Aa Aa Aa
Aa Aa Aa
Aa Aa Aa
Обычная версия
Научная деятельность

ВСЯКИЙ, КТО ДОРОС - СПЕШИ НА СЕНОКОС!

Будни и праздники, их чередование и ритм сопровождают человека на протяжении всей жизни. Но было особое время в году, когда напряженная работа и праздничные гуляния сливались воедино – это время сенокоса. Обеспечить фуражом домашний и рабочий скот было важнейшей задачей для населения. В это значимое для жизни заводского поселка время почти полностью приостанавливались работы на заводах и рудниках, а рабочие отпускались в неоплачиваемый месячный отпуск.


T2uKp6L_3Js.jpg




На сенокос выходили всем миром. Косари шли на работу с песнями, работали азартно, выставляя себя напоказ. Как правило, траву косили мужчины косой «стойкой» или косой-горбушей, очень похожей на большой серп. Нож и рукоять её были «горбаты», изогнуты и работают ей согнувшись (сгорбившись). Но зато такой косой удобно работать там, где рельеф местности неровный. Косят, попеременно разворачивая остриё влево-вправо, что особенно удобно для местности с кочками, камнями, лесными полянами.

bMDi3eaZ4RA.jpg





Женщины ворошили (переворачивали) сено деревянными граблями, потому что такие грабли были легче, и их можно было изготовить «под себя». Когда сено высыхало, его сгребали в длинные валы вдоль поля. Молодые девки в искусно расшитых праздничных рубахах рисовались перед женихами, дружно работая граблями и сопровождая работу общей песней.



o89GrkljXEw.jpg





В отличие от жатвы, уборка сена почиталась чистой и праздничной работой. Кроме того, часто именно в период сенокоса молодые парни присматривали себе невесту, а девушки стремились показать себя с лучшей стороны – работящими, красивыми, поющими! Специально для покоса женщины изготавливали обрядовую рубаху-покосницу, которую надевали без сарафана, только с узким пояском. Подол, ворот и рукава рубахи украшали древними орнаментами, символизирующими плодородие, подчеркивали особую связь женщин с матерью-землей.


LQELK3C_oCM.jpg




Жители горнозаводского поселка гордо говорили: «Мы не деревенские, лаптей не нашивали», но жарким летом невозможно ходить в кожаной обуви, поэтому на покосе носили ступни. Внешне ступни похожи на лапти, но сплетены они не из лыка, а из бересты и надеваются на голую ногу. В такой берестяной обуви удобно было выполнять работу по дому и работать на покосе.



eUdqnzRTbBg.jpg







Намахавшись косами, старики после обеда отдыхали в теньке, а неугомонная молодёжь уходила в лес собирать ягоды. Для сбора ягод и грибов из берестяных полос плели заплечные пестери и корзинки различной формы, а для детей и молодых девушек изготавливали набирушки-ягодницы. Выполненные из бересты в виде небольшой «сумочки через плечо» они не обязывали к большому сбору ягод, поэтому такие походы в лес становились для детворы и развлечением, и удовольствием. Вообще, береста как материал для изготовления бытовых изделий привлекала народных мастеров с давних пор. Самыми распространенными в хозяйстве были бураки.

9oVvn3DXybM.jpg




Бурак (туес) – ёмкость, сделанная из берёзовой коры (бересты) и предназначенная для хранения пищевых продуктов. Бурак лёгок, удобен, водонепроницаем, а воздушная прослойка между пластами бересты создаёт эффект термоса. Сверху бурак плотно закрывался крышкой, что делало его идеальной посудой для долгого хранения молока, воды или кваса. Использовался бурак и для хранения сыпучих продуктов. Бураки различных размеров, наполненные припасами, семья брала с собой на покос.


md9Hss8REdA.jpg




Тяжелый труд сполна вознаграждался вечерней совместной трапезой и ночными посиделками, на которые собирались от мала до велика. Часто посиделки сопровождались гуляниями. Скошено да смётано – славно поработано!




Мария Маркина,
научный сотрудник Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал».