Aa Aa Aa
Aa Aa Aa
Aa Aa Aa
Обычная версия
Научная деятельность

«Пароход «Тагил» – пароход-долгожитель

Одним из недавно поступивших экспонатов в Нижнетагильский музей-заповедник «Горнозаводской Урал» стала модель старинного парохода под ёмким и понятным названием «Тагил». Эту модель изготовил и подарил музею воспитанник Станции Юных техников (СЮТ-2) Владислав Лютый, ставший в 2015г. лауреатом ежегодной премии имени Аммоса Черепанова. Эта премия присуждается юным мастерам и изобретателям за достижения в техническом творчестве, и по традиции с 2005 года вручается в стенах Историко-технического музея «Дом Черепановых». Такой подарок пришелся как нельзя кстати, все дело в том, что сотрудники музея начали сбор материалов по истории речного судоходства на Горнозаводском Урале.



ckytyZrA4A8.jpg
Макет парохода «Тагил». Автор В.Лютый,2015 г.




История парохода «Тагил» интересна и увлекательна. Многие считают его первым пароходом, построенным на Нижнетагильском заводе. Официальной датой рождения первого тагильского парохода является 1858 год. О нём содержатся разнообразные сведения из самых различных источников, относящихся ко второй половине XIX и первой трети ХХ веков. По этим данным следует, что пароход «Тагил» почти 80 лет находился на плаву, поэтому его по праву можно назвать настоящим долгожителем и свидетелем многих исторических событий.


Достаточно подробные сведения о первом пароходе оставил тагильский краевед А.Ф.Кожевников, который ещё мальчишкой носил обеды своему родному дяде и опекуну Демиду Николаевичу Васильеву, работавшему машинистом на этом пароходе.





Васильев+Демид+Ни+колаевич+-машинист+парохода+Тагил.jpg
Васильев Демид Николаевич, машинист парохода



По воспоминаниям Кожевникова, пароход «Тагил» был построен на Механической фабрике Нижнетагильского завода ещё до отмены крепостного права в России. Он имел паровую машину системы «Компаунд» с двумя цилиндрами, которые приводили в движение большие гребные колёса по обеим сторонам от палубы. Поэтому пароход считался колёсным, а не винтовым. При вращении колёс, лопасти, загребая воду, оставляли за кормой на глади пруда волны-буруны на десятки метров. Пароход был предназначен для буксировки дров и брёвен для заводских нужд. Грузы перевозились пароходом на двух баржах по Тагильскому пруду. На каждой барже стояли по одному рулевому, которые направляли их ход, выравнивая с курсом парохода. Период навигации длился с середины весны и до поздней осени. Грузы доставлялись пароходом с двух пристаней. Первая пристань находилась на Малой Кушве, за Скорбященским женским монастырём. Здесь грузились в баржи дрова, поленницы которых тянулись вдоль берега пруда. Вторая находилась в верховьях пруда, напротив села Николо-Павловское, и называлась «Рыбак». Доставляемые грузы пароход пришвартовывал для выгрузки у главной заводской пристани напротив доменного цеха старого Демидовского завода.




Ворота+заводской+пристани+для+парохода.jpg
Ворота заводской пристани для парохода




Несмотря на своё рабочее назначение, внешне пароход выглядел привлекательно. Он был окрашен в белый и голубой цвета, на перилах крепились спасательные круги и багры с шестами, которые использовались при швартовании. Вообще, на пароходе всегда поддерживалась чистота и порядок. Летом в выходные дни и большие праздники устраивались катания на пароходе по Тагильскому пруду, причём привилегированная публика располагалась на палубах (задняя палуба была оснащена тентом от солнца и дождя), а остальным отводились места только на барже. Плата с пассажиров не взималась.


В торжественных случаях, когда в наши края наведывались особо важные гости, заводское руководство предпочитало их доставлять в Нижний Тагил по воде, чтобы гости могли увидеть панораму Нижнетагильского завода в самом впечатляющем ракурсе – с водной глади заводского пруда. В таком случае гостей встречали на дальней Анатольской пристани в верхнем течении реки Тагил, где их пересаживали с конных экипажей на пароход. На задней палубе под тентом приезжих уже ждали столы, убранные самыми изысканными угощениями. И оставшиеся десять верст гостей доставляли водным путём, совмещая обзор красивых пейзажей за бортом с «тагильским хлебосольством». Среди важных персон, которых перевёз по этому маршруту пароход «Тагил» были академики и крупные специалисты в области геологии Н.И.Кокшаров и Н.Н.Зинин, президент Российского минералогического общества Николай Романовский, герцог Лейхтенбергский, Анатолий Павлович Демидов, Великая княгиня Елизавета Фёдоровна и многие другие.


Пережив лихие годы гражданской войны, пароход «Тагил» ещё некоторое время оставался на плаву. Он, как и прежде, доставлял топливо к заводскому причалу, а в выходные и праздничные дни катал детей и взрослых по заводскому пруду.




Пароход+Тагил+буксирует+баржу+с+лесоматериалами+с+пристани+Рыбак.jpg
Пароход «Тагил» буксирует баржу с лесоматериалами с пристани «Рыбак»




В начале 1930-х гг. наш пароход, как физически и морально устаревшее водное транспортное средство, был списан. По непроверенным сведениям, списанный пароход был приобретён частным лицом в качестве паровой машины двойного действия. Судя по всему, когда двигатель был демонтирован, корпус парохода мог быть пущен на переплавку в доменную печь, которую он так исправно кормил дровами на протяжении более полувека. Печальный конец истории тагильского парохода вряд ли может устроить неравнодушных людей. А к таковым можно отнести и юных моделистов из Станции Юных техников, которые взялись изучить историю первого тагильского парохода и изготовить его макет. Точку в этой истории ставить рано, потому что в последнее время среди краеведов и юных техников бытует мнение, что корпус парохода «Тагил» сохранился и лежит вот уже почти сто лет на дне заводского пруда, прямо под горой Лисьей!».







Евгений Михайлович Ставцев, заведующий Историко-техническим музеем «Дом Черепановых»