О чем рассказал «петух»…
В богатой коллекции самоваров музея-заповедника «Горнозаводской Урал» хранится мечта многих советских хозяек и украшение любой кухни - остродефицитный в свое время электрический самовар «Петух», который в силу оригинальности своей формы относится к подарочным самоварам советского периода.
Глядя на него, действительно, видишь задорного жирного петушка, который, расставив лапки – ножки самовара, расправив красные крылья –ручки самовара, бойко вытянул свою голову – кран самовара и клюёт рассыпанные у лапок зерна, рельефно выступающие на круглой подставке – основе самовара. У этого чудо-петушка с блестящими никелем боками имеется даже хвост – накладка, прикрывающая место соединения электрошнура и самовара. Весь рельеф корпуса с удивительным чувством умеренности и вкуса передает нам внешний вид и характер задорного птицы. Он умеет даже петь: в конфорке самовара имеется свисток, оповещающий хозяев петушка, о том, что пора начинать чаепитие и поскорее снимать заварочный чайник с широкой и удобной конфорки.
По периметру шаровидного корпуса самовара рельефными славянскими буквами начертано мудрое изречение «Самовар кипит – уходить не велит!». Кажется, что если нарушить сию самоварную заповедь и уйти, не допив чая, от такого задорного петушка, то он соскочит со своего блестящего пьедестала и клюнет таки, непоседливого гостя. И будет прав, ведь такая вещь располагает к задушевной неспешной беседе с милыми сердцу людьми, а может быть, настоящему русскому чаепитию, где вся семья – от мала до велика собирается за большим столом!
Приобрести, или как тогда говорили «достать», электросамовар в 80-е годы ХХ века – эпоху всеобщего дефицита, было делом нелегким, а иногда почти невозможным. Такая вещь в доме говорила о достатке в семье, «умении жить» и придавала веса в обществе своим владельцам. Приходилось договариваться и через десятые руки приобретать вожделенную вещь, записываться в очередь на её покупку, либо самому отправляться за ней в дальний путь. Нередко подобные вещи приобретались во время командировки для себя и родни, а если можно, то и про запас. Такими вещами могли так и не воспользоваться, достаточно было просто слыть их обладателем.
На 80-е гг. ХХ в. пришелся настоящий ренессанс русского самовара. Можно было встретить блестящие никелированные самовары разной формы: рюмки, банки, шары, и даже «космические спутники». Они преображали серую однотипную обстановку советских кухонь и роскошно смотрелись рядом с крашеными табуретками и безликими кухонными шкафами.
Самовары было принято дарить первым лицам государства. К примеру, их получали в подарок в советское время И.В. Сталин, Н.С. Хрущёв, Л.И. Брежнев, а в 1994 г. самовар «Русское поле» из рук первого президента РФ Б.Н. Ельцина получила сама королева Великобритании Елизавета II.
Самовары, как один из национальных символов России, дарили иностранным гостям, а также коллегам, уходящим на заслуженный отдых, юбилярам, новобрачным, родственникам.
Самовары выпускались в Туле, Ленинграде, Днепропетровске, Самаре.
Музейный самовар-петух был сделан на Арендном предприятии ТНП г. Куйбышева (Самара) в знаменательный 1991 год – год распада Советского Союза. Стоил он тогда 115 руб., именно такая цена выдавлена на его донышке. Это было недешево - при средней заводской стоимости самовара обычной формы (банка, рюмка) в 1991-м 40- 45 рублей и средней зарплате в стране 300-400 рублей. При этом в октябре 1991-м килограмм мяса в Москве стоил уже 70 - 80 руб., хотя еще в сентябре того же года его можно было купить за 50-60 руб.
Уже 2 января 1992 г. вступил в действие указ Президента РСФСР Б.Н. Ельцина от 03.12.1991 «О мерах по либерализации цен», отменивший фиксированные цены на товары. «Рынок все отрегулировал сам», заводские цены исчезли с товаров (и самоваров с 1992 г.в. тоже) и вместо 115 руб. самовар был закуплен музеем аж за 1800 руб. специально для пополнения коллекции самоваров.
История формы самовара восходит ко второй пол. ХIХ в., когда подобные вещи очень часто изготавливали по эскизу художника на заказ, по особым чугунным оправкам. Задумывались такие самовары нарядно, стоили баснословно дорого и выпускались в небольших количествах. Таким заказным самоваром был «Петух», послуживший основой для создания описываемого советского самовара «Петух». Эскиз модели самовара ХIХ века, как считается, разработал художник В.М. Васнецов. Самовар предназначался для показа на Всемирной промышленной выставке в Вене в 1873 году.
Он и вправду был похож на сказочного петушка: ножки - курьи лапки, ручки напоминают растопыренные крылья, кран имитирует петушиную голову с клювом и кудрявым гребешком.
На высокой трубе безымянный мастер вычеканил надпись - «Самовар, что море Соловецкое. Пьют из него за здоровье молодецкое», а на конфорке вывел славянской вязью: «Без соли, без хлеба плохая беседа» и «Самовар кипит, уходить не велит». Запечатлена на нем и еще мудрость: «Где есть чай, там и под елью рай».
На выставке в Вене «Петух» получил золотую медаль. Вернувшись из триумфальной заграничной поездки, он долгое время находился у одного зажиточного московского купца, который очень гордился своим удачным приобретением. После октябрьского переворота самовар куда-то пропал и объявился только в 1925 году на Сухаревском рынке. Помятый, с позеленевшими стенками, он был так жалок, что на него никто не обратил внимание. Московская актриса Е. Г. Андреева заметила былого медалиста и купила для своей коллекции старинных вещей. Ныне «Петух», возрожденный после реставрации, находится в фондах Русского музея.
Вот и получается, что советский электрический самовар «Петух» оказался одной из самых интересных массовых вещей, история которой восходит к замечательному предмету ХIХ века.
Антон Васенев,
научный сотрудник Нижнетагильского музея-заповедника
Глядя на него, действительно, видишь задорного жирного петушка, который, расставив лапки – ножки самовара, расправив красные крылья –ручки самовара, бойко вытянул свою голову – кран самовара и клюёт рассыпанные у лапок зерна, рельефно выступающие на круглой подставке – основе самовара. У этого чудо-петушка с блестящими никелем боками имеется даже хвост – накладка, прикрывающая место соединения электрошнура и самовара. Весь рельеф корпуса с удивительным чувством умеренности и вкуса передает нам внешний вид и характер задорного птицы. Он умеет даже петь: в конфорке самовара имеется свисток, оповещающий хозяев петушка, о том, что пора начинать чаепитие и поскорее снимать заварочный чайник с широкой и удобной конфорки.
По периметру шаровидного корпуса самовара рельефными славянскими буквами начертано мудрое изречение «Самовар кипит – уходить не велит!». Кажется, что если нарушить сию самоварную заповедь и уйти, не допив чая, от такого задорного петушка, то он соскочит со своего блестящего пьедестала и клюнет таки, непоседливого гостя. И будет прав, ведь такая вещь располагает к задушевной неспешной беседе с милыми сердцу людьми, а может быть, настоящему русскому чаепитию, где вся семья – от мала до велика собирается за большим столом!
Приобрести, или как тогда говорили «достать», электросамовар в 80-е годы ХХ века – эпоху всеобщего дефицита, было делом нелегким, а иногда почти невозможным. Такая вещь в доме говорила о достатке в семье, «умении жить» и придавала веса в обществе своим владельцам. Приходилось договариваться и через десятые руки приобретать вожделенную вещь, записываться в очередь на её покупку, либо самому отправляться за ней в дальний путь. Нередко подобные вещи приобретались во время командировки для себя и родни, а если можно, то и про запас. Такими вещами могли так и не воспользоваться, достаточно было просто слыть их обладателем.
На 80-е гг. ХХ в. пришелся настоящий ренессанс русского самовара. Можно было встретить блестящие никелированные самовары разной формы: рюмки, банки, шары, и даже «космические спутники». Они преображали серую однотипную обстановку советских кухонь и роскошно смотрелись рядом с крашеными табуретками и безликими кухонными шкафами.
Самовары было принято дарить первым лицам государства. К примеру, их получали в подарок в советское время И.В. Сталин, Н.С. Хрущёв, Л.И. Брежнев, а в 1994 г. самовар «Русское поле» из рук первого президента РФ Б.Н. Ельцина получила сама королева Великобритании Елизавета II.
Самовары, как один из национальных символов России, дарили иностранным гостям, а также коллегам, уходящим на заслуженный отдых, юбилярам, новобрачным, родственникам.
Самовары выпускались в Туле, Ленинграде, Днепропетровске, Самаре.
Музейный самовар-петух был сделан на Арендном предприятии ТНП г. Куйбышева (Самара) в знаменательный 1991 год – год распада Советского Союза. Стоил он тогда 115 руб., именно такая цена выдавлена на его донышке. Это было недешево - при средней заводской стоимости самовара обычной формы (банка, рюмка) в 1991-м 40- 45 рублей и средней зарплате в стране 300-400 рублей. При этом в октябре 1991-м килограмм мяса в Москве стоил уже 70 - 80 руб., хотя еще в сентябре того же года его можно было купить за 50-60 руб.
Уже 2 января 1992 г. вступил в действие указ Президента РСФСР Б.Н. Ельцина от 03.12.1991 «О мерах по либерализации цен», отменивший фиксированные цены на товары. «Рынок все отрегулировал сам», заводские цены исчезли с товаров (и самоваров с 1992 г.в. тоже) и вместо 115 руб. самовар был закуплен музеем аж за 1800 руб. специально для пополнения коллекции самоваров.
История формы самовара восходит ко второй пол. ХIХ в., когда подобные вещи очень часто изготавливали по эскизу художника на заказ, по особым чугунным оправкам. Задумывались такие самовары нарядно, стоили баснословно дорого и выпускались в небольших количествах. Таким заказным самоваром был «Петух», послуживший основой для создания описываемого советского самовара «Петух». Эскиз модели самовара ХIХ века, как считается, разработал художник В.М. Васнецов. Самовар предназначался для показа на Всемирной промышленной выставке в Вене в 1873 году.
Он и вправду был похож на сказочного петушка: ножки - курьи лапки, ручки напоминают растопыренные крылья, кран имитирует петушиную голову с клювом и кудрявым гребешком.
На высокой трубе безымянный мастер вычеканил надпись - «Самовар, что море Соловецкое. Пьют из него за здоровье молодецкое», а на конфорке вывел славянской вязью: «Без соли, без хлеба плохая беседа» и «Самовар кипит, уходить не велит». Запечатлена на нем и еще мудрость: «Где есть чай, там и под елью рай».
На выставке в Вене «Петух» получил золотую медаль. Вернувшись из триумфальной заграничной поездки, он долгое время находился у одного зажиточного московского купца, который очень гордился своим удачным приобретением. После октябрьского переворота самовар куда-то пропал и объявился только в 1925 году на Сухаревском рынке. Помятый, с позеленевшими стенками, он был так жалок, что на него никто не обратил внимание. Московская актриса Е. Г. Андреева заметила былого медалиста и купила для своей коллекции старинных вещей. Ныне «Петух», возрожденный после реставрации, находится в фондах Русского музея.
Вот и получается, что советский электрический самовар «Петух» оказался одной из самых интересных массовых вещей, история которой восходит к замечательному предмету ХIХ века.
Антон Васенев,
научный сотрудник Нижнетагильского музея-заповедника