Aa Aa Aa
Aa Aa Aa
Aa Aa Aa
Обычная версия
Научная деятельность

Новая решающая сила

85 лет назад в мартеновском цехе Нижнетагильского металлургического завода была установлена завалочная машина.


«Механизация наиболее тяжелых процессов труда, должна явиться для нас новой решающей силой» – сказал И. Сталин на совещании хозяйственников 23 июня 1931 года. Этот тезис был очень актуален для Нижнетагильского металлургического завода, на котором в годы первой пятилетки началась реконструкция производства, возводились новые производственные помещения, проводилась замена оборудования на более мощное, вводились в строй новые металлургические агрегаты.


Мартеновский цех Нижнетагильского завода остро нуждался в перестройке печей, во внедрении нового оборудования, в переходе на электрическую тягу. Один из самых трудоёмких процессов — загрузка мартеновской печи — оставался ручным и занимал много времени.


В 1931 году инженер треста «Востокосталь» Н. А. Черкасов проводил инспекцию мартеновского цеха НТЗ. После чего в докладной записке на имя главного инженера Н. А. Миронова, автор показывает больные места в работе цеха и предлагает пути их устранения. При этом отмечает, что при имеющихся недостатках печей «радикальным решением вопроса была бы постройка новых печей на том же месте», но это потребовало бы постройки нового цеха, «что вряд ли было бы целесообразно, если принять во внимание, что в самом ближайшем времени должен вступить в работу Нижне-Тагильский гигант». Поэтому он предлагает «ограничиться тем, что не потребует больших затрат»: несколько изменить конструкцию печи № 2, установить обслуживающие устройства, среди которых называет завалочную машину.


Поскольку необходимость механизации производства была продекларирована И. В. Сталиным, на места были направлены представители общесоюзных хозяйственных организаций. В Нижнем Тагиле работала комиссия Высшего Совета Народного Хозяйства, которая подробно изучила состояние всех производственных циклов и внесла свои предложения по механизации. По мартеновскому цеху среди прочего было отмечено, что загрузка в печь производится двумя подвесными ручными лопатами. Комиссия пришла к выводу, что «по габаритным размерам печного пролёта (ок. 6 м) - установить какую-либо завалочную машину известной конструкции, хотя бы типа «Брозиуса» не представляется возможным». Тут же было отмечено: «Для замены ручной погрузки шихты в мартеновские печи в настоящее время в конструкторском Бюро завода инженером Калугиным разрабатывается завалочная машина напольного типа, грузоподъёмностью до 2-х тонн, с таким расчётом, чтобы не вызвать особых усилений / так в тексте/ рабочей площадки.


По итогам работы бригады ВСНХ на заводе был приняты планы на первоочередные работы. В документе за подписью главного инженера Н.А. Миронова, датированном 20 декабря 1931 года, подтверждалось, что «конструкторские чертежи садочной машины в настоящее время разрабатываются начальником КБ тов. Калугиным. Изготовление машины должно быть произведено цехами завода к 1 июля 1932 г. Это механизация самого трудного участка работ».


Хотя во время проведения общесоюзных конкурсов металлургов, в обязательствах известного сталевара И. А. Першина, напечатанных в июне 1933 г. в газете «Тагильский рабочий» говорится, что «с начала 1931 года ждём обещанную нам садочную машину. Тогда можно будет ускорить работу при садке печи», но в заводских отчётах 1932 - 1933 гг. ни изготовление, ни приобретение машины для завалки шихты не упоминается. В 1933 году в «Плане работ по расширению и реконструкции завода» по мартеновскому цеху наряду с другими нововведениями предусматривалось приобретение «садочной машины». Но средства на неё не были выделены.




Новая решающая сила (1).jpg





С 1936 года в стране развернулось стахановское движение. Перед металлургами стояла задача повышать производительность труда, чтобы давать стране больше металла. В период соревнования 1937 года работникам мартеновского цеха Нижнетагильского завода, говоря словами газетных передовиц, удавалось это делать с «огромным напряжением сил». Например, в мае – июне 1937 года наши сталевары установили два рекорда по съёму стали: в среднем 7,8 тонн – 18 мая, и 8 тонн 2 июня, при технической мощности печи 6,5 тонн стали с м2. Проанализировав статью «Стахановские плавки», опубликованную 5 июня 1937 года в газете «Тагильский рабочий», современный читатель может представить себе тяжесть работы рабочих - завальщиков, загружавших печь вручную. «Садчики соревновались за 3-х часовую завалку 43 тонн шихты. Сначала заваливали за четыре часа, потом стали отвоёвывать минуты: расставили лучше силы, изменили систему завалки. В день установления рекорда садчики Коршунов, Кладыков, Тарасов, Пшенов завалили вручную 43 т шихты за 3 часа» Простой арифметический подсчёт показывает, что при завалке за 4 часа каждый садчик должен вручную загрузить 2.687,5 килограммшихты в час ( то есть больше 2,5 тонн).


При завалке за три часа на каждого рабочего приходится 3 583,3 кг, больше на 901 кг. Конечно, механизация данного процесса была насущной задачей. Тут пригодился опыт Таганрогского металлургического завода, проводившего механизацию загрузки печей в начале 1930-х г.г., для чего у американской фирмы «Брозиус» в 1931 г была куплена завалочная машина автомобильного типа. В процессе работы у машины обнаружилось много недостатков. Под руководством главного механика Таганрогского завода С. С. Пруденко было решено «исправить пробелы американской техники и сделать завалочную машину на своем заводе». В машине Пруденко не повторялись ошибки уже работающей машины Брозиуса. Завалочная машина Пруденко имела большую производительность при завалке в мартеновскую печь и отличалась по своей конструкции от американской тем, что поворот хобота, подъем и опускание мульд производились непосредственно электромотором через червячные передачи». В коллективной монографии «Пламя, металл, люди», посвящённой 75-летию Таганрогского металлургического завода подробно рассказывается о работе по усовершенствованию механизма.


Такой вариант был наиболее подходящим и для нашего завода. Здание мартеновского цеха, построенное в 1890-е г.г. даже для небольшого агрегата требовало конструктивных изменений.




Новая решающая сила (3).jpg





Смета на завалочную машину для мартеновского цеха была принята трестом «Востокосталь» только в ноябре 1936 года, но до конца года так и не была утверждена и расходы 1936 года на подготовительные работы Промбанком не оплачивались. Дело в том, что цех не имел достаточных площадей для установки новых механизмов, поэтому требовалось изменить конструкцию здания, подъезды к нему и т.п.


По заказу НТМЗ им. В.В. Куйбышева машина была изготовлена в Свердловске на заводе «Металлист» по чертежам Таганрогского металлургического завода с учетом замечаний завода – изготовителя. Акт приёмки датировался 5 апреля 1937 года, и машина была признана «изготовленной в соответствии с ТУ, пригодной к работе в нормальных условиях». Как уже отмечалось выше, нужно было подготовить площадку для размещения машины, поскольку пространство между мартеновскими печами было разделено, да и по ширине цеха места для размещения завалочной машины не хватало. Поэтому требовалось переделать пространство рабочей площадки с изменением конструкции здания. Для этого нужно было изменить и ландшафт, обеспечив прокладку железнодорожных путей к цеху. Чертежи для устройства площадки были изготовлены конструкторским бюро нашего завода. В акте № 10 по осмотру, приемке и сдаче в эксплуатацию пристроя здания указываются следующие работы:


«1. площадки у каждой мартеновской печи усилены, расширены и соединены в одну общую;

2. по периметру новой площадки возведён новый пристрой холодного типа с металлическим остовом;

3. для подачи – подвозки мульд с шихтой к печам, возле пристроя возведена земляная насыпь и по ней уложены два узкоколейных ж/д пути с укладкой вновь двух стрелок;

4. имевшиеся ранее надземные газопроводы от генераторов к печам, переделаны и опущены вниз и проходят в теле насыпи в особых двух тоннелях, стенки которых сложены из кирпича и имеют металлические рельсовые перекрытия под рабочей площадкой».


Машина была сдана в пробную эксплуатацию 1 июня 1937 года. В местной прессе это не было освещено, может быть потому, что официальная приёмка всего комплекса работ проводилась в декабре 1937 г, но упоминания о работе завалочной машины в газетных материалах имеются. В том числе и в связи с кампанией по рабочему изобретательству, которая широко проводилась в стране.


«Для обеспечение возможности использования машины сделаны следующие замены: мотор поворота хобота заменён; поставлен новый хобот изменённой конструкции; чугунная коробка скоростей заменена новой сварной железной; за неимением резиновых бандажей машина работает на сборных деревянных, что ухудшает полезную работу машины».


Данные недочеты проявились сразу, потому что уже в сентябре в одной из критических статей, опубликованных в «Тагильском рабочем» по поводу отношения заводского руководства к рабочему изобретательству, упоминается о предложениях работников мартеновского цеха: « Больше месяца не рассмотрены предложения машиниста садочной машины т. Тумачека «Изменение конструкции колёс садочной машины» и т. Миронова «Изменение шпинделя садочной машины».


Кроме того, при установке машины предусматривалось изготовление изложниц для разлива стали, мульд для доставки шихты к печам, «вагонов-площадок» для них. Всё это изготавливалось своими силами на заводе, о чём свидетельствует протокол технического совещания, проходившего в сентябре 1937 гпод руководством главного. инженера завода А. В. Горшкова, где детально расписывались все работы по данным направлениям, с обозначением сроков выполнения под контролем начальников цехов. К концу года 9 штук железнодорожных вагонеток для мульд, 66 штук мульд, были изготовлены и переданы в эксплуатацию.


Механизация завалки мартеновских печей - одного из наиболее тяжёлых и трудоёмких процессов, позволила повысить производительность труда и участвовать в соцсоревнованиях.



Новая решающая сила (2).jpg




В 1985 году завалочная машина Пруденко заняла место на выставке старой техники перед зданием музея. (автор Л.П. Малеева). Позже была перенесена в экспозицию мартеновского цеха музея-завода.


Г.А. Осетрова, научный сотрудник музея-заповедника "Горнозаводской Урал"