Из истории старинных часов…
В экспозиции Историко-технического музея «Дом Черепановых» представлен необычный для сегодняшнего времени предмет интерьера – напольные часы I пол. XIX в. Кто является автором этих часов? Как они попали в коллекцию музея? Ответим на эти вопросы в этом материале.
Известно, что напольные часы появились в XVII в. Они сочетали в себе элементы настенных и башенных часов: корпус был выполнен в виде высокого шкафчика, вверху находился сам часовой механизм, закрытый, как правило, стеклянной дверцей, а нижняя часть с гирями и маятником закрывалась отдельной деревянной дверцей. Напольные часы становятся популярными в XVIII -XIX вв. Они служили очень важной частью интерьера дома, свидетельствовали о респектабильности и вкусе хозяев.
Возможно, тагильские часы находились в здании Главного управления Нижнетагильским горнозаводским округом Демидовых.
На циферблате часов – гравировка с датой создания и указанием имени автора: «Въ Нижнетагильскомъ Заводе Мастеръ Иванъ Козопасовъ 1844 года».
Часовой механизм оснащён маятником, двумя гирями и сигнальными колокольчиками для часового боя.
Часы находятся в высоком деревянном футляре, украшенном объёмными картинками в восточном стиле. Возможно, это было связано с модой в Европе во II пол. XVIII века на всё восточное (колониальное). Роспись футляра выполнена в технике «объемной краски» (папье-маше с лакировкой), которая придает изображению эффект «резьбы». Такая техника была известна в Европе уже в XVIII в. Где и когда был изготовлен футляр, неизвестно, но значительно раньше, чем сам часовой механизм. Вероятно, первоначально в деревянном корпусе мог находиться другой часовой механизм, а позднее в нем были установлены уже часы Ивана Козопасова.
Кто же такой Иван Козопасов?
О мастере сохранилось очень мало сведений. Возможно, что часовой мастер– это Иван Козопасов, сын талантливого тагильского мастера I пол. XIX в. Степана Ефимовича Козопасова, который создал штанговые машины для откачивания воды из шахт Меднорудянского рудника. Степан Козопасов был известным механиком-изобретателем, конструкции его заводских механизмов всегда отличались оригинальностью.
С.Е. Козопасов, до создания паровоза Е.А. и М.Е. Черепановыми, предложил проект чугунной дороги с канатной тягой для перевозки медных руд на специальных тележках с Меднорудянского рудника на Нижнетагильский завод.
Интересен тот факт, что Степан Козопасов был учеником Егора Григорьевича Кузнецова, талантливого тагильского мастера XVIII в., автора знаменитых «механических диковинок» – музыкальных дрожек и Астрономических часов. Вероятно, С.Е. Козопасов, обучаясь в «слесарной избе» Е. Г. Кузнецова, узнал секреты часового мастерства от него, а может быть, от своего отца Ефима Алексеевича Козопасова, который работал слесарем на Нижнетагильском заводе и был часовым мастером.
Дело деда продолжил внук – Иван Козопасов. Подтверждение этой версии – письмо С.Е. Козопасова Н.Н. Демидову (от 6.08.1826 г.): «… Иван (прим. 9 лет) обучается грамоте, по слабости своего здоровья при доме, а не в училище, при обучении же его грамоте и письму, я намерен приучать его своему мастерству, т.к. я имею собственного механического инструменту на 1200 рублей и есть ли отдать мне детей моих в школу, то должна стать совершенно моя домашняя фабрика и умереть вместе со мною мое механическое искусство, которое хочется мне наследственно чрез детей сделать бессмертным …».
Известно, что старший сын Степана Козопасова– Федор работал сначала на «домашней фабрике» отца, занимаясь изготовлением стенных часов и моделей, в 1836 г. он уже возглавил новое механическое заведение Нижнетагильского завода. Судьба младшего сына Козьмы неизвестна.
В 2019 г. часы Ивана Козопасова благодаря талантливым сотрудникам лаборатории научной реставрации часов и музыкальных механизмов под руководством М.П. Гурьева (Государственный Эрмитаж) вновь стали действующими. После реставрации часы вернулись в коллекцию Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал».
В настоящее время часы Ивана Козопасова находятся в экспозиции Историко-технического музея «Дом Черепановых». Но где часы хранились до 1954 г., когда поступили в фонды музея, до сих пор неизвестно.
Надежда Алексеевна Высоцкая, научный сотрудник музея-заповедника.
Известно, что напольные часы появились в XVII в. Они сочетали в себе элементы настенных и башенных часов: корпус был выполнен в виде высокого шкафчика, вверху находился сам часовой механизм, закрытый, как правило, стеклянной дверцей, а нижняя часть с гирями и маятником закрывалась отдельной деревянной дверцей. Напольные часы становятся популярными в XVIII -XIX вв. Они служили очень важной частью интерьера дома, свидетельствовали о респектабильности и вкусе хозяев.
Возможно, тагильские часы находились в здании Главного управления Нижнетагильским горнозаводским округом Демидовых.
На циферблате часов – гравировка с датой создания и указанием имени автора: «Въ Нижнетагильскомъ Заводе Мастеръ Иванъ Козопасовъ 1844 года».
Часовой механизм оснащён маятником, двумя гирями и сигнальными колокольчиками для часового боя.
Часы находятся в высоком деревянном футляре, украшенном объёмными картинками в восточном стиле. Возможно, это было связано с модой в Европе во II пол. XVIII века на всё восточное (колониальное). Роспись футляра выполнена в технике «объемной краски» (папье-маше с лакировкой), которая придает изображению эффект «резьбы». Такая техника была известна в Европе уже в XVIII в. Где и когда был изготовлен футляр, неизвестно, но значительно раньше, чем сам часовой механизм. Вероятно, первоначально в деревянном корпусе мог находиться другой часовой механизм, а позднее в нем были установлены уже часы Ивана Козопасова.
Кто же такой Иван Козопасов?
О мастере сохранилось очень мало сведений. Возможно, что часовой мастер– это Иван Козопасов, сын талантливого тагильского мастера I пол. XIX в. Степана Ефимовича Козопасова, который создал штанговые машины для откачивания воды из шахт Меднорудянского рудника. Степан Козопасов был известным механиком-изобретателем, конструкции его заводских механизмов всегда отличались оригинальностью.
С.Е. Козопасов, до создания паровоза Е.А. и М.Е. Черепановыми, предложил проект чугунной дороги с канатной тягой для перевозки медных руд на специальных тележках с Меднорудянского рудника на Нижнетагильский завод.
Интересен тот факт, что Степан Козопасов был учеником Егора Григорьевича Кузнецова, талантливого тагильского мастера XVIII в., автора знаменитых «механических диковинок» – музыкальных дрожек и Астрономических часов. Вероятно, С.Е. Козопасов, обучаясь в «слесарной избе» Е. Г. Кузнецова, узнал секреты часового мастерства от него, а может быть, от своего отца Ефима Алексеевича Козопасова, который работал слесарем на Нижнетагильском заводе и был часовым мастером.
Дело деда продолжил внук – Иван Козопасов. Подтверждение этой версии – письмо С.Е. Козопасова Н.Н. Демидову (от 6.08.1826 г.): «… Иван (прим. 9 лет) обучается грамоте, по слабости своего здоровья при доме, а не в училище, при обучении же его грамоте и письму, я намерен приучать его своему мастерству, т.к. я имею собственного механического инструменту на 1200 рублей и есть ли отдать мне детей моих в школу, то должна стать совершенно моя домашняя фабрика и умереть вместе со мною мое механическое искусство, которое хочется мне наследственно чрез детей сделать бессмертным …».
Известно, что старший сын Степана Козопасова– Федор работал сначала на «домашней фабрике» отца, занимаясь изготовлением стенных часов и моделей, в 1836 г. он уже возглавил новое механическое заведение Нижнетагильского завода. Судьба младшего сына Козьмы неизвестна.
В 2019 г. часы Ивана Козопасова благодаря талантливым сотрудникам лаборатории научной реставрации часов и музыкальных механизмов под руководством М.П. Гурьева (Государственный Эрмитаж) вновь стали действующими. После реставрации часы вернулись в коллекцию Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал».
В настоящее время часы Ивана Козопасова находятся в экспозиции Историко-технического музея «Дом Черепановых». Но где часы хранились до 1954 г., когда поступили в фонды музея, до сих пор неизвестно.
Надежда Алексеевна Высоцкая, научный сотрудник музея-заповедника.