Хранитель жалованной грамоты на дворянство
В экспозиции Нижнетагильского музея-заповедника находится необычный стол-шкатулка для хранения жалованной грамоты Демидовых на потомственное дворянство.
Изящный столик на фигурных ножках выполнен из зеленой и красной меди. Роспись на столешнице представляет 19 медальонов с гербами российских губерний, царским гербом и овальным портретом Екатерины I в центре. На внутренней стороне откидной крышки – герб дворян Демидовых. Герб был разработан графом Ф. М. Санти, основоположником российской геральдики, обучавшийся геральдическому искусству во Франции.
Нижнетагильская заводская контора получила от заводовладельца Никиты Акинфиевича Демидова точную модель ящика, «в котором для фамилии как то дипломы, патенты и прочие доказательства сохраняться будут». Но этот ящик, имеющий вид столика, тагильским мастерам предписывалось сделать «по искуснее» из меди.
Важность назначения столика – хранение царской привилегии на потомственное дворянство в стенах Слободского дома Никиты Акинфиевича Демидова в Москве – определила этот заказ лучшим мастерам лакового дела Худояровым – Вавиле и Федору, изобретателям хрустального тагильского лака.
Работа была выполнена в 1785 году. Готовый столик был привезен в Москву, где занял почетное место в одной из комнат Слободского дома.
После 1827 года Демидовы передали Слободской дом казне, а судьба стола-шкатулки в течение более полутора столетий оставалась неизвестной.
История возвращения столика в Нижний Тагил, на родину, где он был изготовлен, носит почти детективный характер.
Однажды бывший тагильчанин, известный археолог Вадим Федорович Старков, побывал в Москве на выставке частных коллекций в Останкино, где увидел этот удивительный медный столик с росписью. Об этом он сообщил в Нижнетагильский музей. Так началась операция по возвращению столика на родину.
В то время стол-шкатулка принадлежал известному советскому меценату, коллекционеру Феликсу Евгеньевичу Вишневскому. По приезду в Москву сотрудники музея поспешили встретиться с Вишневским. Встретил он гостей любезно, познакомил со своими удивительными и разнообразными коллекциями, показал и заветный столик-шкатулку. Но безвозмездно передать его в Тагил, естественно, не захотел. Предложил обмен. Ни много, ни мало, за столик он хотел получить гордость тагильского музея – портрет Авроры Демидовой-Карамзиной кисти Карла Брюллова. Цена оказалась слишком высока. Обсуждение этого вопроса продолжалось более 10 лет. И только после смерти Вишневского волю покойного отца исполнил его сын. Он продал столик с гербами Нижнетагильскому музею за 2000 рублей – тогда это была огромная сумма.
Когда в 1992 году открылась экспозиция историко-краеведческого музея, тагильчане впервые увидели этот демидовский раритет, который и сегодня вызывает неподдельный интерес посетителей.
Ирина Юрьевна Матвеева, зам. директора по научной работе музея-заповедника