Демидовский дом призрения трудящихся
Портрет А.Н. Демидова. Неизвестный художник
Первоначально Дом призрения трудящихся был создан для того, чтобы «бедным лицам женского пола свободного состояния доставить способы к производству рукодельных работ, посредством которых они могли бы снискивать содержание себе и своим семьям». Однако с течением времени его структура усложнилась и стала включать в себя четыре отделения.
В отделение трудящихся принимались на жительство бедные женщины «всякого звания». Они занимались изготовлением разнообразных бытовых и декоративных изделий, продажа которых позволила за период с 1833 по 1856 гг. получить доход равный 136379 рублям, часть средств уходила в уплату проживания и питания «воспитанниц» дома, а оставшиеся деньги выплачивались трудящимся в качестве заработной платы.
В отделении для воспитания бедных девиц проживали и обучались более 180 воспитанниц, часть из которых находилась на содержании у владельца благотворительного учреждения, а часть выступала в качестве пансионерок различных организаций и лиц.
В отделение для призрения малолетних (до 12 лет) на постоянной основе проживали юные воспитанницы, количество которых в 1856 году составляло 36 человек.
Отделение для снабжения бедных пищей занималось организацией бесплатных обедов для нуждающихся.
Штат заведения в середине XIX в. состоял из учредителя, попечителя, директора, 26 служащих, а также 56 слуг обоих полов. Именно в благотворительном учреждении Демидовых были созданы получившие в последствии широкую известность «комнаты приюты».
План двора и сада Демидовского дома призрения трудящихся. Источник РГИА ф. 218. оп. 1. д. 7594. л. 4.
Первым шагом к их появлению стало создание 13 мая 1837 года при доме призрения трудящихся приюта для детей бедных родителей, помещавшихся в него на полное содержание до двенадцатилетнего возраста. Изначально существовали отделения для мальчиков и девочек, однако уже в 1838 году было принято решение о закрытии отделения для мальчиков.
Распорядок дня воспитанниц школы включал в себя подъем в 6 часов утра, четыре приема пищи в 7, 12, 16 и 19 часов. Рацион учащихся состоял из черного и ситного хлеба, молока, сбитня, двух мясных блюд на обед и одного блюда на ужин. Воспитанницы носили в качестве униформы синие камлотовые платья, выдаваемые им в приюте.
Следующим шагом в развитии детских воспитательных учреждений стала организация прообраза современных детских садов при демидовском благотворительном учреждении. Родители, не имевшие возможности присматривать за своими детьми из-за работы, могли на дневное время отвести ребенка в «комнату-приют». Такие воспитанники не жили в них на постоянной основе и с наступлением вечера возвращались домой к семьям. На дневное время принимались дети с трех до семи лет.
Целью открытия «комнат-приютов» при Демидовском доме призрения трудящихся было создать условиях для приобретения детьми из небогатых семей возможности получить первичные познания в грамоте и арифметике. Помимо этого, воспитанники подобных учреждений изучали Закон Божий и упражнялись в гимнастических играх и рукодельных работах. Особую важность имело то, что занятия проводились на благотворительной основе. Дети, посещавшие дома приюты, во время нахождения в них бесплатно получали готовую пищу.
Фасад главного корпуса Демидовского дома призрения трудящихся. Источник РГИА ф. 218. оп. 1. д. 7594. л. 3.
Инициатива была широко поддержана многими состоятельными жителями Санкт-Петербурга и на их благотворительные взносы в том же году были открыты еще четыре «комнаты приюта».
Опыт демидовского дома призрения трудящихся в создании подобных детских учреждений был позднее заимствован на государственном уровне. «Комнаты приюты» были переданы в ведение специально организованному Попечительству Младенческих приютов в Санкт-Петербурге.
За время существования демидовского дома призрения трудящихся наибольшим изменениям подверглась учебная программа благотворительного учреждения.
В первые годы дети, проживающие в нем, обучались бессистемно. Это выражалось отсутствии расписания занятий, четко определенного времени для проведения уроков и учителей для преподавания ряда предметов.
Важные изменения в учебной программе произошли в 1843 г. Обучение стало соответствовать курсу начальных училищ, помимо этого особое внимание уделялось различным рукодельям. Воспитанницы были разделены на три класса в соответствии с их возрастом: младший, средний и старший. В 1882 г. был организован специальный класс, предназначенный для обучения воспитанниц прикладным профессиям, которые могли пригодиться им после окончания обучения в Демидовском доме призрения трудящихся.
Обзор результатов работы Демидовского дома призрения трудящихся за период с 1833-1856 гг. Источник РГИА ф. 934. оп. 1. д. 71. л. 1.
На рубеже 1880-х 1890-х гг. образовательный курс был расширен. Были организованы ремесленно-рукодельные и коммерческие курсы, окончание которых позволяло воспитанницам получить профессию мастерицы игольно-швейного дела, учительницы рукоделья, конторщицы, счетоводчицы, кассирши или письмоводительницы.
В 1907 г. на базе Демидовского дома призрения трудящихся была организована семиклассная женская гимназия. При ней действовали «высшие женские курсы», педагогические курсы и дополнительный восьмой класс, для воспитанниц успешно освоивших базовую программу и желавших продолжать обучение далее.
Обзор результатов работы Демидовского дома призрения трудящихся за период с 1833-1856 гг. РГИА ф. 934. оп. 1. д. 71. л. 1 об.
В годы Первой мировой войны в здании гимназии был развернут лазарет, а воспитанницы привлекались для работы в нем в качестве помощниц сестер милосердия.
Благотворительное учреждение находилось под опекой представителей рода Демидовых вплоть до 1917 г. После Октябрьской революции в здании гимназии функционировала средняя школа, проработавшая до 1980-х гг. В настоящее время здание по адресу Набережная реки Мойки д. 108 принадлежит университету физической культуры им. П.Ф. Лесгафта.
Никита Георгиевич Попов, научный сотрудник музея-заповедника «Горнозаводской Урал»