Лога. Первый роман А.П. Бондина
Литературное наследие Алексея Петровича Бондина разнообразно и по тематике и по жанрам. Он писал пьесы, очерки, рассказы, повести и романы. Ему, с его знанием жизни, с трудовым и житейским опытом, было что сказать.
В 1932 году вышел из печати первый роман А.П. Бондина «Лога», который показывает широкую картину приискового Урала - в своем произведении писатель представил жизнь уральских старателей в начале XX века.Легенды о золоте передавались из поколения в поколение, их писатель собрал из рассказов детей и внуков уральских старателей, когда обошел с блокнотом в руках весь прииск «Красный Урал» в Висимо-Шайтанском районе. Замечательно прослежен Бондиным противоречивый и сложный психологический процесс в самом интересном персонаже «Логов» - потомственном старателе Якове Старобогатове. По наследству от деда вместе с домом получил он и старательское ремесло. С детства перекапывал он уральские лога в погоне за «фартом». Близость к золоту, которое так редко и трудно дается в руки, держит его в состоянии постоянной «лихорадки». Изо всех сил тянется он к большому богатству, но вот толково распорядиться им у него не получается в силу его необразованности. Большие деньги вскружили Якову голову, он богател и разорялся снова.
В 1934 году выходит вторая часть романа «Лога». Бондин хотел рассказать о том, как рабочие взяли власть в свои руки, стали хозяевами богатейших уральских недр. Но в то время эта задача была еще не по силам писателю. Автор сам признавался, что поспешил с публикацией второй части «Логов». До конца жизни он мечтал вернуться к этому материалу и переделать роман, но мечта так и не осуществилась.
Роман «Лога» стал для А.П. Бондина экзаменом на литературную зрелость. Писатель решал задачу композиционной целостности огромного объема художественного произведения, стремился на типично уральском материале проследить борьбу двух миров на протяжении десятилетий. И это ему удалось. Старательство составляет целый пласт культуры Урала. И роман «Лога» сейчас представляет не только художественную, но и историческую ценность, настолько ярко и подробно в нем описан труд и быт золотоискателей.
Анастасия Третьякова, научный сотрудник Нижнетагильского музея-заповедника