Люди музейные. Революция не пострадает, если музей закроется
В августе 1930 г. указом НКВД СССР было ликвидировано Тагильское общество изучения местного края (ТОИМК), работавшее в тесном контакте с краеведческим музеем.
Несколькими месяцами ранее было закрыто, а затем взорвано здание Входо-Иерусалимского собора XVIII века, поставленное учет Главнауки одним из первых. Выстроенное Никитой Акинфиевичем Демидовым «во исполнение воли и желания» его отца, создателя тагильского завода Акинфия Никитича, как предполагают, по проекту известного московского зодчего К.И. Бланка, оно отличалось несравненным по изяществу, красоте и стилистической целостности барочным убранством интерьера. В середине 1920-х годов по договору, подписанному с общиной верующих, не имевшей финансовой возможности поддерживать здание в должном состоянии, оно было передано музею, разместившему в нем художественный и - дань времени – антирелигиозный отделы.
Впечатляющую картину разрушения собора и «вытряхивания» из него музея запечатлела Т.К. Боташева: «В 6 часов утра пришли рабочие и начали ломать здание. Словцов…потребовал прекращения работ, его слушать отказались. Если бы не самоотверженная работа штата музея, решившего пренебречь опасностью и выносить [экспонаты] …в атмосфере летевших стекол, кирпичей, треска выламываемых связей, то имущество ценностью более чем на [пропуск в тексте – Авт.] рублей погибло бы. Впечатление было такое, как будто упорно преследуют цель уничтожить все, что было в соборе. На все заявления завгорместхозом резонировал: «Революция от этого не пострадает, если музей закроется».
А в 1934 году весь первый состав научных сотрудников музея во главе с директором был арестован. Сотрудникам, самоотверженно восстановившим распыленные коллекции и в течение десяти лет неустанно пополнявшим их, инкриминировалось хищение экспонатов. Однако опубликованные недавно документы неопровержимо свидетельствуют о чисто политическом характере «музейного дела». Арест замечательных энтузиастов, всецело преданных музейному делу и сумевших за десять лет создать один из наиболее авторитетных исследовательских и культурно-просветительских центров на Урале, сказался для музея резким снижением его уровня в предвоенное десятилетие.
В этом году у Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал» круглая дата – 180 лет. Это одно из крупнейших и старейших музейных объединений Урала. И в этом большая заслуга первых советских музейщиков, которые жестоко пострадали за свой самоотверженный и вдохновенный труд. Сегодня мы с благодарностью размещаем фотографии лишь некоторых из сотен раритетов, которые мы сегодня можем увидеть исключительно благодаря их усилиям.
С.А. Клат, главный специалист Нижнетагильского музея-заповедника
Несколькими месяцами ранее было закрыто, а затем взорвано здание Входо-Иерусалимского собора XVIII века, поставленное учет Главнауки одним из первых. Выстроенное Никитой Акинфиевичем Демидовым «во исполнение воли и желания» его отца, создателя тагильского завода Акинфия Никитича, как предполагают, по проекту известного московского зодчего К.И. Бланка, оно отличалось несравненным по изяществу, красоте и стилистической целостности барочным убранством интерьера. В середине 1920-х годов по договору, подписанному с общиной верующих, не имевшей финансовой возможности поддерживать здание в должном состоянии, оно было передано музею, разместившему в нем художественный и - дань времени – антирелигиозный отделы.
Впечатляющую картину разрушения собора и «вытряхивания» из него музея запечатлела Т.К. Боташева: «В 6 часов утра пришли рабочие и начали ломать здание. Словцов…потребовал прекращения работ, его слушать отказались. Если бы не самоотверженная работа штата музея, решившего пренебречь опасностью и выносить [экспонаты] …в атмосфере летевших стекол, кирпичей, треска выламываемых связей, то имущество ценностью более чем на [пропуск в тексте – Авт.] рублей погибло бы. Впечатление было такое, как будто упорно преследуют цель уничтожить все, что было в соборе. На все заявления завгорместхозом резонировал: «Революция от этого не пострадает, если музей закроется».
А в 1934 году весь первый состав научных сотрудников музея во главе с директором был арестован. Сотрудникам, самоотверженно восстановившим распыленные коллекции и в течение десяти лет неустанно пополнявшим их, инкриминировалось хищение экспонатов. Однако опубликованные недавно документы неопровержимо свидетельствуют о чисто политическом характере «музейного дела». Арест замечательных энтузиастов, всецело преданных музейному делу и сумевших за десять лет создать один из наиболее авторитетных исследовательских и культурно-просветительских центров на Урале, сказался для музея резким снижением его уровня в предвоенное десятилетие.
В этом году у Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал» круглая дата – 180 лет. Это одно из крупнейших и старейших музейных объединений Урала. И в этом большая заслуга первых советских музейщиков, которые жестоко пострадали за свой самоотверженный и вдохновенный труд. Сегодня мы с благодарностью размещаем фотографии лишь некоторых из сотен раритетов, которые мы сегодня можем увидеть исключительно благодаря их усилиям.
Д. Прадье. Распятие Иисуса Христа. Мрамор. 1844 г.
Дарохранительница малахитовая.
Санкт-Петербургская малахитовая фабрика Демидовых. 1852 г.
Стол из первой промышленной меди, добытой на Урале, 1715 г.
Крест напрестольный малахитовый. 1854 г.
Р.Д. Бингам. Фотопортрет Марии Елимовны Демидовой, урожденной княжны Мещерской.
1867-1868 г.
С. Худояров. Мадонна со Святым Себастьяном.
Копия с алтарной картины А. Корреджо. 1840-е гг.
Икона «Св. Анатолий и св. Павел» в серебряном окладе. 1837 г.
С.А. Клат, главный специалист Нижнетагильского музея-заповедника