Офицер. Педагог. Музейщик
Дорогие друзья!
В 2021 году Нижнетагильскому музею-заповеднику «Горнозаводской Урал» исполняется 180 лет! В связи с этим мы начинаем новую рубрику «Люди музейные», в которой мы расскажем о тех, кто создавал музей и сыграл большую роль в его развитии.
Офицер. Педагог. Музейщик.
Самым удивительным образом эти три, казалось бы, очень разные профессии, совместились в одном человеке, создав тот уникальный характер, который позволил Ивану Григорьевичу Семенову стать человеком неповторимой музейной судьбы, создателем в городе Нижний Тагил крупного многопрофильного музея-заповедника, в состав которого вошел и первый в России завод-музей истории черной металлургии.
Родился Иван Григорьевич 7 февраля 1926 года далеко от Нижнего Тагила – в селе Меховицы Савинского района Ивановской области. Свою огромную неизбывную любовь к своей малой Родине он пронес через всю жизнь.
Подростковые и юношеские годы И.Г. Семенова пришлись на суровые годы войны. И не было тогда желания более притягательного, чем защита Отечества. Поэтому учился в авиационном техникуме в Рыбинске, далее служил на Урале, в Молдавии и за рубежом. Пятнадцать лет Иван Григорьевич отдал этому делу, собирался посвятить военной службе всю свою жизнь. И очень болезненно переживал то, что сокращения в армии при Н.С. Хрущеве заставили его поменять свое дело.
Засел за книги, в 1961 году окончил филологический факультет Нижнетагильского педагогического института. Школа – это место, где были очень рады молодому энергичному директору. И, казалось бы, что свое место в жизни уже найдено, что хлопотные школьные будни - это навсегда. А тут снова перемены в судьбе – предложили возглавить краеведческий музей. Предложение исходило из горкома КПСС, без одобрения которого не проходило тогда ни одно назначение на руководящую должность. Сам Иван Григорьевич не был обрадован такому предложению, поскольку мыслил свою дальнейшую жизнь педагогом. Но с другой стороны партийная дисциплина в то время была строгой, и решения горкома не обсуждались. Так, в больших сомнениях, И.Г. Семенов вошел в стены краеведческого музея.
- В школе – уроки, творческий учебный процесс, шумные эмоции ребят на перемене, а здесь в музее – тишина! Картины висят, бабушки-смотрители в экспозиционных залах сидят, а что я буду тут делать? - вспоминает Иван Григорьевич.
Благодаря службе в армии и работе в школе, И.Г. Семенов обладал немалым организационным опытом, при этом он понимал, что музей – это учреждение научное, и требует к себе особого отношения. А тогда в 1970-е годы, задачи вырастали одна за другой. Усиленное комплектование фондов требовало и быстрого внедрения собранных экспонатов в экспозиционный и научный оборот. Особенно остро стоял вопрос площадей для хранилищ и новых экспозиций. И.Г. Семенов вникал и контролировал все направления музейной работы, чтобы понимать их суть. Требования, планы иногда казались преувеличенными, завышенными, однако его уверенность, энергия, настойчивость заражали, и уже очень скоро становилось ясно, что выполнение задач вполне реально. Таким образом, пришло понимание и поддержка со стороны коллектива, но надо еще было убедить руководство города в перспективности музея, необходимости его расширения. Так постепенно вынашивалась идея музейного комплекса в Нижнем Тагиле. Ведь в городе сохранилось немало памятников истории и культуры, которые использовались самыми разными способами: под жилые помещения, производственные мастерские и даже под гаражи!
Об истории постепенной передачи зданий памятников истории и архитектуры музею могут поведать целые тома переписки по каждому объекту, где настойчиво доказывается, что использование памятников в музейных целях – это признак цивилизованности города. И в результате всех усилий в 1979 году совместным решением горкома КПСС и исполкома Совета народных депутатов было намечено создать целый комплекс на основе реставрации и музеефикации ряда зданий, являющихся памятниками архитектуры, истории и культуры.
Это была победа! Планы и идеи стали обретать реальные черты. Иван Григорьевич с головой уходит в строительство. Налаживает крепкие связи с архитекторами и строителями города. В Нижнем Тагиле создаются специальные художественно-реставрационные мастерские, которые ведут ремонт зданий. Приходилось решать сотни вопросов по составлению проектной документации, привлечению специалистов – архитекторов, художников, археологов, изысканию строительных материалов и, главное, денег. План создания музейного комплекса включал 15 музейных объектов!
Но дело двигалось. И вот на месте поросшего бурьяном пустыря в центре города у парка им. А.П. Бондина возникают выставки под открытым небом: продукции НТМК и горнозаводской техники, открывается краеведческая библиотека, подходит к концу реставрация Нижних Провиантских складов – будущего фондохранилища, открывается музей истории подносного промысла, завершается капитальный ремонт здания краеведческого музея. А впереди еще больше – реставрация Господского дома, дома Черепановых, Верхних Провианстких складов…
И при таких огромных объемах и напряжении строительно-реставрационных работ ни на день не приостанавливалась вся текущая деятельность музея – научные исследования, командировки в архивы, экспедиции, экскурсии, лекции, выставки. Конечно, все это создавалось трудами, прежде всего коллектива музея, многочисленных его специалистов-энтузиастов, которые увлеченно и самоотверженно работали под руководством И.Г. Семенова, определявшего стратегию и тактику.
Воплощение идеи музеефикации памятников истории и культуры, создания музейного комплекса в жизнь, открытие новых музеев в Тагиле и в других городах и поселках стали предпосылками для создания Нижнетагильского музея-заповедника.
Казалось бы, поставлена сверхзадача, на воплощение которой уйдут годы и годы. Однако в ходе этой работы стало ясно, что одним из важных, центральных объектов музейного комплекса должен стать металлургический завод им.В.В. Куйбышева. Идея создания музея-завода была высказана еще в 1920-е годы А.Н. Словцовым, первым советским директором музея. Старый (демидовский) завод постепенно прекращал производство, давно передав свое первенство Нижнетагильскому металлургическому комбинату, в состав которого и входил. Музейщики обратили внимание на его уникальность, как памятника индустриального наследия. В 1980-е рупором необходимости сохранения его в качестве завода-музея в составе Нижнетагильского музея-заповедника стал Иван Григорьевич. Многие, когда впервые слышали об этой идее, только головой качали – это не реально. Слишком много «но» - совсем разные подчинения – завод им.В.В. Куйбышева состоял в структуре Министерства черной металлургии СССР, а музей – относился к Министерству культуры Российской Федерации. Кроме этого завод – это не экспозиционный зал, - возражали музейщикам, - создать экспозиции на такой территории, обеспечить экспозиционную логику, комфорт и безопасность посетителей?
Вот именно в этой обстановке на «перекрестке» развития музея и проявилась уникальность И.Г. Семенова, как стратега, как человека с неординарным мышлением, оригинальными, не типовыми решениями – то в чем другие видели препятствие он увидел преимущество. Разное подчинение – отлично, у нового музея – завода, будет два родителя – Министерство черной промышленности СССР и Министерство культуры РСФСР! Ивану Григорьевичу удалось создать крепкую команду единомышленников, и не только в стенах музея – ими стали специалисты Нижнетагильского металлургического комбината, и преподаватели и студенты свердловского архитектурного института, и, что очень важно сами ветераны этого старого завода – все они сумели увидеть в этой красивой идее не утопию, а возможность реального её воплощения.
В январе 1987 года совместным Постановлением МК РСФСР и исполкома Свердловского Совета народных депутатов (№ 5124 от 21.01.87 г.) принято решение о создании в Нижнем Тагиле музея-заповедника горнозаводского дела Среднего Урала.
С принятием Постановления о создании музея-заповедника в активной форме начались переговоры с Министерством черной металлургии СССР о передаче вновь созданному музею-заповеднику Нижнетагильского металлургического завода им. В.В. Куйбышева и созданию на его основе музея-завода.
В январе 1989 года на базе старого металлургического завода, основанного Демидовым в 1725 году, был создан первый в России отраслевой музей-завод истории техники черной металлургии, вошедший в состав музея-заповедника.
Это была огромная победа и еще большая ответственность.
Была разработана глубоко продуманная комплексная программа, принятая и утвержденная министрами. В ней были предусмотрены сложные технические работы: восстановление сооружений и памятников промышленной архитектуры и их музеефикация. К исполнению их предусматривалось привлечение высокопрофессиональных специализированных проектных и строительных организаций союзного значения: института «Уралгиромез», «УралстройНИИкомплект», «Спецпроектреставрация», Свердловский архитектурный институт и, конечно НТМК. Это было великолепное время – вдохновения и энтузиазма, когда каждый день был днем свершений, движения вперед. Были созданы основные экспозиций музея–завода. Музей-завод становился реальностью!
Но проблемы в стране нарастали. Заявляла о себя нарастающая инфляция. Мы подробно остановились на вопросе завода-музея, так как подобный проект впервые осуществлялся в России. Но, однако, в это время активно проходила и вся многообразная музейная деятельность – строительство экспозиции Музея быта и ремесел и горнозаводского населения, новые выставки, оборудование новых хранилищ, перемещение коллекций из аварийного здания в Нижние Провиансткие склады, экскурсии, лекции, экспедиции…
Музейная жизнь происходит в постоянной динамике. Однако при решении важных повседневных дней совершенно необходимо видеть перспективу развития, особенно это важно для такого многопрофильного учреждения, как музей-заповедник – все его структурные подразделения должны развиваться в тесной взаимосвязи, чтобы картина уральской истории представала во всей полноте и богатстве. И музейный коллектив Нижнетагильского музея-заповедника, руководимый И.Г. Семеновым, вполне справлялся с такой нелегкой задачей, в сложнейшей обстановке 1990-х годов, когда уменьшилось, а то и прекратилось финансирование многих направлений и проектов, когда в городе возникли многомесячные задержки выплаты заработной платы, которые в конце 1990-х годов достигали несколько месяцев. И какой бы сложности не вставали задачи, какие проблемы не возникали бы – генеральный директор музея-заповедника, всегда предельно сосредоточенный, собранный, доброжелательный подавал пример своим сотрудникам в работе, в отношении к делу. Иван Григорьевич понимал, что лучшее средство от депрессии – это работа и еще раз работа.
Не удивительно, что к концу 1990-х годов развитие музея-заповедника привело к возникновению идеи индустриально-ландшафтного парка, создание которого могло бы способствовать решению большого комплекса культурных научных и социально-экономических проблем в городе. В 1990-е и начале 2000-х годов в Нижнем Тагиле прошли международные научно-практические конференции по проблемам сохранения индустриального наследия.
В рамках международного сотрудничества возрастал не только престиж, но
и профессиональный опыт научного коллектива музея.
А у истоков таких грандиозных замыслов стоит Иван Григорьевич Семенов. Он пришел в краеведческий музей, располагающийся в одном здании, и создал музей-заповедник, в состав которого вошли более десяти объектов, в том числе и в других городах. В каждом объекте, в каждом здании, экспозиции и экспонате есть частичка его души, его труда! И сейчас, несмотря на преклонный возраст, Иван Григорьевич, не спешит использовать право на заслуженный отдых. В 2010-х года вышло четыре(!) книги, в которых он выступил автором составителем!
Вклад И.Г. Семенова в развитие культуры и города высоко оценен правительственными наградами: орденами «Знак Почета», «Трудового Красного Знамени», орденом Дружбы. С гордостью Иван Григорьевич носит звание Заслуженного работника культуры РФ, Почетного гражданина города Нижний Тагил, Почетного члена Академии искусств и художественных ремесел им. Демидова. В 2006 году был награжден «Почетным знаком ИКОМ России» за значительный вклад в развитие международного музейного сотрудничества, а в 2014 стал лауреатом премии Губернатора Свердловской области им. О.К. Клера ««За значительный вклад в развитие музейного дела».
Ольга Халяева, зав. отделом по работе со СМИ и информационному обеспечению