная, целомудренной должна быть — волосы под платок убирать, чтобы только суженый на неё любовался, да в сердцах других мужчин злой дух грешные чувства не всколыхнул. Как говорится «Не буди лихо пока оно тихо». А то еще ведь и опростоволоситься можно, опозориться, стало быть. Это коли на людях замужней женщине без платка показаться. Сраму не оберешься! Правда, если дома находишься, у печи хлопочешь, то уж, конечно и повойника довольно — он волосы убирает, но удобнее платка, потому что намного меньше и сзади подвязывается — красота в нем работать. Но опять же, если в люди выходишь – сверху платок надеть надобно. Конечно, ребятенок уже тоже есть, Бог даст, и другие следом народятся, да это и всякому понятно - сарафанчик то уже темный, солидный, не как у девушки светленький. Одним словом, посмотришь на куколку эту, и все понятно станет про женскую долю, так и хочется сказать: «Бабы каются, а девки замуж собираются!»
А.В. Васенев, научный сотрудник Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал»