Aa Aa Aa
Aa Aa Aa
Aa Aa Aa
Обычная версия
Научная деятельность

Поэзия

Мы продолжаем публикацию гравюр XVIII-XIX вв. западноевропейских мастеров из художественного собрания музея-заповедника, вернувшихся из реставрации.


Графические листы принадлежали крепостному мастеру господ Демидовых – Сидору Васильевичу Дубасникову (1781-1850-е). Практически на всех листах имеется владельческая надпись мастера и порядковый номер его коллекции.


Поэзия. Худ. Бенджамин Уэст (1738-1820) Гравер Франческо Бартолоцци (1727-1815) Дата: 1787 г. Место: Лондон Техника: гравюра на меди, цветной пунктир


  Поэзия. Худ. Бенджамин Уэст (1738-1820) Гравер Франческо Бартолоцци (1727-1815)
Дата: 1787 г. Место: Лондон Техника: гравюра на меди, цветной пунктир




Сегодня вам представляем гравюру «Поэзия», выполненную в технике цветной пунктир итальянским живописцем и гравером Франческо Бартолоцци (1727-1815) с картины англо-американского художника Бенджамена Уэста (1738-1820).


Бенджамин Уэст писал крупномасштабные исторические полотна, а также портреты своих современников. Он добился грандиозных успехов в профессиональной карьере благодаря таланту и трудолюбию, несмотря на трудное детство и отсутствие академического образования. С 1760 года путешествует по Италии, посещает Рим, Венецию, Флоренцию, Сиену и многие другие центры итальянского изобразительного искусства, увлеченно занимается изготовлением копий картин старинных мастеров живописи и добивается значительных успехов.



Б.Уэст. (Изображение взято из свободных интернет-источников)


Б. Уэст. (Изображение взято из свободных интернет-источников)



В 1763 году Уэст уезжает в Лондон, откуда планирует вернуться в Америку. Но в столице Британской империи знакомится с Джошуа Рейнольдсом (1723-1792), и эта встреча меняет планы художника. По совету своего старшего коллеги Уэст остается в Лондоне и занимается написанием картин. Благодаря таланту быстро приобретает известность в местном обществе, обзаводится заказчиками, позже принимает активное участие в создании Британской академии искусств. В кругах лондонской элиты за высокий уровень мастерства при создании произведений религиозного жанра заслужит почетное прозвище «Американский Рафаэль». В 1772 году Уэст был назначен королевским историческим художником при дворе Георга III. После смерти Рейнольдса, в 1792 году Уэст станет вторым президентом Академии художеств и будет занимать эту должность почти 30 лет.


Гравюру, с которой мы сегодня вас знакомим, изготовил с картины Уэста виртуозный итальянский гравер в области «пунктира» Франческо Бартолоцци.



Ф. Бартолоцци. (Изображение взято из свободных интернет-источников)


Ф. Бартолоцци. (Изображение взято из свободных интернет-источников)



Он учился во Флоренции у своего отца, золотых дел мастера, и во флорентийской Академии художеств. В Риме и Венеции освоил техники пастельного рисунка и акварельной миниатюры. В гравюре на меди удачно воспроизводил характер живописи венецианских мастеров, таких как Тьеполо и Гверчино. В 1764 году переехал в Лондон, где стал придворным гравером и виртуозом в области «пунктира» - гравюры на металле.


Цветная гравюра на металле, зародившаяся в Европе еще в XVIIвеке, достигла наибольшего распространения в XVIIIвеке, в период господства репродукционного эстампа. Основными центрами развития цветной гравюры являлись Англия и Франция.


Гравюра «Поэзия» изготовлена в Англии, там же тиражировался и оттиск нашего листа, он сделан в 1787 году. Для цветного репродуцирования живописных произведений наиболее пригодными оказались пунктирная манера и манера меццо-тинто, доведенные в Англии до высокого технического совершенства. Франческо Бартолоцци, применяя маленькие тампоны, усовершенствовал цветную печать с одной доски в пунктирной манере. В этой манере изготовлена и наша гравюра.


Обратимся к композиции этого удивительно легкого и тонкого рисунка.


В центре на фоне тенистых рощ Геликона (Парнаса) изображена в мечтательной позе одна из девяти олимпийских муз – древнегреческая богиня, старшая дочь Зевса и Мнемосины – Каллиопа. Ее одежда – ниспадающая многослойная туника, на голове красуется лавровый венок. Это символ превосходства над другими музами, а также знак отличия. Каллиопа – верховенствующая муза в древнегреческой мифологии. Согласно преданиям, считается покровительницей эпической поэзии и знания, а также спутницей царей. Она держит в руках письменные принадлежности – стилос (палочка для письма, писчая трость) и футляр для свитков, демонстрируя приверженность философии, науке и поэзии.



поэзия



На своем правом колене она удерживает музыкальный инструмент – Лиру, а в руке художник поместил боевую трубу. Рядом с музой на столе бюст мужчины, чей лоб охватывает лента, подчеркивая его отличие от простых людей. Ввалившиеся щеки говорят о преклонном возрасте, а неподвижность открытых глаз обнаруживает слепоту – это древнегреческий эпический поэт Гомер.



поэзия



У ног Каллиопы сочинения Анакреонта и Гомера, а за спиной путти, восседающие на мягком облаке, демонстрируют труды Вергилия, Мильтона и Вольтера. На дальнем плане виднеется ротонда: мы видим фрагмент куполообразной крыши, поддерживаемой колоннами, а в облаках крылатого коня Пегаса.



поэзия



Это он ударом копыта выбьет на Геликоне источник Гиппокрену, вода которого будет вдохновлять поэтов.



Марина Юрьевна Казакова, научный сотрудник Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал», искусствовед.