Яким Колногоров. У истоков рельсового проката
Развитие железнодорожного транспорта в России начинается с выдающихся уральских крепостных механиков Ефима и Мирона Черепановых. Первый русский паровоз, созданный Черепановыми в 1834 году, стал прорывом в техническом развитии нашего государства. Важно понимать, что над созданием паровоза трудилось много специалистов и мастеров, а каждая деталь паровоза была важной и четко вымеренной.
Первый русский паровоз, или как говорили современники Черепановых, «сухопутный пароход» ходил по специальным чугунным колесопроводам (рельсам). Первая дорога была именно чугунной, собственно ее так и называли «чугунка». Изготавливали рельсы на тагильских заводах, в их создании принимал участие известный мастер-бронзолитейщик Федор Звездин. Первые рельсы были примитивными, даже в некоторой степени топорными. Собственно это не мешало черепановским паровозам перевозить руду с Меднорудянского рудника на Выйский медеплавильный завод.
Первые пассажирские перевозки в России появляются лишь 1837 году, это связано со строительством Царскосельской железной дороги, рельсы и рельсовые принадлежности для которой закупались у Англии и Бельгии, хотя уральские заводы вполне могли бы справиться с этой задачей. Для дороги были закуплены 7 зарубежных локомотивов. Работами Черепановых - никто не поинтересовался.
С появлением необходимости в развитии строительства железных дорог, Демидовы проявляют интерес к производству рельс. Богатая сырьевая база, технические возможности уральских заводов, наличие специалистов стали определяющими условиями для начала рельсового производства.
Вслед за первой, построенной еще в 1837 году, Царскосельской железной дорогой начали строиться Николаевская и Варшавская. Борьба за выгодные и престижные железнодорожные заказы приобретала все большую актуальность. Но для их выполнения необходимо было в короткий срок и в больших масштабах наладить производство качественных рельсов и рельсовых принадлежностей. Серьезного опыта по этой части на демидовских заводах не было, хотя там еще в 1820-30-е гг. в небольших масштабах и исключительно для внутризаводских нужд изготавливались чугунные, а затем и железные рельсы.
Значительный вклад в развитие производства рельс внес уралец Яким Семенович Колногоров (1812-1898). Он сделал блестящую служебную карьеру, пройдя путь от рассыльного в заводской конторе до управляющего округом. С его именем связаны многие технические нововведения на тагильских заводах, но основным принято считать начало рельсового производства.
В 1843 году Яким Семенович был включен в группу специалистов, направленных на Выксунские заводы Шепелевых в Нижегородской губернии. Эти заводы заслуженно считались в то время передовыми. Там раньше, чем на Урале, появились пудлинговые и сварочные печи, а в 40-е годы налаживается массовое производство железных рельсов, получивших высокую оценку специалистов из Ученого горного комитета. По возвращению на Урал в 1845 году Колногоров, получив должность надзирателя Нижнетагильского завода, организует опыты по изучению сравнительных качеств тагильского и выксунского чугуна и по отливке прокатных валов в отражательных печах.
Главное внимание Колногорова было обращено на организацию на Выксунских заводах нового для него пудлингового способа производства железа. В преимущество новой для того времени технологии, в сравнении с использовавшимся в Тагиле старым кричным способом, он поверил сразу. Первые пудлинговые и сварочные печи промышленного назначения появляются на Салдинских заводах: в 1849 году в Нижней Салде и в 1853 году в Верхней Салде. Строились они при участии и под руководством Колногорова, в 1848 году вернувшегося на Салдинские заводы.
В апреле 1848 г. в Нижней Салде были пущены пудлинговые, сварочные и сушильные печи, началось производство пудлингового железа на Тагильских заводах, что вскоре положило начало рельсопрокатному делу.
Главному петербургскому управлению Демидовых в 1851 году удалось добиться крупных заказов на рельсы: сначала для Николаевской, а затем и Варшавской железных дорог. Реализовать их должен был Колногоров на Нижнесалдинском заводе, где уже было освоено пудлингование и имелись достаточно мощные прокатные станы. В этом же году последовало назначение Я.С. Колногорова управителем этого завода.
Для осуществления крупного заказа Я.С. Колногоров с помощниками С. Образцовым и В. Усовым, а также со специалистами из механического цеха Нижнетагильского завода сконструировали механизм для сверления рельсов, усовершенствовали действующие от воды прессы для правки рельсов, установили паровую машину в 215 л.с., которая приводила в действие прокатные станы. По данным 1854 года, среди оборудования рельсовой фабрики Нижнесалдинского завода числилось восемь прессов для правки рельсов, три рельсопрокатных стана и две пилы для обрезки рельсов. Выпуск рельсовых принадлежностей – накладок, подкладок, болтов – был налажен в специальном цехе Нижнетагильского завода.
До нас дошло немало свидетельств о высочайшем качестве рельсов, изготавливаемых в Нижней Салде. В 1857 году по распоряжению заводоуправления в присутствии приемщиков, командированных от управления Варшавской железной дороги, два салдинских рельса были подвергнуты чрезвычайной пробе: каждый из них принял удар чугунной бабы весом в 62 пуда, брошенной с высоты в пять с половиной сажень. Первый рельс при этом согнулся дугой на четыре фута от прямолинейного направления, второй - на три фута и три дюйма. Ни на одном из рельсов не оказалось даже малейшей трещинки.
О великолепном качестве салдинских рельсов ходили легенды. Они благополучно выдержали испытание ударом груза весом до тонны. Даже в изношенном виде они продавались на передел в листовое железо по цене 20% дороже новых английских. Ими обычно заменяли оказавшиеся непрочными заграничные рельсы первой на Урале Горнозаводской железной дороги. На русских и заграничных промышленных выставках салдинские рельсы неизменно удостаивались высших наград. Новую жизнь рельсовому производству Тагильских заводов дало освоение в 70-е годах XIX века передовой технологии получения стали в конверторах и переход на изготовление стальных рельсов. На базе конверторного (бессемеровского) цеха в Нижней Салде с 1875 года стала действовать крупнейшая на Урале новая рельсовая фабрика.
Основа для этих достижений была заложена Я.С. Колногоровым еще в 40-е годы. К его техническим знаниям и практическому опыту постоянно обращались Демидовы и главное управление при заключении железнодорожных контрактов. Так в 1854 году Колногоров командируется в Петербург «для объяснения по предмету приготовления рельсов для Варшавской железной дороги». В столицу он вез разработанный им проект контракта, который был утвержден, а заказ успешно выполнен.
Второй раз в Петербург Колногоров был послан 1 июня 1858 года и пробыл там 3,5 месяца. На этот раз он участвовал в разработке нового, еще более масштабного контракта на 750 тысяч пудов рельсов и 50 тысяч пудов рельсовых принадлежностей.
Заслуги Колногорова не остались без вознаграждений. За период с 1854 по 1858 гг. ему дважды повышали жалование, а в мае 1861 года «за содействие в выделке рельсов на Тагильских заводах» выдали в виде премии огромную по тем временам сумму в 10 тысяч рублей». Так высоко была оценена Демидовыми и их управлением роль Я.С. Колногорова в создании рельсового производства, которое буквально спасло заводы в тяжелое для них время и в дальнейшем продолжало приносить колоссальную прибыль.
Благодаря техническому таланту и организационным способностям Я.С. Колногоров прошел серьезный карьерный путь и смог реализовать крупные и важные проекты, которые значительно расширили возможности уральского производства и оказали большое влияние на развитие железных дорог по всей России.
Юлия Юрьевна Коновалова, научный сотрудник музея-заповедника
Первый русский паровоз, или как говорили современники Черепановых, «сухопутный пароход» ходил по специальным чугунным колесопроводам (рельсам). Первая дорога была именно чугунной, собственно ее так и называли «чугунка». Изготавливали рельсы на тагильских заводах, в их создании принимал участие известный мастер-бронзолитейщик Федор Звездин. Первые рельсы были примитивными, даже в некоторой степени топорными. Собственно это не мешало черепановским паровозам перевозить руду с Меднорудянского рудника на Выйский медеплавильный завод.
Первые пассажирские перевозки в России появляются лишь 1837 году, это связано со строительством Царскосельской железной дороги, рельсы и рельсовые принадлежности для которой закупались у Англии и Бельгии, хотя уральские заводы вполне могли бы справиться с этой задачей. Для дороги были закуплены 7 зарубежных локомотивов. Работами Черепановых - никто не поинтересовался.
С появлением необходимости в развитии строительства железных дорог, Демидовы проявляют интерес к производству рельс. Богатая сырьевая база, технические возможности уральских заводов, наличие специалистов стали определяющими условиями для начала рельсового производства.
Вслед за первой, построенной еще в 1837 году, Царскосельской железной дорогой начали строиться Николаевская и Варшавская. Борьба за выгодные и престижные железнодорожные заказы приобретала все большую актуальность. Но для их выполнения необходимо было в короткий срок и в больших масштабах наладить производство качественных рельсов и рельсовых принадлежностей. Серьезного опыта по этой части на демидовских заводах не было, хотя там еще в 1820-30-е гг. в небольших масштабах и исключительно для внутризаводских нужд изготавливались чугунные, а затем и железные рельсы.
Значительный вклад в развитие производства рельс внес уралец Яким Семенович Колногоров (1812-1898). Он сделал блестящую служебную карьеру, пройдя путь от рассыльного в заводской конторе до управляющего округом. С его именем связаны многие технические нововведения на тагильских заводах, но основным принято считать начало рельсового производства.
В 1843 году Яким Семенович был включен в группу специалистов, направленных на Выксунские заводы Шепелевых в Нижегородской губернии. Эти заводы заслуженно считались в то время передовыми. Там раньше, чем на Урале, появились пудлинговые и сварочные печи, а в 40-е годы налаживается массовое производство железных рельсов, получивших высокую оценку специалистов из Ученого горного комитета. По возвращению на Урал в 1845 году Колногоров, получив должность надзирателя Нижнетагильского завода, организует опыты по изучению сравнительных качеств тагильского и выксунского чугуна и по отливке прокатных валов в отражательных печах.
Главное внимание Колногорова было обращено на организацию на Выксунских заводах нового для него пудлингового способа производства железа. В преимущество новой для того времени технологии, в сравнении с использовавшимся в Тагиле старым кричным способом, он поверил сразу. Первые пудлинговые и сварочные печи промышленного назначения появляются на Салдинских заводах: в 1849 году в Нижней Салде и в 1853 году в Верхней Салде. Строились они при участии и под руководством Колногорова, в 1848 году вернувшегося на Салдинские заводы.
В апреле 1848 г. в Нижней Салде были пущены пудлинговые, сварочные и сушильные печи, началось производство пудлингового железа на Тагильских заводах, что вскоре положило начало рельсопрокатному делу.
Главному петербургскому управлению Демидовых в 1851 году удалось добиться крупных заказов на рельсы: сначала для Николаевской, а затем и Варшавской железных дорог. Реализовать их должен был Колногоров на Нижнесалдинском заводе, где уже было освоено пудлингование и имелись достаточно мощные прокатные станы. В этом же году последовало назначение Я.С. Колногорова управителем этого завода.
Для осуществления крупного заказа Я.С. Колногоров с помощниками С. Образцовым и В. Усовым, а также со специалистами из механического цеха Нижнетагильского завода сконструировали механизм для сверления рельсов, усовершенствовали действующие от воды прессы для правки рельсов, установили паровую машину в 215 л.с., которая приводила в действие прокатные станы. По данным 1854 года, среди оборудования рельсовой фабрики Нижнесалдинского завода числилось восемь прессов для правки рельсов, три рельсопрокатных стана и две пилы для обрезки рельсов. Выпуск рельсовых принадлежностей – накладок, подкладок, болтов – был налажен в специальном цехе Нижнетагильского завода.
До нас дошло немало свидетельств о высочайшем качестве рельсов, изготавливаемых в Нижней Салде. В 1857 году по распоряжению заводоуправления в присутствии приемщиков, командированных от управления Варшавской железной дороги, два салдинских рельса были подвергнуты чрезвычайной пробе: каждый из них принял удар чугунной бабы весом в 62 пуда, брошенной с высоты в пять с половиной сажень. Первый рельс при этом согнулся дугой на четыре фута от прямолинейного направления, второй - на три фута и три дюйма. Ни на одном из рельсов не оказалось даже малейшей трещинки.
О великолепном качестве салдинских рельсов ходили легенды. Они благополучно выдержали испытание ударом груза весом до тонны. Даже в изношенном виде они продавались на передел в листовое железо по цене 20% дороже новых английских. Ими обычно заменяли оказавшиеся непрочными заграничные рельсы первой на Урале Горнозаводской железной дороги. На русских и заграничных промышленных выставках салдинские рельсы неизменно удостаивались высших наград. Новую жизнь рельсовому производству Тагильских заводов дало освоение в 70-е годах XIX века передовой технологии получения стали в конверторах и переход на изготовление стальных рельсов. На базе конверторного (бессемеровского) цеха в Нижней Салде с 1875 года стала действовать крупнейшая на Урале новая рельсовая фабрика.
Основа для этих достижений была заложена Я.С. Колногоровым еще в 40-е годы. К его техническим знаниям и практическому опыту постоянно обращались Демидовы и главное управление при заключении железнодорожных контрактов. Так в 1854 году Колногоров командируется в Петербург «для объяснения по предмету приготовления рельсов для Варшавской железной дороги». В столицу он вез разработанный им проект контракта, который был утвержден, а заказ успешно выполнен.
Второй раз в Петербург Колногоров был послан 1 июня 1858 года и пробыл там 3,5 месяца. На этот раз он участвовал в разработке нового, еще более масштабного контракта на 750 тысяч пудов рельсов и 50 тысяч пудов рельсовых принадлежностей.
Заслуги Колногорова не остались без вознаграждений. За период с 1854 по 1858 гг. ему дважды повышали жалование, а в мае 1861 года «за содействие в выделке рельсов на Тагильских заводах» выдали в виде премии огромную по тем временам сумму в 10 тысяч рублей». Так высоко была оценена Демидовыми и их управлением роль Я.С. Колногорова в создании рельсового производства, которое буквально спасло заводы в тяжелое для них время и в дальнейшем продолжало приносить колоссальную прибыль.
Благодаря техническому таланту и организационным способностям Я.С. Колногоров прошел серьезный карьерный путь и смог реализовать крупные и важные проекты, которые значительно расширили возможности уральского производства и оказали большое влияние на развитие железных дорог по всей России.
Юлия Юрьевна Коновалова, научный сотрудник музея-заповедника