Aa Aa Aa
Aa Aa Aa
Aa Aa Aa
Обычная версия
Научная деятельность

«Стерн и Мария»

Представляем вам резцовую гравюру XVIII века «Стерн и Мария», изготовленную известным итальянским гравером Пеллегрино даль Колле (1737–1812) с картины известной немецкой художницы Ангелики Кауфман (1741-1807) «Безумная Мария» (картина хранится в Эрмитаже и является парной к полотну «Монах из Кале»).


Ангелика Кауфман

Ангелика Кауфман




Уроженка Швейцарии, Ангелика, всю жизнь провела между Англией и Италией, писала портреты, сентиментально-чувствительные картины на мифологические, исторические и литературные сюжеты, выполняла декоративные росписи. Она была членом Академии Св. Луки в Риме (1765 г.), Французской королевской академии (1768 г.), Английской академии художеств (1768 г.), Венецианской академии. Кауфман – единственная женщина в истории, которой предложили написать свой автопортрет для знаменитой галереи автопортретов Уффици. Творчество Ангелики Кауфман, привлекало высокопоставленных заказчиков из разных стран Европы, в том числе и из России. Полотно «Безумная Мария» было приобретено в конце XVIII века для художественной коллекции Екатерины II.



«Безумная Мария», худ. Ангелика Кауфман

«Безумная Мария», худ. Ангелика Кауфман




Офорт «Стерн и Мария» тиражировался в Италии одним из крупнейших издателей гравюры того времени – Николо Кавалли (1730-1822), о чем нам сообщает надпись имени владельца мастерской (Cavalli Venetis) справа под изображением.


«Стерн и Мария» Техника: офорт, резцовая гравюра Худ. Ангелина Кауфман (1741-1807) гравер Пеллегрино даль Колле (1737 – 1812) Pelegrino dal Colle издатель Nicola Cavalli Venetis (1730-1822) дата: XVIII в. (после 1777)., Италия

«Стерн и Мария» Техника: офорт, резцовая гравюра Худ. Ангелина Кауфман (1741-1807) гравер Пеллегрино даль Колле (1737 – 1812) Pelegrino dal Colle издатель Nicola Cavalli Venetis (1730-1822) дата: XVIII в. (после 1777)., Италия




Представляемый сегодня для вас графический лист принадлежал крепостному мастеру господ Демидовых - Сидору Дубасникову, на обороте имеется владельческая надпись и номер «33» по порядку его коллекции.


стерн и мария




Гравюры в Нижний Тагил отправлялись из Италии по распоряжению самих Демидовых для изучения крепостными художниками лучших образцов западноевропейского искусства. Понятно, что предметы искусства, картины и авторские рисунки были доступны лишь немногим состоятельным людям и принадлежали ограниченному кругу владельцев. Сделать их достоянием широкой публики помогали граверы. Среди них важная роль принадлежит Пеллегрино даль Колле, который долгое время работал в известной мастерской Джованни Антонио Ремондини в Бассано-дель Граппа в провинции Виченца. Работы этого гравера представлены в коллекции Эрмитажа, Британского музея и других коллекциях. В нашем собрании имеется несколько листов этого известного мастера.



«Стерн и Мария» Техника: офорт, резцовая гравюра Худ. Ангелина Кауфман (1741-1807) гравер Пеллегрино даль Колле (1737 – 1812) Pelegrino dal Colle издатель Nicola Cavalli Venetis (1730-1822) дата: XVIII в. (после 1777)., Италия



В центре композиции гравюры изображена сцена, на которой молодой мужчина в дорожной одежде сочувствующе беседует с плачущей молодой девушкой, в своих руках они удерживают платок. Рядом с девушкой изображена флейта, музыкальный инструмент, который во французских галантных сценах является символом любви. Но на флейте никто не играет, не прикасается к ней устами, чтоб издать звук…


Чтоб понять сюжет картины, необходимо знать, о чем идет речь и что хотела изобразить художница. Не случайно название самого полотна Ангелики Кауфман и название гравюры Пеллегрино даль Колле разнятся. Гравер дал название «Стерн и Мария», чтобы зритель понимал, откуда взят сюжет.


Лоренс Стерн (1713-1768), писатель - центральная фигура в литературе английского сентиментализма. Никто из английских писателей этого времени не был так широко известен и высоко ценим на континенте Европы, как создатель «Сентиментального путешествия». Собственно, эта книга и ввела в международный обиход слово «сентиментальный», или «чувствительный», как обозначение определенного душевного строя и отношения к миру. Героем его произведения – рассказчиком – является пастор Йорик, главное для него не внешние приметы стран, городов и селений, куда он приезжает, а те душевные движения, которые вызывают дорожные впечатления в сознании «сентиментального путешественника». Встреча с бедной пастушкой, помешавшейся от несчастной любви, «размягчает все его существо», заставляет слагать дифирамбы во славу «чувствительности».


Пастор вспоминает печальную историю, рассказанную ему другом мистером Шенди, который два года назад познакомился в этих краях с помешанной девушкой Марией и ее семьей. Йорик решает навестить семью, он встречает девушку, рыдающую на берегу реки. Это и была та самая Мария. Не так давно она похоронила отца, по которому и горько плакала. Йорик, чтобы отвлечь девушку от горьких мыслей, спросил, помнит ли она его друга Шенди. Девушка оживилась и показала ему платок мистера, который утащил ее козлик.


стерн и мария



Сейчас Мария всегда носит его с собой, чтоб вернуть при встрече. Йорик сильно печалится о судьбе безумной девушки, но понимает, что ничем не может ей помочь. Зная эту историю, сочиненную Лоренсом Стерном, становится понятной и картина Ангелики Кауфман, с которой выполнена резцовая гравюра «Стерн и Мария» известным итальянским гравером Пеллегрино даль Колле из собрания музея-заповедника.



Казакова Марина Юрьевна, научный сотрудник Нижнетагильского музея-заповедника, искусствовед.