«Пароход «Тагил» – пароход-долгожитель
Одним из недавно поступивших экспонатов в Нижнетагильский музей-заповедник «Горнозаводской Урал» стала модель старинного парохода под ёмким и понятным названием «Тагил». Эту модель изготовил и подарил музею воспитанник Станции Юных техников (СЮТ-2) Владислав Лютый, ставший в 2015г. лауреатом ежегодной премии имени Аммоса Черепанова. Эта премия присуждается юным мастерам и изобретателям за достижения в техническом творчестве, и по традиции с 2005 года вручается в стенах Историко-технического музея «Дом Черепановых». Такой подарок пришелся как нельзя кстати, все дело в том, что сотрудники музея начали сбор материалов по истории речного судоходства на Горнозаводском Урале.
Макет парохода «Тагил». Автор В.Лютый,2015 г.
История парохода «Тагил» интересна и увлекательна. Многие считают его первым пароходом, построенным на Нижнетагильском заводе. Официальной датой рождения первого тагильского парохода является 1858 год. О нём содержатся разнообразные сведения из самых различных источников, относящихся ко второй половине XIX и первой трети ХХ веков. По этим данным следует, что пароход «Тагил» почти 80 лет находился на плаву, поэтому его по праву можно назвать настоящим долгожителем и свидетелем многих исторических событий.
Достаточно подробные сведения о первом пароходе оставил тагильский краевед А.Ф.Кожевников, который ещё мальчишкой носил обеды своему родному дяде и опекуну Демиду Николаевичу Васильеву, работавшему машинистом на этом пароходе.
Васильев Демид Николаевич, машинист парохода
По воспоминаниям Кожевникова, пароход «Тагил» был построен на Механической фабрике Нижнетагильского завода ещё до отмены крепостного права в России. Он имел паровую машину системы «Компаунд» с двумя цилиндрами, которые приводили в движение большие гребные колёса по обеим сторонам от палубы. Поэтому пароход считался колёсным, а не винтовым. При вращении колёс, лопасти, загребая воду, оставляли за кормой на глади пруда волны-буруны на десятки метров. Пароход был предназначен для буксировки дров и брёвен для заводских нужд. Грузы перевозились пароходом на двух баржах по Тагильскому пруду. На каждой барже стояли по одному рулевому, которые направляли их ход, выравнивая с курсом парохода. Период навигации длился с середины весны и до поздней осени. Грузы доставлялись пароходом с двух пристаней. Первая пристань находилась на Малой Кушве, за Скорбященским женским монастырём. Здесь грузились в баржи дрова, поленницы которых тянулись вдоль берега пруда. Вторая находилась в верховьях пруда, напротив села Николо-Павловское, и называлась «Рыбак». Доставляемые грузы пароход пришвартовывал для выгрузки у главной заводской пристани напротив доменного цеха старого Демидовского завода.
Ворота заводской пристани для парохода
Несмотря на своё рабочее назначение, внешне пароход выглядел привлекательно. Он был окрашен в белый и голубой цвета, на перилах крепились спасательные круги и багры с шестами, которые использовались при швартовании. Вообще, на пароходе всегда поддерживалась чистота и порядок. Летом в выходные дни и большие праздники устраивались катания на пароходе по Тагильскому пруду, причём привилегированная публика располагалась на палубах (задняя палуба была оснащена тентом от солнца и дождя), а остальным отводились места только на барже. Плата с пассажиров не взималась.
В торжественных случаях, когда в наши края наведывались особо важные гости, заводское руководство предпочитало их доставлять в Нижний Тагил по воде, чтобы гости могли увидеть панораму Нижнетагильского завода в самом впечатляющем ракурсе – с водной глади заводского пруда. В таком случае гостей встречали на дальней Анатольской пристани в верхнем течении реки Тагил, где их пересаживали с конных экипажей на пароход. На задней палубе под тентом приезжих уже ждали столы, убранные самыми изысканными угощениями. И оставшиеся десять верст гостей доставляли водным путём, совмещая обзор красивых пейзажей за бортом с «тагильским хлебосольством». Среди важных персон, которых перевёз по этому маршруту пароход «Тагил» были академики и крупные специалисты в области геологии Н.И.Кокшаров и Н.Н.Зинин, президент Российского минералогического общества Николай Романовский, герцог Лейхтенбергский, Анатолий Павлович Демидов, Великая княгиня Елизавета Фёдоровна и многие другие.
Пережив лихие годы гражданской войны, пароход «Тагил» ещё некоторое время оставался на плаву. Он, как и прежде, доставлял топливо к заводскому причалу, а в выходные и праздничные дни катал детей и взрослых по заводскому пруду.
Пароход «Тагил» буксирует баржу с лесоматериалами с пристани «Рыбак»
В начале 1930-х гг. наш пароход, как физически и морально устаревшее водное транспортное средство, был списан. По непроверенным сведениям, списанный пароход был приобретён частным лицом в качестве паровой машины двойного действия. Судя по всему, когда двигатель был демонтирован, корпус парохода мог быть пущен на переплавку в доменную печь, которую он так исправно кормил дровами на протяжении более полувека. Печальный конец истории тагильского парохода вряд ли может устроить неравнодушных людей. А к таковым можно отнести и юных моделистов из Станции Юных техников, которые взялись изучить историю первого тагильского парохода и изготовить его макет. Точку в этой истории ставить рано, потому что в последнее время среди краеведов и юных техников бытует мнение, что корпус парохода «Тагил» сохранился и лежит вот уже почти сто лет на дне заводского пруда, прямо под горой Лисьей!».
Евгений Михайлович Ставцев, заведующий Историко-техническим музеем «Дом Черепановых»