Золотой век паспарту
Рассматривая семейные альбомы конца ХIХ – начала ХХ века, всегда поражаешься мастерству оформления фотографии, достигшему в ту пору высот истинного искусства. Паспарту – это многослойный картон, предназначенный для оформления фото, которое на него плотно наклеивалось. Даже в семейных альбомах в то время делали не кармашки для вкладывания снимка, а сквозные рамки в странице, чтобы видно было не только лицевое изображение фото, но и оборот с фирменными изображениями фотосалона и возможными памятными надписями изображенного лица. Кроме того, паспарту способствовало сохранению фотографии.
К концу ХIХ столетия паспарту являлись визитной карточкой фотографа и одновременно его рекламным объявлением.
Что же можно было узнать из такой «рекламы»? Давайте разберемся на примере одной фотографии из фондов Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал».
Владимир Владимирович Грум-Гржимайло, студент Кораблестроительного Отделения Петроградского Политехнического Института. Нач. ХХ в.
Перед нами портрет Володи Грум-Гржимайло, сына знаменитого металлурга, профессора Владимира Ефимовича Грум-Гржимайло. Фотография была сделана в 1915 году. Снимок наклеен на картонное паспарту. Особый интерес представляет его оборотная сторона. Как правило, здесь фотограф указывал важные для него и полезные для клиентов сведения. В первую очередь, свое имя. В нашем случае, это известный петербургский профессиональный фотограф Александр Оцуп. Он был фотографом Ведомства учреждений Императрицы Марии Федоровны, удостоился высочайших наград и благодарностей Императорского Двора и должности придворного фотографа Николая II. А. Оцуп официально именовался «поставщиком и придворным фотографом», т.е. имел право снимать для прессы публичную жизнь царской семьи и изготавливать фотокарточки императорской фамилии.
Из сведений, указанных на паспарту, мы знаем, что фотограф имел три мастерские. Две из них располагались в центре Петрограда, а одна в Красном селе. Дело в том, что летом было модно выезжать на дачи, город пустел. И некоторые фотографы в поисках выгодной работы закрывали свою петербургскую фотографию и отправлялись на заработки в окрестные дачные места. Кроме этого, на паспарту мы видим многочисленные медали и награды, которыми был отмечен фотограф, что говорит о высоком качестве его работы.
Еще одна необычная надпись, которую не встретишь на паспарту тагильских фотографов, – «подъемная машина». Для Нижнетагильского поселка начала XX века надпись странная и не совсем понятная.
Фирменный бланк фотоателье А. Оцупа
Для жителей же Петрограда того времени все было ясно и понятно. Мастерская А.Оцупа располагалась на верхнем этаже здания на Невском проспекте и предприимчивый фотограф указал, что в доме действует «подъемная машина», то есть лифт, и клиентам не надо напрягаться, поднимаясь на верхний этаж. (Кстати, этот лифт в здании «Пассажа» до сих пор существует, вернее, сохранилась кованая шахта, а кабина была заменена на современную).
Высокая культура оформления паспарту просуществовала сравнительно недолго и уже в период Первой мировой войны стала утрачиваться. После революции этот процесс еще больше ускорился. Так закончился «золотой век» бытовой фотографии, воспоминания о котором сохранили лишь старые семейные альбомы, большинство которых сегодня являются музейными экспонатами.
Оксана Грошева, зав. Краеведческой библиотекой музея-заповедника