ЧУДО-ПИАНИНО МАСТЕРА ШАМИНА
Сборка электронного пианино продолжалась три года. Фото 1961 г.
Газета «Тагильский вариант» № 19 от 06. июня 2013 года
Евгений Ставцев,
зав. научно-техническим музеем «Дом Черепановых»
ЧУДО-ПИАНИНО МАСТЕРА ШАМИНА
Недавно в фонды Нижнетагильского музея-заповедника поступил необычный экспонат. Внешним видом он напоминает небольшое пианино: есть белые и чёрные клавиши, педали для ног, вот только над клавишами на вертикальной панели выступают рычаги, переключатели и кнопки, а если открыть верхнюю крышку и заглянуть внутрь, так вообще дух захватывает – целое скопление проводов, ламп и ещё множество разных деталей, не относящихся к музыке. К этому необычному пианино прилагается инструкция, представляющая собой целую папку пожелтевших от времени бумаг, с начерченными и нарисованными от руки замысловатыми схемами, на которых крестиками и, заштрихованными цветными карандашами, кружками обозначены важные элементы. Я осторожно, как старинные манускрипты, перелистывал карты-схемы, всё больше удивляясь тому, что найдётся ли сейчас человек, способный разобраться в этих шифрах и кодах, чтобы заставить чудо-пианино заработать вновь, как тогда, когда был жив его создатель.
Я хочу рассказать вам об удивительном человеке, создавшим это необыкновенное пианино, который, быть может, пополнит плеяду тагильских мастеров-изобретателей, прославивших Нижний Тагил. Но об этом судить вам.
Этот тагильский умелец не сделал великих открытий и изобретений, подобно Черепановым, Артамонову, или Егору Кузнецову, но вся его жизнь была наполнена творчеством, в котором тесно переплелись знания электромеханики и радиотехники с неиссякаемой любовью к музыке. Звали его Виктор Григорьевич Шамин (1924-2005).
В.Г. Шамин. Фото 1950-е гг.
В 1961 году Виктор Григорьевич завершил свою трёхлетнюю работу над изготовлением необыкновенного электронно-музыкального инструмента, внешне напоминающего пианино. Вот только вместо привычных струн, здесь хитро-переплетённые провода, подсоединённые к различным радиодеталям. Нажимая на клавиши и меняя тембр звука, можно было получить самую разнообразную окраску звучания, напоминающую звуки органа, трубы и даже целого оркестра. Это необычное пианино можно назвать предшественником современных синтезаторов.
Виктор Шамин не изобрёл это пианино – он его самостоятельно изготовил и усовершенствовал, взяв за основу уже недавно созданный электронно-музыкальный инструмент рижского конструктора-радиоинженера Л.Вингриса.
Тагильский мастер, большую часть деталей и узлов инструмента изготовил самостоятельно и собрал их по схеме, которую увидел в журнале «Радио» за 1958 год. Совершенствуя ряд деталей, он внёс много нового и своего в конструкцию пианино.
«Какие только композиции не разыгрывал папа вечерами, сидя за клавиатурой своего пианино. – Вспоминает дочь мастера Ирина Викторовна Шатова. – Он исполнял классику, музыку из старых советских и зарубежных фильмов, русские романсы и вальсы, среди которых были «Утомлённые солнцем», «Брызги шампанского», «Огни большого города» и другие».
Музыкальный вечер в доме Шаминых. Фото 1961 г.
Надо сказать, что электронное пианино попало в музей именно благодаря усилиям Ирины Викторовны. Вместе с инструментом и папкой радиосхем, она передала и кассету с аудиозаписями музыкальных произведений, исполненных Виктором Григорьевичем на своём пианино. Так что, даже если не удастся восстановить рабочие функции инструмента, записи его игры всё равно можно будет услышать.
Музыкальные пристрастия Виктора Шамина были разнообразными, как и перечень музыкальных инструментов, которые он освоил. Виктор Григорьевич прекрасно играл на скрипке, аккордеоне и баяне, очень любил гитару, играл на духовых инструментах и, естественно, на фортепиано.
При этом надо отметить, что он освоил игру на всех этих музыкальных инструментах самостоятельно – у Виктора Георгиевича не было музыкального образования(!)
Широта музыкальных интересов были лишь одной из сторон его многогранной натуры. Он серьёзно занимался фотографией, охотой, любил путешествовать, увлекался классической русской и зарубежной литературой, даже сам писал стихи.
В его личной библиотеке можно было найти книги по истории мировой музыкальной культуры и словарь по неорганической химии; справочники радиолюбителя и журналы «Вокруг света»; полное собрание сочинений Бальзака и Достоевского.
И всё это уместилось в, казалось бы, обыкновенном электрике рельсо-балочного цеха НТМК, которым проработал всю жизнь Виктор Григорьевич, с того момента, как накануне Великой Отечественной войны, закончил Горно-металлургический техникум.
Музыкант и электрик в одном лице. Фото 1950-х гг.
Но Виктор Григорьевич Шамин не был обыкновенным человеком, как и многие тагильские мастера прошлых столетий, он происходил из простого народа, из рабочей среды, из которой, как раз, и выходили яркие и самобытные личности, талантливые от природы и постоянно стремящиеся к самообразованию и совершенствованию не только себя, но и окружающего их мира.
Познакомиться с творчеством тагильского мастера Виктора Шамина и увидеть его электронное пианино, по сути, являющееся первым на Урале синтезатором, можно в историко-техническом музее «Дом Черепановых».
ВВЕРХ