Томский, Рассказов, Сибиряк: кто скрывается под псевдонимом?
Анонимные литературные произведения (без подписи автора) или под вымышленным именем (псевдонимом) известны еще до того, как было придумано книгопечатание. Иногда авторы не оставляли своего имени только под некоторыми сочинениями, в некоторых случаях – под всеми.
Хранили инкогнито по разным причинам: неблагозвучность фамилии, боязнь преследования или критики, сокрытие общественного положения или просто скромность и равнодушие к славе. Часто псевдонимы придумывали в погоне за модой. Иногда - чтобы ввести читателя в заблуждение, и он задумался над вопросом: кто прячется под псевдонимом?
Часто, выбирая псевдоним, автор стремился не маскировать свое имя, а подчеркнуть профессию, национальность, значимую для себя местность, положение в обществе, особенность характера, линию творчества.
Порой писатель шел дальше, желая, чтобы читатель представлял его не тем, кем он был в действительности: подписывался фамилией реального человека, женщина брала мужское имя, мужчина – женское. Есть случаи, когда за автора выдавался литературный герой, или произведение подписывалось фамилией, которая давала ложное впечатление о национальности, или псевдоним скрывал количество авторов: один выдавался за несколько и наоборот. Таким образом, создавалась «литературная маска», выдаваемая за реального человека, которому приписывалось авторство.
Псевдонимы изучают, как один из показателей литературного процесса. Библиографы определяют принадлежность псевдонима, а литературоведы изучают причины соблюдения авторами инкогнито. Так советский библиограф И. Ф. Масанов составил словарь псевдонимов, содержащий свыше 80 тыс. псевдонимов русских писателей, ученых, общественных деятелей. В Краеведческой библиотеке музея-заповедника хранится три из четырех томов наиболее полного издания словаря 1956-1960 годов.
2022 год объявлен в Свердловской области годом известного уральского писателя Д.Н. Мамина-Сибиряка (1852-1912). Дмитрий Наркисович Мамин – настоящее имя писателя, однако большую часть жизни он творил под псевдонимами, которых у него было 20.
В словаре И. Ф. Масанова можно увидеть 19 псевдонимов, которые использовал Д. Н. Мамин-Сибиряк:
Баш-Курт; Д.; Д. М; Д. Н. М.; М.; М-ин.; М-ин; Д.; Мамин-Сибиряк; Мамин-Сибиряк Д.; Мамин-Сибиряк, Д. Н.; Оник; С-к, Д.; С-ряк, .Д.; Седой; Сибиряк, Д.; Томский, А.; Томский, Е.;— ъ; N.
В книге В. Г. Дмитриева «Придуманные имена» читаем еще об одном псевдониме писателя – Рассказов.
Молодой автор пытался избежать прямой критики так же, как и другие писатели, ставшие потом знаменитыми. Первые произведения выпускал под псевдонимами, либо ограничивался инициалами. Как пишет Н. К. Гудзий, автору «практически всего выгоднее было, укрывшись за спиной псевдонима, выждать, какой прием встретит книга, а затем открыть или не открывать свое имя, в зависимости от успеха или неуспеха».
Возможно, считая свою фамилию обыденной, Дмитрий Наркисович пытался заменить ее более изысканным псевдонимом. «Пробовал я подписываться Рассказов и Томский, - не то! - вспоминает автор «Горного гнезда». - А мою фамилию еще в бурсе просмеяли: мы, мол, все мамины, почему не тятин». Решили, самый подходящий псевдоним - Сибиряк. Ведь Екатеринбург - за Уралом, и в представлении «российских» Сибирь и Зауралье сливаются в одно понятие» [К. Боголюбов. Мамин-Сибиряк. Свердловск. 1949. С. 92].
Дмитрий Наркисович, публикуясь ради заработка в периодической печати, иногда ограничивался только инициалами, одним из псевдонимов был «-Ъ», также он подписывался как: Д., Д. М., Д. Н. М., М. Как и многие другие авторы, Мамин пользовался распространенной подписью N. являющейся сокращением от латинского слова Nemo (никто). Такую подпись под небольшими статьями оставляли десятки авторов, так как это был простейший способ сохранить инкогнито, не обременяя себя придумыванием псевдонима или зашифровкой фамилии. Иногда от фамилии оставалось начало и конец, а середина заменялась точками и тире. У Дмитрия Наркисовича это псевдонимы: М—ин; М—ин, Д.; С—к, Д.; С—ряк, Д.; С-ряк, Д. Дмитрий Наркисович имел несколько «литературных масок» - Баш-Курт и Оник - под этими псевдонимами он публиковал свои этнографические статьи и статьи на уральскую тематику.
Для своего первого опубликованного романа «В водовороте страстей» (1876), писатель выбрал псевдоним Е. Томский. Путь в большую литературу оказался непростым: роман был раскритикован настолько, что Дмитрий Наркисович хотел оставить писательство, но не позволили денежные затруднения. Будучи студентом, Мамин сблизился с репортерским сообществом Петербурга, которое приучило его к литературному ремесленничеству. Первые произведения были «ради хлеба насущного». Как газетный репортер он писал короткие статьи по заданиям различных газет. Краеведческая библиотека Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал», богата книжными редкостями. В газетном фонде библиотеки есть несколько экземпляров петербургской газеты «Неделя». В № 19 от 10 мая 1881 года опубликован очерк «На Чусовой». Подпись: С. К. Расшифровывается этот псевдоним как крайние буквы другого, гораздо более известного псевдонима – Сибиряк. Крупные романы «Приваловские миллионы», «Горное гнездо», «Три конца» - писатель опубликовал позднее именно под именем Д. Сибиряка. В дальнейшем автор объединил фамилию Мамин и псевдоним Сибиряк. Произошла эволюция – писатель стал носить двойную фамилию Мамин-Сибиряк, появившуюся благодаря псевдониму.
Л. В. Герасимова, библиотекарь Краеведческой библиотеки Нижнетагильского музея-заповедника "Горнозаводской Урал"