Aa Aa Aa
Aa Aa Aa
Aa Aa Aa
Обычная версия
Научная деятельность

Луиза Броньяр

луиза броньяр





В Нижнетагильском музее-заповеднике хранится прекрасный образец детского портрета XVIII века - это гипсовая реплика модели 1777 года французского скульптора, мастера портрета Жана Антуана Гудона (1741-1828) «Луиза Броньяр», выставленной в Салоне на одной из самых престижных художественных выставок Франции. На протяжении трех веков участие в выставке было обязательным для всех французских художников, желавших завоевать известность. В XVII в. выставки проходили во дворце Ришелье раз в два года, а с XVIII в. в Квадратном салоне Лувра, благодаря чему за ней закрепилось неформальное название Салон. На Салоне 1777 года были выставлены два портретных бюста - Александра и Луизы Броньяр. Это два детских парных портрета, детей французского архитектора Александра Теодора Броньяра, друга Гудона.




луиза броньяр







Они стали одними из самых популярных среди бюстов Гудона и воспроизводились в бесчисленных вариантах и всевозможных материалах. Воспроизведению многочисленных реплик, очевидно, способствовало широкое развитие кабинетной скульптуры в начале XIX века. Небольшими фигурками и скульптурными группами украшали домашние кабинеты, гостиные, приемные врачей и юристов, дворцы великосветской знати, уютно размещая их на рабочем столе, камине или книжной полке.


Кем и когда была выполнена гипсовая отливка - выявить пока не удалось. Известно, что подобная отливка, но из бронзы, имеется в московском музее им. Пушкина и в Эрмитаже. В нашем собрании находится реплика только девочки, предположительно, отлитая в первой половине XX века.


Круглая скульптура представляет маленькую девочку, изображенную в пятилетнем возрасте. Мягкими округлыми линиями скульптор передал нежность детского лица. Волосы Луизы собраны наверху и подвязаны широкой лентой. Взгляд внимательный и серьезный. Легкий поворот головы Луизы пробуждает желание обойти скульптуру кругом, поймать взгляд девочки.


Благодаря ограниченному тиражу отливок и высокому качеству проработки форм кабинетная скульптура и поныне остается предметом собирательства, как в музейных, так и частных коллекциях. В собрание музея-заповедника скульптура поступила вместе с комплексом актрисы Нижнетагильского драмтеатра Марии Алексеевны Стрелковой.




 Марина Юрьевна Казакова, научный сотрудник отдела фондов музея-заповедника «Горнозаводской Урал», искусствовед.