«Лето» Семена Винокурова
Мы продолжаем знакомство с творчеством уральского художника Винокурова Семена Семеновича. Сегодня познакомим вас с акварельными работами, представляющими собой написанные с натуры летние пейзажи уральской природы. Этюды его убедительны, наглядны, передают различные настроения и эмоции.
"На опушке леса"
Перед нами солнечная лесная опушка с искривленными стволами берез и стройной сосной, за ними в серо-голубой дымке тает ельник. Этюд основан на чисто цветовом построении. Желтый цвет передает эффект освещения, он и является носителем настроения.
"Ель"
Совсем по-другому выглядит этюд с одинокой елью, высветленной только в среднем плане, здесь художник использует трехплановое цветовое построение в глубину. Высокий ствол слегка смещен в сторону, подчеркнут темным тоном. Верхушка дерева не поместилась на рисунке, выходит за рамки. Этим приемом художник показывает величие ели, представительницы семейства хвойных деревьев, которые в большом количестве распространены на Среднем Урале. Большими плоскостями проложен основной цвет хвои, мазки широкие и короткие, крона в тени выделена темными пятнами. Мы видим дерево с богатством деталей, придающих этюду особое настроение и великолепие. Контрастирует на этом фоне изящно прописанные на переднем плане лесные ягоды и травинки. Дальний план написан большими мазками.
"Висим"
Следующий этюд «Висим» с приятной теплой погодой, ярким и живым летом. Солнце не заметно глазу, но оно освещает поляну, за ней лес. Цветовые пятна образуют живописный ковер на фоне ясного неба в нежно-розово-голубых оттенках. На солнечной поляне среди густой травы и полевых цветов выделяется Белая Кашка, цветущая зонтиками. Слышится жужжание пчел, стрекотание цикад и стрекоз, чувствуется аромат полевых цветов.
"Сирень расцвела"
Этюд «Расцветшая сирень», наполнен красками вечернего освещения. Ветви кустарников даны размытыми сиренево-голубыми пятнами. Мы наблюдаем вкрапления желтого цвета в небесном сегменте, на кронах берез, скромных деревенских домиках и траве. Золотисто-горчичные краски создают ощущение приятного летнего вечера, прекрасного в своей беззаботности.
"Скалы"
Следующие этюды «Скалы» и «Боровихин камень» с уральскими горами и реками. Голубеющее небо, затянутое белыми облаками над скалами отражается голубым тоном в воде. Мы видим переходы в зеленоватые и рыжеватые тона ряби на воде, отражение в ней скал и движение облаков.
"Боровихин камень"
Совершенно меняется изображение водной поверхности в соответствии с небесным освещением в этюде «Боровихин камень». Нахмуренное небо, написанное в грязно серо-голубом оттенке с неопределенным очертанием облаков, предупреждает о скором проливном дожде. Окрас воды доходит до черных мазков кисти. Автор приглашает зрителя погрузиться в надвигающуюся непогоду.
Сюжеты художника просты и непритязательны. Винокуров любовался родной уральской природой и стремился передать эту любовь в своих работах.
Марина Юрьевна Казакова, научный сотрудник музея-заповедника "Горнозаводской Урал", искусствовед.