Дочка – в колыбельку, приданое – в коробейку
Одним из самых популярных предметов домашнего быта на Руси был сундук. Использовали его для хранения одежды и ценных вещей, а также как лежанку и даже стол.
Примерно в девять лет каждая девочка получала свой сундук, который постепенно наполнялся приданым. В недрах сундука бережно хранилось: постельное белье, покрывала, салфетки, скатерти, полотенца, вышитые девушкой собственноручно, необходимая одежда и еще много полезных и ценных вещей, с которыми можно было начинать новую жизнь.
Самые красивые и надежные сундуки делали на Урале. Тагильские, невьянские, быньговские сундуки продавались на крупных ярмарках того времени: Ирбитской и Нижегородской, оттуда товары уходили далеко за пределы Урала, а иногда доходили и до Персии.
Чтобы изготовить сундук, требовались усилия мастеров разных специальностей. Одни делали из сосновых досок плотно сколоченный короб сундука, другие – металлические замки, третьи – ручки и петли, четвертые – обивали прочеканенными железными полосами крышку и боковые стенки, укрепляли полосовой жестью углы и края сундука для прочности. Металл на уральских сундуках был как оправа для драгоценных самоцветов. Он облагораживал дерево, придавал изделиям не только необходимую прочность, но и привлекательный внешний вид.
В середине XIX века в моду вошли расписные сундуки, особенно славились тагильские сундуки, на стенках которых изображались сюжетные картины. Особенно яркими были так называемые «свадебные» сундуки, которые входили в приданое невесты.
В экспозиции Музея истории подносного промысла представлен новодел свадебного сундука XIX века, который воспроизводит оригинал, ждущий реставрации.
В реконструкции сундука, проведенной с использованием цифровых технологий, принимала участие творческая группа тагильских художников В.А. Бухнера, А.П. Шлёмова, Г.П. Бабина.
Роспись на сундуке выполнена в стиле лубка, только в основе его не русские бытовые сюжеты, а сцены из модного в то время немецкого сентиментального романа. Яркая и сочная лубочная роспись сочетается с другим традиционным видом росписи – золотным трафаретным орнаментом. Золоченая кайма из стилизованного цветочного орнамента обрамляет сюжетные сценки, придавая живописным композициям законченный вид и особую праздничность.
Расписные сундуки использовались во многих обрядах, в первую очередь в свадебном.
Поездка за драгоценным ящиком и его выкуп были обязательными элементами праздника. Этот обряд назывался «глухой воз»: во время венчания приданое невесты отвозили в дом жениха. Увоз приданого сопровождается песней, комментирующей происходящее. Приданое из невестиных сундуков с гордостью показывали всему народу, а уж родне жениха - тем более. Пусть знают, какое «сокровище» приходит к ним в дом…
Мода, культурные и социальные традиции общества меняются. Сундуки для приданого давно остались в прошлом. Да и само представление о приданом невесты изменилось. Теперь расписные сундуки редкие и желанные экспонаты, напоминающие нам об обычаях и ремеслах ушедшей эпохи.
Мария Геннадьевна Маркина, научный сотрудник музея-заповедника «Горнозаводской Урал»
Примерно в девять лет каждая девочка получала свой сундук, который постепенно наполнялся приданым. В недрах сундука бережно хранилось: постельное белье, покрывала, салфетки, скатерти, полотенца, вышитые девушкой собственноручно, необходимая одежда и еще много полезных и ценных вещей, с которыми можно было начинать новую жизнь.
Самые красивые и надежные сундуки делали на Урале. Тагильские, невьянские, быньговские сундуки продавались на крупных ярмарках того времени: Ирбитской и Нижегородской, оттуда товары уходили далеко за пределы Урала, а иногда доходили и до Персии.
Чтобы изготовить сундук, требовались усилия мастеров разных специальностей. Одни делали из сосновых досок плотно сколоченный короб сундука, другие – металлические замки, третьи – ручки и петли, четвертые – обивали прочеканенными железными полосами крышку и боковые стенки, укрепляли полосовой жестью углы и края сундука для прочности. Металл на уральских сундуках был как оправа для драгоценных самоцветов. Он облагораживал дерево, придавал изделиям не только необходимую прочность, но и привлекательный внешний вид.
В середине XIX века в моду вошли расписные сундуки, особенно славились тагильские сундуки, на стенках которых изображались сюжетные картины. Особенно яркими были так называемые «свадебные» сундуки, которые входили в приданое невесты.
В экспозиции Музея истории подносного промысла представлен новодел свадебного сундука XIX века, который воспроизводит оригинал, ждущий реставрации.
В реконструкции сундука, проведенной с использованием цифровых технологий, принимала участие творческая группа тагильских художников В.А. Бухнера, А.П. Шлёмова, Г.П. Бабина.
Роспись на сундуке выполнена в стиле лубка, только в основе его не русские бытовые сюжеты, а сцены из модного в то время немецкого сентиментального романа. Яркая и сочная лубочная роспись сочетается с другим традиционным видом росписи – золотным трафаретным орнаментом. Золоченая кайма из стилизованного цветочного орнамента обрамляет сюжетные сценки, придавая живописным композициям законченный вид и особую праздничность.
Расписные сундуки использовались во многих обрядах, в первую очередь в свадебном.
Поездка за драгоценным ящиком и его выкуп были обязательными элементами праздника. Этот обряд назывался «глухой воз»: во время венчания приданое невесты отвозили в дом жениха. Увоз приданого сопровождается песней, комментирующей происходящее. Приданое из невестиных сундуков с гордостью показывали всему народу, а уж родне жениха - тем более. Пусть знают, какое «сокровище» приходит к ним в дом…
Мода, культурные и социальные традиции общества меняются. Сундуки для приданого давно остались в прошлом. Да и само представление о приданом невесты изменилось. Теперь расписные сундуки редкие и желанные экспонаты, напоминающие нам об обычаях и ремеслах ушедшей эпохи.
Мария Геннадьевна Маркина, научный сотрудник музея-заповедника «Горнозаводской Урал»