Тагильские литераторы: Владимир Печёнкин.
С давних пор Нижний Тагил славился величественностью и красотой природы, разнообразием полезных ископаемых, промышленностью, но главное богатство города – люди – мастера своего дела, изобретатели, умельцы. А между тем, Тагил – город не только трудовой славы. Немало в Нижнем Тагиле одарённых, творческих людей.
Литературная жизнь нашего города начала бурно развиваться в 1920-е гг. Литкружок, созданный писателем А. П. Бондиным (1882-1939), был первым шагом в этом направлении. Позднее кружок перерос в литературное объединение при редакции газеты «Тагильский рабочий». Литобъединение просуществовало до 1990-х гг. С 1992 г. при Мемориально-литературном музее А. П. Бондина работает литературная студия «Ступени», продолжающая традиции литкружка и литобъединения. Членами литературного объединения при редакции газеты «Тагильский рабочий» были люди совершенно разных профессий: врачи, учителя, журналисты, шахтёры, строители, рабочие и др.
Одним из представителей литобъединения был тагильчанин В.К. Печёнкин (1925-1992), фронтовик, встретивший Победу в Одессе в составе войск Черноморского флота. После войны продолжил службу в армии. В начале 1960-х гг. вернулся в Тагил.
Творческие интересы Владимира Константиновича были весьма разнообразны. Не случайно литературные критики называли его «писателем разных жанров». Печёнкин – автор романов, повестей, публицистических работ, стихов, но особенно широко представлен в его творчестве жанр юмористических рассказов.
В 1968 г. вышла первая книга писателя «Исказительницы». Всего им было написано и опубликовано более 200 юмористических произведений. Его рассказы охотно печатали не только в местной периодике, но и в таких серьёзных изданиях как «Урал», « Огонёк», «Уральский следопыт».
В своих произведениях автор не поднимал выдуманных проблем – как любой неравнодушный человек, не мог не реагировать на окружающую обстановку. Рассказы его просты, даже будничны, но бич сатирика бьёт в них по воровству на производстве, по всевозможным припискам, по имитации бурной деятельности, по «жизненной» необходимости существования определённой должности и по многому другому, что было злободневно в прошлом веке и остаётся актуальным сегодня.
Герой рассказов Печёнкина – обычный рабочий, простачок со своим простецким языком, употребляющий порой весьма «солёное» словцо. Он не передовик производства, не новатор, но и не критик, не скандалист. Он просто видит все недостатки, которые мешают ему жить и нормально работать.
Также в своих сатирических произведениях автор затрагивает и бытовые темы, подчас весьма забавные.
Наряду с произведениями юмористического жанра, Владимир Константинович писал исторические рассказы. Книга «Варнацкий долг» (1971) о прошлом Урала, о времени крепостного права. В продолжение этой темы в 1982 г. вышла книга «Владыка Усть-Выми» – об историческом конфликте между русскими поселенцами и местными жителями. Роман «Лазутчик Ясырь» (1991) – о походе русского войска против хана Кучума.
Как бы ни был широк круг тем и проблем, волновавших писателя, главной всегда оставалась тема родного края, исторического прошлого, размышления о будущем Урала и России.
Первое крупное произведение писателя – фантастико-приключенческий роман «Два дня Вериты» (1973). В нём действие происходит уже в XX веке, в вымышленной стране, где изобрели машину, заставляющую говорить только правду. Здесь поднимается философско-риторический вопрос: нужна ли абсолютная правда в обществе?
Много сил, труда и времени в последние годы В. К. Печёнкин отдавал художественному исследованию проблемы нравственного становления личности, воспитания, ответственности старших за поступки сегодняшних подростков. Впервые эта тема прозвучала в повести «Отцы», опубликованной в журнале «Человек и закон» № 4, 5 в 1979 г. За создание этой повести и рассказа «Последний рейс» писатель был удостоен Диплома и премии (II место) на Всесоюзном литературном конкурсе на лучшее произведение о милиции, проводившимся Союзом писателем и МВД СССР. Повесть «Отцы» была инсценирована в Закарпатском народном музыкально-драматическом театре г. Бучатска (Тернополь), позднее спектакль был поставлен и на Свердловском телевидении. Неоднократно писатель обращался к этой теме в документальных повестях, публицистике, а также в сборнике «И посади дерево» (1979). В книге четыре повести – четыре судьбы. Герой каждой из них – наш современник из рабочей среды, которого автор хорошо знал по совместной работе на Нижнетагильском металлургическом комбинате.
Прослеживая судьбы своих героев почти с детских военных и послевоенных лет, писатель находит в их жизни моменты, которые наиболее убедительно демонстрируют, как формируется характер, личность молодого человека. Он рассуждает о чести, уважении к труду и приходит к выводу, что только любимая работа приносит моральное удовлетворение, возвышает человека до творчества, до высот мастерства.
С годами тема формирования личности человека все больше увлекала писателя. Он много общался с работниками милиции (ныне – полиции), суда, знакомился с уголовными делами, размышляя над вечной проблемой: преступление и неотвратимость наказания.
Публицистические статьи, очерки, художественные рассказы и повести составили немалый пласт произведений детективного жанра в творчестве В. Печёнкина. Сборник «Неотвратимость» составлен из детективных историй-повестей, в большинстве своём опубликованных ранее в периодике. На остросюжетном материале показана борьба за судьбу человека, сделан вывод о неотвратимости наказания за зло, причинённое людям. Героями детективных произведений писателя являются чаще всего молодые люди, но обращены произведения ко взрослому читателю.
В 1977 г. Владимир Константинович был принят в члены Союза писателей СССР.
10 марта 1992 г. В. К. Печёнкин скончался, спеша на очередную творческую встречу со своими читателями. После его смерти архив писателя был передан вдовой в Музей-заповедник «Горнозаводской Урал».
Наталья Владимировна Малятина, зав. Мемориально-литературным музеем А.П. Бондина
Литературная жизнь нашего города начала бурно развиваться в 1920-е гг. Литкружок, созданный писателем А. П. Бондиным (1882-1939), был первым шагом в этом направлении. Позднее кружок перерос в литературное объединение при редакции газеты «Тагильский рабочий». Литобъединение просуществовало до 1990-х гг. С 1992 г. при Мемориально-литературном музее А. П. Бондина работает литературная студия «Ступени», продолжающая традиции литкружка и литобъединения. Членами литературного объединения при редакции газеты «Тагильский рабочий» были люди совершенно разных профессий: врачи, учителя, журналисты, шахтёры, строители, рабочие и др.
Одним из представителей литобъединения был тагильчанин В.К. Печёнкин (1925-1992), фронтовик, встретивший Победу в Одессе в составе войск Черноморского флота. После войны продолжил службу в армии. В начале 1960-х гг. вернулся в Тагил.
Творческие интересы Владимира Константиновича были весьма разнообразны. Не случайно литературные критики называли его «писателем разных жанров». Печёнкин – автор романов, повестей, публицистических работ, стихов, но особенно широко представлен в его творчестве жанр юмористических рассказов.
В 1968 г. вышла первая книга писателя «Исказительницы». Всего им было написано и опубликовано более 200 юмористических произведений. Его рассказы охотно печатали не только в местной периодике, но и в таких серьёзных изданиях как «Урал», « Огонёк», «Уральский следопыт».
В своих произведениях автор не поднимал выдуманных проблем – как любой неравнодушный человек, не мог не реагировать на окружающую обстановку. Рассказы его просты, даже будничны, но бич сатирика бьёт в них по воровству на производстве, по всевозможным припискам, по имитации бурной деятельности, по «жизненной» необходимости существования определённой должности и по многому другому, что было злободневно в прошлом веке и остаётся актуальным сегодня.
Герой рассказов Печёнкина – обычный рабочий, простачок со своим простецким языком, употребляющий порой весьма «солёное» словцо. Он не передовик производства, не новатор, но и не критик, не скандалист. Он просто видит все недостатки, которые мешают ему жить и нормально работать.
Также в своих сатирических произведениях автор затрагивает и бытовые темы, подчас весьма забавные.
Наряду с произведениями юмористического жанра, Владимир Константинович писал исторические рассказы. Книга «Варнацкий долг» (1971) о прошлом Урала, о времени крепостного права. В продолжение этой темы в 1982 г. вышла книга «Владыка Усть-Выми» – об историческом конфликте между русскими поселенцами и местными жителями. Роман «Лазутчик Ясырь» (1991) – о походе русского войска против хана Кучума.
Как бы ни был широк круг тем и проблем, волновавших писателя, главной всегда оставалась тема родного края, исторического прошлого, размышления о будущем Урала и России.
Первое крупное произведение писателя – фантастико-приключенческий роман «Два дня Вериты» (1973). В нём действие происходит уже в XX веке, в вымышленной стране, где изобрели машину, заставляющую говорить только правду. Здесь поднимается философско-риторический вопрос: нужна ли абсолютная правда в обществе?
Много сил, труда и времени в последние годы В. К. Печёнкин отдавал художественному исследованию проблемы нравственного становления личности, воспитания, ответственности старших за поступки сегодняшних подростков. Впервые эта тема прозвучала в повести «Отцы», опубликованной в журнале «Человек и закон» № 4, 5 в 1979 г. За создание этой повести и рассказа «Последний рейс» писатель был удостоен Диплома и премии (II место) на Всесоюзном литературном конкурсе на лучшее произведение о милиции, проводившимся Союзом писателем и МВД СССР. Повесть «Отцы» была инсценирована в Закарпатском народном музыкально-драматическом театре г. Бучатска (Тернополь), позднее спектакль был поставлен и на Свердловском телевидении. Неоднократно писатель обращался к этой теме в документальных повестях, публицистике, а также в сборнике «И посади дерево» (1979). В книге четыре повести – четыре судьбы. Герой каждой из них – наш современник из рабочей среды, которого автор хорошо знал по совместной работе на Нижнетагильском металлургическом комбинате.
Прослеживая судьбы своих героев почти с детских военных и послевоенных лет, писатель находит в их жизни моменты, которые наиболее убедительно демонстрируют, как формируется характер, личность молодого человека. Он рассуждает о чести, уважении к труду и приходит к выводу, что только любимая работа приносит моральное удовлетворение, возвышает человека до творчества, до высот мастерства.
С годами тема формирования личности человека все больше увлекала писателя. Он много общался с работниками милиции (ныне – полиции), суда, знакомился с уголовными делами, размышляя над вечной проблемой: преступление и неотвратимость наказания.
Публицистические статьи, очерки, художественные рассказы и повести составили немалый пласт произведений детективного жанра в творчестве В. Печёнкина. Сборник «Неотвратимость» составлен из детективных историй-повестей, в большинстве своём опубликованных ранее в периодике. На остросюжетном материале показана борьба за судьбу человека, сделан вывод о неотвратимости наказания за зло, причинённое людям. Героями детективных произведений писателя являются чаще всего молодые люди, но обращены произведения ко взрослому читателю.
В 1977 г. Владимир Константинович был принят в члены Союза писателей СССР.
10 марта 1992 г. В. К. Печёнкин скончался, спеша на очередную творческую встречу со своими читателями. После его смерти архив писателя был передан вдовой в Музей-заповедник «Горнозаводской Урал».
Наталья Владимировна Малятина, зав. Мемориально-литературным музеем А.П. Бондина