Aa Aa Aa
Aa Aa Aa
Aa Aa Aa
Обычная версия
Научная деятельность

Яркие цветы на красном фоне



Яркие цветы на красном фоне




Собрание платков и шалей Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал» насчитывает более 150 единиц: легких шелковых, теплых шерстяных и простых ситцевых, ярких и нарядных.

Среди них внимание привлекает ситценабивной платок конца XIX- начала XX веков, принадлежащий в свое время крестьянке Тамбовской губернии, позже переехавшей в г.Н.Тагил.

Платок размером 94х103,5 см, имеет прямоугольную форму. На ярком красном фоне расположен многоцветный растительный узор. В середине в шахматном порядке расположены разноцветные мелкие цветы и веточки с желтыми контурными линиями. Средник выделен рамочкой в виде полосы из небольших желтых точек. Кайма платка оформлена крупными цветами с синими, желтыми вкраплениями и белыми контурными линиями. Края каймы выделены рамой из двух рядов окружностей: бело-синих и зеленых с желтой полосой с фигурными краями. Две противоположные стороны – не обработаны, другие две - с узкой кромкой. На лицевой стороне одной из сторон расположено клеймо-штамп: «Т=во М=ры С. Посылина-фабр.въг.Шуъ».
Необходимость ставить клейма на тканях была обусловлена таможенной политикой Российского государства и соображениями фискального порядка. Подделка клемма каралась конфискацией в пользу того предприятия, чье клеймо было фальсифицировано. Рисунок сам по себе представлял ценность. Для того чтобы рисунок не мог быть использован конкурентами, он страховался. Вот такое серьезное отношение было к товарам народного потребления.
Интересна и история развития текстильного предприятия. «Мануфактура Ст. И. Посылина» была образована в 1820 г. и располагалась в г.Шуе Владимирской губернии, одном из центров ситценабивного производства. В 1841 г. произошел раздел имущества Посылиных между Михаилом Степановичем (сын Степана) и его дядей, организовавшем «Фабрику Алексея Посылина». Именно на «Фабрике Алексея Посылина» в 1847 г. были применены первые перротины – ситцепечатные машины, которые печатали плоскими формами сразу несколькими красками, именно с них началась механизация ситценабивного производства. Но случилось несчастье. В пожаре, произошедшем в 1873 г. сгорели все машины. Поэтому платки стали производиться старым ручным способом. Так было до 1909 г., когда были закуплены две печатные машины.

Наш платок выполнен ручным способом. Об этом свидетельствуют некоторые «погрешности» печати – слегка смещенные контуры рисунка.


cd-YuDVPJoc.jpg






В 1883 г. фабрика Михаила Степановича Посылина была преобразована в паевое «Товарищество мануфактуры Ст. Посылина». Эти факты позволяют нам определить дату производства платка: с 1883 по 1909 год.

 Изготовление набойки — один из древних видов народного декоративно-прикладного искусства, встречающийся у многих народов. В России технология изготовления набивных тканей известна с X века. Массовое производство набойки и расцвет промыслов, занимающихся изготовлением набивных тканей, пришёлся на XVIII — первую половину XIX века. В XVIII веке в русской набойке были распространены крупные сложные узоры, требовавши мастерства для получения ровного рисунка. В XIX веке стали распространены более мелкие рисунки. Небольшие набивные доски стали предметом повседневного обихода, они продавались на ярмарках повсеместно. Для набойки изготавливают деревянные формы-штампы с узором. Изготовление таких форм — особое искусство резчика. Формы бывают резные деревянные — манеры, или наборные — медные пластины с гвоздиками, в которых узор набирается из медных пластин или проволоки. При набивке на ткань накладывают покрытую краской форму и ударяют по ней специальным молотком - киянкой. Отсюда и название «набойка», «набивка». Для многоцветных рисунков число печатных форм должно соответствовать числу цветов. На нашем платке присутствует семь цветов, это еще раз доказывает высокий уровень профессионализма наших далеких предков. Нашему платку не менее 110 лет, а он сохранил свою нарядность, краски не потеряли своей насыщенности. Это говорит о качестве применяемых тогда красителей.


Талантом художников создано бесценное художественное наследие, бережно сохраняемое в музеях России. И наш платок, выполненный методом ручной набойки, является прекрасным образцом старинной технологии изготовления и высокого уровня мастерства российских текстильщиков.




Бастрикова О.А. – научный сотрудник Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал»