Навстречу мечте…
Сегодня, 1 сентября, в каждой школе прозвенел первый в этом учебном году школьный звонок. Этот праздник каждая семья отмечает по–своему: кто-то вспоминает лучшие школьные годы, как с волнением и замиранием сердца вступали в пионеры, собирали металлолом и макулатуру, играли в «Зарницу», ходили в походы, ездили по разным городам нашей страны, как в школе впервые влюбились, а кто-то понимает, что именно школа определила его дальнейшую судьбу…
Безусловно, это очень волнительный день для детей, родителей, педагогов, для которых школа стала не вторым, а первым домом.
Настоящие педагоги приходят в школу не на год или два, а на всю жизнь, чтобы «отдать свое сердце детям». Таким Учителем с большой буквы и был Александр Павлович Гуляев, внук Мирона Ефимовича Черепанова, одного из создателей первого паровоза в России.
Александр Павлович Гуляев (1877-1964). г. Москва. 1901 г.
А.П. Гуляев работал учителем русского языка и литературы, его общий педагогический стаж – 46 лет! Он преподавал в Москве: в реальном училище, гимназии, на рабфаке, в советских средних школах и в школе рабочей молодежи, последние годы – в 8-ой Московской женской средней школе при Академии Наук СССР. Но путь к мечте – поступить в Московский университет и стать учителем – был непростым…
Александр Павлович Гуляев (1877–17.04.1964) родился в Екатеринбурге. Его отец – Павел Иванович Гуляев (?–1887) был священником, мама – Евгения Мироновна Гуляева (1841–1916), дочь М.Е. Черепанова, занималась воспитанием детей. В семье их было детей: три сына – Николай, Иван, Александр и четыре дочери – Любовь, Антонина, Екатерина, Вера. Самым младшим был Александр, ему было всего 9 лет, когда умер отец.
В 1888 г. Александр Гуляев, как сын священника, поступил учиться в духовное училище в Екатеринбурге. Потом он учился в духовной семинарии в Перми, во время обучения в которой понял, что хочет учиться в Московском университете: «Уже во классе семинарии у меня начало созревать намерение не идти по родительским стопам, не надевать на себя рясы, а во что бы то ни стало после семинарии поступить в университет. С годами это намерение не только укреплялось, а приняло определенное решение поступить в Московский университет. В те годы окончившие курс семинаристы могли поступать в университеты без аттестата зрелости, но только в два из них – Юрьевский и Томский. Перспектива стать студентом одного из них мне совершенно не улыбалась. Хотелось быть обязательно в Москве». Но для реализации мечты Александру Гуляеву необходимо было получить аттестат зрелости. Объем курса гуманитарных предметов, которые преподавались в семинариях, почти совпадал с программами классических гимназий, основное отличие составляла программа по физике и математике. Александр Гуляев решил не заканчивать полный курс семинарии, а лишь четыре класса, а потом самостоятельно готовиться к сдаче на аттестат зрелости. Но одному, без учителя, это было тяжело сделать, репетитора семья не могла себе позволить, и тогда Александр решает поступить на два года в гимназию.
В 1898 г., основательно подготовившись, Александр Гуляев сдает экзамены в седьмой класс Екатеринбургской классической гимназии. В 1900 г., после успешного окончания гимназии, с аттестатом зрелости поступает в Московский университет на историко-филологический факультет. Заветная мечта Александра Гуляева исполнилась!
Билет для входа на лекции А.П. Гуляева. 1909 г.
Во время учебы в Московском университете А.П. Гуляеву приходилось самостоятельно зарабатывать себе на жизнь, занимаясь репетиторством и частными уроками.
В 1906 г. А.П. Гуляев стал выпускником Московского университета, получив диплом I степени, и начал свою педагогическую работу, как учитель русского языка и литературы. Он преподавал в 3-ой московской гимназии, будучи в чине коллежского асессора (чиновник 8-го класса).
В 1909 г. А.П. Гуляев прослушал курс лекций при Управлении Московского учебного округа для подготовки преподавателей средних учебных заведений.
В советское время Александр Павлович был преподавателем литературы в 3-й московской гимназии, где и познакомился со своей будущей женой Антониной Ивановной, которая была его ученицей. Впоследствии она стала доцентом медико-стоматологического института в Москве, в годы Великой Отечественной войны работала в госпиталях.
А.П. и А.И. Гуляевы. Нач. XX в.
В 1941-43 гг., в годы Великой Отечественной войны, А.П. Гуляев был эвакуирован в Свердловск, где продолжил работать по специальности, а жил в родном доме по ул. Кондратьева,7 (ул. Токарей, 7). Он вспоминал, что в большой комнате висели портреты деда и прадеда – Мирона и Ефима Черепановых (в 1942 г. эти портреты были переданы им академику
В.В. Данилевскому; для восстановления портреты были отправлены в Государственный Эрмитаж; в Историко-краеведческом музее и Историко-техническом музее «Дом Черепановых» находятся копии этих портретов).
В 1943 г. А.П. Гуляев вернулся в Москву. В последние годы он преподавал в 8-ой Московской женской средней школой при Академии Наук СССР.
А.П. Гуляев. 1929 г.
1 сентября 1952 года А. П. Гуляев был уволен по собственному желанию, как он сам отмечал: « в виду преклонного возраста», ведь ему исполнилось 75 лет!
А.П. Гуляев с учениками. 1949 г.
«Через мои руки прошла не одна сотня молодежи, юношей и девушек»,–вспоминал А.П. Гуляев, который сохранил в семейном архиве не только поздравления от учеников, но и такие записки: «Уважаемый Александр Павлович! Мы осознали, какую большую неприятность причинили мы Вам и всей школе своим плохим поведением на экскурсии в литературном музее. Мы просим у Вас извинения и обещаем, что впередь этого не будет. Учащиеся 10-го класса (подписи).15.IV.1940 г.» и даже стихотворение ученицы:
«Милый, почтенный, любимый учитель,
Как я люблю Ваш предмет!
Вы мне поверить в себя помогите,
В то, что я буду поэт.
Если же этому быть невозможно,
Если стихи мои – хлам,
Вы мне скажите скорее, как можно,
Я их забвенью предан.
Но я люблю уноситься мечтами
В чудно-туманную даль.
Детски-простыми стихами
В сердце будить смех, печаль.
Все меня в школе считают болтливой,
Скверной, ленивой, пустой.
Только лишь с Вами бываю счастливой,
Александр Павлович, родной!
Пусть наши годы так сильно несхожи,
Пусть! Нам на все наплевать!
В день Новогодний, морозно-погожий
Вас разрешите обнять!!!
От Вашей болтуньи-ученицы
Вали Жегис
31 декабря 1940 года».
Надежда Алексеевна Высоцкая, научный сотрудник Нижнетагильского музея-заповедника "Горнозаводской Урал"