ПРОМЫШЛЕННАЯ АРХИТЕКТУРА: МЕХАНИЧЕСКИЙ ЦЕХ
Нижнетагильский чугуноплавильный и железоделательный завод (сегодня – музей «Эко-индустриальный технопарк «Старый демидовский завод») – это уникальный источник информации о развитии отечественного металлургического производства XVIII–XX веков.
На экскурсиях посетители узнают не только о технике и технологиях. Объектом внимания становится и промышленная архитектура. Ведь облик исторических цехов хранит в себе немало сведений о развитии заводской территории.
Завод является результатом крупного промышленного строительства, развернувшегося на Урале в XVIII веке. Первоначально здания заводских цехов были деревянными. Строительство отдельных каменных корпусов производственного назначения датируется историческими источниками концом XVIII – началом XIX века. В первую очередь, переход к каменному строительству был обусловлен стремлением предотвратить многочисленные пожары.
Это привело к тому, что в конце XVIII – первой трети XIX веков заводская территория перестраивалась. Здания цехов начали возводить из долговечного материала – кирпича. Часть построек с некоторыми изменениями сохранилась до настоящего времени.
Для упорядочения строительства в XIX в. были предприняты меры, в числе которых учреждение звания заводского архитектора. В его обязанность входило руководство проектированием и строительством заводских строений. В период с 1840-х по 1860-е годы эту должность на Нижнетагильском заводе занимал крепостной архитектор Кирилл Алексеевич Луценко. Облик заводских цехов, возведённых по его проектам, отличался простотой и функциональностью, а архитектурные решения сочетались с производственными особенностями зданий, что соответствовало сложившимся в первой половине XIX века принципам заводского строительства. К числу кирпичных зданий, построенных в 1840-е годы под руководством Луценко, относится механический цех, специализирующийся на изготовлении и ремонте заводских орудий труда.
Впервые механический цех отмечен на «Плане устройства фабрики при Нижнетагильском заводе» 1851 года как «механическая фабрика». Согласно плану, «механическая фабрика» являлась частью комплекса построек, замыкающих восточную границу заводской территории, в который также входили кузнечный цех и штанговый корпус. «Механическая» занимала два помещения по обе стороны от штангового корпуса.

«План устройства фабрики при Нижнетагильском заводе», 1851 год.
Цветом выделена «механическая фабрика»
Облик этого здания, в том числе и «механической фабрики», мы можем видеть на двух картинах: «Панорамный вид Нижнетагильского завода Демидовых» П. П. Веденецкого и «Гуляние на Лисьей горе» И. Ф. Худоярова. Художники запечатлели Нижнетагильский завод в 1830–1840-е годы. На картинах изображено вытянутое «Г»-образное здание, именно на его основе в дальнейшем будет сформирован полный комплекс механообрабатывающего производства. В него входили механический цех, кузница, столярный корпус. В течение всего периода существования здание перестраивалось.

«Панорамный вид нижнетагильского завода Демидовых» П. П. Веденецкий, 1830-е–1840-е гг.
Цветом выделен комплекс построек, частью которого являлась «механическая фабрика».

«Гуляние на Лисьей горе» И. Ф. Худояров, 1830-е–1840-е гг. Фрагмент
Механический цех Нижнетагильского завода был оснащен самым совершенным по тому времени оборудованием. Известно, что к 1859 г. в цехе работали станки разного типа и назначения, изготовленные тагильскими механиками Козопасовым, Мокеевым и, позднее, Гультманом, перевезенные с Выйского завода станки Черепановых, а также машины, купленные в Англии, Санкт-Петербурге и на механической фабрике Тета в Екатеринбурге.
Благодаря лучшему техническому оснащению и мастерству заводских рабочих в механическом цехе Нижнетагильского завода изготавливали оборудование, необходимое для заводских нужд. Один из шведских специалистов, работавших на заводе, – К. Беккер, – в 1858 году построил самую сильную в то время на Урале воздуходувную машину. В 1859 году в механическом цехе построен пароход «Опыт», предназначавшийся для перевозок грузов по реке Чусовой.
К 1890-м годам механический цех занимал обширное помещение, соединённое пристроем со зданием заводской конторы.

План Нижнетагильского завода. 1890-е гг.
Цветом выделен объём механического цеха.
Расширение механообрабатывающего производства привело к тому, что в 1892 году механический цех был преобразован в самостоятельный механический завод, действовавший вплоть до революции 1917 года.
Этому сопутствовал процесс перестройки здания цеха. Чтобы разместить крупногабаритное оборудование в механическом цехе, его увеличивали в объёме, расширяли и надстраивали. В конце 1880-х – 1892 годах по проекту главного механика завода В. С. Кононова здание было реконструировано и оборудовано мостовым краном. До наших дней сохранилась конструкция этого крана: подкрановые балки, опирающиеся на литые колонны стилизованного тосканского ордера. Интересной деталью является то, что нижняя часть колонн запроектирована в качестве шкафчиков для инструментов рабочих.

Внутренний вид механического цеха. Фото начала XX в. Виден мостовой кран и подкрановые колонны

Литые подкрановые колонны. Фото 2025 г.
После революции 1917 года и гражданской войны механический цех был восстановлен одним из первых, так как ремонтные службы завода должны были приступить к реконструкции всего заводского хозяйства. Уже в годы первых пятилеток механическая служба завода выполняла большие и сложные заказы по обеспечению реконструируемых цехов оборудованием и запасными частями.
В период Великой Отечественной войны в механическом цехе изготавливали корпуса авиабомб и снарядов малого калибра.
В марте 1957 года металлургический завод им. В. В. Куйбышева вошел в состав Нижнетагильского металлургического комбината и механический цех вместе с котельным, кузнечным и фасонолитейным образовали ремонтно-механический цех №2 НТМК. В 1973 году к нему присоединили цех по ремонту спецподвижного состава (ЦРСПС).
В 1989 году после закрытия основного производства началась постепенная музеефикация территории бывшего металлургического завода, так как он вошёл в состав Нижнетагильского музея-заповедника Горнозаводского дела Среднего Урала. Однако в здании механического цеха вплоть до 2014 года располагался цех ремонта металлического оборудования «ЕВРАЗ НТМК».
В настоящий момент механический цех находится в ведении музея-заповедника и является одним из самых интересных объектов показа в экскурсионном маршруте по территории завода. Историю его развития, в буквальном смысле, демонстрирует архитектурный облик и изменения, которые происходили со зданием.
Сегодня здание цеха представляет собой сложный комплекс одноэтажных разновеликих и разновременных по постройке объемов, напоминающих в плане латинскую букву «F».

Механический цех. Снимок со спутника
Фасады здания решены в духе промышленной классической архитектуры. Их отличают высокие арочные оконные проёмы, необходимые для лучшего освещения цехового пространства. Этим же целям когда-то служили застеклённые ворота главных въездов в цех, которые, к сожалению, были утрачены.

Архитектурные детали восточного пристроя механического цеха

Служащие и рабочие у ворот механического цеха. Фото 1890-х гг. Видны остеклённые створки ворот


Особую архитектурную выразительность имеет северный фасад основного объема 1892 года постройки, выполненный в духе русско-византийской архитектуры. Рассматривать множество деталей, украшающих фасад, представляет отдельное удовольствие.

Северный фасад основного объёма, решённый в русско-византийском стиле. Фото начала XX в.
Центральная ось фасада акцентирована щипцом, в тимпан которого вписан пирамидальный аркатурный пояс с чередованием ниш и узких арочных проемов.

Въезд фланкирован двумя узкими ризалитами, на каждом из которых расположены оконные проёмы лучкового завершения и сдвоенные арочные ниши с рамочными наличниками.

Завершаются ризалиты профилированным фризом с сухариками и парапетными столбиками на кирпичных кронштейнах, соединенных стенкой, украшенной аркатурным поясом.

Крылья фасада по обе стороны ризалита прорезаны тремя арочными окнами и фланкированы широкими лопатками с парапетными столбиками.

Здание механического цеха Нижнетагильского завода служило производственным целям более 150 лет. Со сменой функции, оно не потеряло своего значения и сегодня является объектом изучения как образец промышленной архитектуры, который даёт представление о развитии заводской территории.
Подобных заводских строений, сохранившихся практически в неизменном виде, осталось не так много. Чтобы сберечь их для будущих поколений, важно уделять внимание их всестороннему изучению и популяризации.
Брусницына Татьяна Дмитриевна,
научный сотрудник отдела по объектам культурного наследия и землепользованию музея-заповедника «Горнозаводской Урал»